Конспект
урока по русскому языку
3
класс
Тема урока: Словосочетания.
Цель урока: Сформировать у учащихся умения вычленять
словосочетания из предложений.
Оборудование: комплект мультимедийной аппаратуры.
Программное
обеспечение: презентация MS PowerPoint.
Ход урока:
1.
Мотивация к
учебной деятельности.
- Вы любите разгадывать головоломки?
- Зачем люди разгадывают головоломки? (тренируют мозг)
- Желаю вам удачи в этом увлекательном деле.
2. Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии.(5 мин)
- Что такое
анаграмма? (перестановка букв в слове)
Расшифруйте
анаграммы.
О С В Л О
П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И
В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е
(Слово, предложение, словосочетание)
- Что такое слово? (оно служит для обозначения предметов, их
признаков и действий)
- А предложение? (группа слов, которые связаны по
смыслу и выражают законченную мысль)
- Какие знаки препинаний ставятся в конце предложений? (Точка.
Вопросительный знак. Восклицательный знак.)
- Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные.)
- Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и
сказуемое.)
- Что такое словосочетание? (Это два слова, связанные по смыслу.)
- Для чего служит? (более точно называет предмет)
- Чем отличается предложение от словосочетания? (Предложение имеет
законченную мысль, а словосочетание нет.)
3.Пробное действие.
Идут в школу, играть, играть в
прятки, школа, дети идут, я играю в прятки.
- Определите признак
разбиения и запишите записи.
- Поднимите руку, кто
не справился с заданием? Чего вы не знаете?
- Поднимите руку, кто
распределил слова? Давайте проверим. Обоснуйте свой выбор.
(идут в школу, школа,)
играть в прятки,
дети идут
- Мнения разделились. Значит, мы столкнулись с
затруднением.
- Что будем делать? (думать)
4. Выявление причины затруднения.
- Что вам надо было сделать? (распределить слова на
группы)
- Почему не смогли выполнить задание? (Мы не знаем, что
относится к словосочетаниям)
5. Построение проекта выхода из
затруднения.
- Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать, что
такое словосочетание)
6. Реализация построенного проекта.
Для «открытия» новых знаний вам
необходимо выполнить несколько заданий.
Высоко на старой берёзе сидел любопытный
скворец.
- Запишите
предложение.
- Найдите главные
члены предложения. (сидел скворец)
- Можно ли назвать
словосочетанием подлежащее и сказуемое – сидел скворец? (нет, так как
подлежащее и сказуемое образуют предложение, которое служит для сообщения)
- Найдите и запишите
словосочетания.
(скворец (какой?)
любопытный,
сидел (где?) на
берёзе,
сидел (как) высоко,
на берёзе (какой?)
старой)
- Из каких слов
состоит словосочетание? (главного и зависимого)
- Почему «зависимое»
слово так называется? (от главного можно поставить вопрос)
- Какие слова отнесём
к «главному» слову? (подлежащее, сказуемое, второстепенный член предложения)
- В любую ли форму можно поставить «зависимое»
слово? (нет, какую форму имеет «главное» слово, такую будет иметь и «зависимое»,
оно от него зависит)
- Можно ли назвать словосочетанием «на берёзе»?
(нет, так как «на» - это предлог – не самостоятельная часть речи)
- Сделайте вывод. Что
такое словосочетание? Для чего служит? (Это два слова, связанные по смыслу и
грамматически, оно более точно называет предмет)
7. Физминутка.
8. Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи.
Игра в мяч.
- Поймай мяч и перестрой сочетание слов так,
чтобы имя сущ. было «главным» словом, а имя прилаг. – «зависимым»
Цветок из стекла (стеклянный цветок)
Сок из малины (малиновый сок)
Окунь из моря (морской окунь)
Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)
Дорога у деревни (деревенская дорога)
Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)
Рано утром (раннее утро)
9.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Пришло
время для самостоятельной работы.
- У.с. 85 № 137
- Проверьте свою
работу.
− У кого возникли затруднения при выполнении задания?
(Нужно ещё потренироваться)
- У кого задание
не вызвало затруднения? (Хорошо усвоили правило)
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель мы ставили на уроке? (Узнать,
что такое словосочетание)
− Удалось ли достичь цели?
− Что же такое словосочетание? (Это два слова, связанные по смыслу и
грамматически, оно более точно называет предмет)
− Теперь я предлагаю
вам оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами 1, 2, 3. Выберите
картинку, поднимите соответствующий номер.
- Если вы в
чём-то ещё не уверены, не огорчайтесь. У вас будет возможность хорошо во всём
разобраться, а пока дома потренируйтесь в нахождении словосочетаний У.с.
85 № 138.
- Я желаю вам
удачи и прощаюсь с вами.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.