Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока по русскому языку на тему

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока.doc

                                            Местоимение как часть речи

                                         (урок русского языка в 4 классе)

 

Тип урока: усвоение новых знаний

                                                                 

Технология: РКМЧП и ИКТ

 

Методы и приемы: метод активного чтения, кластер, таблица ЗУХ,  синквейн.

 

Цель: Создать условия для формирования понятия о местоимении как части речи, употреблении  местоимений в своей речи.

 

 

Задачи

1.      Познакомить учащихся с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи; учить осознанному употреблению местоимений в речи.

  1. Развивать коммуникативные  умения,  мышление, используя технологию РКМчп.

 

  1. Формировать способности учеников к деловому общению друг с другом,   учителем.

 

 

 

 

Оборудование : проектор, ноутбуки (один на парту), 3 ватмана (1 на группу)

 

 

Список использованной информации:

 

 

http://www.fcior.edu.ru/card/10712/obobshenie-po-teme-mestoimenie-upotreblenie-mestoimeniy-v-tekste-p.html

 

http://www.kmspb.narod.ru./posobie/tehnol.htm

 

 

 

 

 

 

                    


Стадия (фаза)

Деятельность

 

      учителя

Деятельность

 

      учащихся

Приемы и методы

1.     Вызов:

 

·       Орг.момент.

·       Работа с эпиграфом. Слайд 2

-Наш урок хотелось бы начать со слов Эзопа. Кто знает: кто это?

 

§  «При помощи языка люди общаются, решают вопросы,приветствуют, выражают ласку, радость, получают знания, развивают культуру».Слайд 3

-Как вы понимаете эти слова?

-Откройте тетради, запишите дату. Слайд4

 

·       Игра «Угадай антоним». (приложение 1)

-Тему нашего урока мы узнаем по начальным буквам полученных слов. Запишите слова-антонимы в тетрадь в столбик

-Выскажите свои предположения. Слайд 5

·       Заполнение кластера. Слайд 6

-Каждый индивидуально в своих тетрадях заполните, что вам известно о местоимениях. По сигналу работа в группах (по рядам, каждый встает и работает в своей группе на последней парте), для совместного составления кластера. По сигналу выслушиваем каждую группу.

 

Вызов уже имеющихся знаний по изученному  и  изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученики устанавливают межпредметную  и межкурсовую связь. Каждый  ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Предположение по ключевым  словам, буквам;

систематизация материала (графическая): кластер                              

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать мнения других, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей.

2.     Осмысления:

·       Работа с информационным текстом (приложение 2).

-Как вы думаете, вам все известно о местоимениях, исходя из кластеров? Вам предлагаю поработать с текстом                    « Местоимение», используя пометки. Слайд 7

·       Работа с таблицей .                                          ( приложение 3) Слайд8  

Учащиеся заполняют каждый свою таблицу. Учитель на доске заполняет общую.

                - Вы многое узнали из текста новое. Но у нас есть и вопросы. Как быть? Где мы можем найти ответы? ( На уроке при работе с учебником, у родителей, в следующих классах)

·                       Работа по учебнику.

-Прочитайте правило. Скажите, оно помогло вам ответить на некоторые вопросы?

·                       Зарядка для глаз.

- На рабочем столе ноутбука откройте папку «Гимнастика для глаз № 2». Слайд 9

-Следим за движением бабочек глазами, один ученик на парте работает мышкой.

 

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знаний «старого» к «новому». Отслеживает степень активности работы, внимательности чтения.

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие раннее вопросы и затруднения.

 Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

Методы активного чтения:

 маркировка с использованием значка «V», «+», «-», «?»

 

 (по мере чтения становятся на полях), таблица ЗУХ

 

Непосредственный контакт  с информацией (текст), работа ведется индивидуально, затем фронтально

3.     Рефлексии:

·       Игра «Соедини по смыслу». Слайд 10

-Предлагаю закрепить правило, используя игру, для этого разделимся на 2 группы: девочки и мальчики. Каждая группа  работает на своем  коврике, который расположен в конце класса, на своих листах.

По сигналу - проверка. Каждая группа выстраивается по рядам между парт и зачитывает свою версию.

·       Работа с электронным тестом                             « Местоимение. Употребление местоимений в тексте».  Задание 4 Юбилей графина. http://www.fcior.edu.ru/card/10712/obobshenie-po-teme-mestoimenie-upotreblenie-mestoimeniy-v-tekste-p.html

 

- Кто выполнил  100%? Кто- 90% Кто –меньше 50%. Что посоветуете тем ученикам, кто выполнил меньше 50%?

 

·       Работа с кластером.

- Вернемся к кластеру. Что изменим, что добавим?

·       Синквейн  или диаманта.

-Каждый индивидуально в тетради, на выбор,  напишет синквейн или диаманту.

 

·       Самооценка. Слайд 11

Возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям, вносит изменения, дополнения, дает  творческие, практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новою» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Установление причинно- следственных связей между блоками информации;

Ответы на   поставленные вопросы.

Синквейн

 

Диаманта

Использование ЭОР с сайта www.fcior.edu.ru  предполагает работу в паре, игра « Соедини по смыслу»-в группе. Стадия несет оценочную функцию (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка соответственной позиции, оценка процесса).

 

 

 

 

 


                                                                                                        Приложение 1

 

 

                          Игра «Угадай антоним».  

 

                       Большой -…(маленький)

                        Искусственный - … (естественный)

                        Слабый -…(сильный)

                        Громко -  (тихо)

                        Тупой предмет - (острый)

                       Лживый - (искренний)

                       Женщина - (мужчина)

                      Искусственный водоем - (естественный)

                       Высокий - (низкий)

                       Отечественная продукция ( импортная)

                      Тусклый - яркий

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 2

                                      Текст "Понятие местоимение"
В русском языке есть слова, которые употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий.

   Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
   К местоимениям можно задать вопросы: кто? что? (я, он, мы); какой? чей? (этот, наш); как? где? когда? (так, там, тогда) и др. Какой вопрос следует задать, зависит от части речи, которую местоимение заменяет: Мой (чей?) брат ходит в детский сад. Там (где?) ему (кому?) нравится.
    Слов-местоимений в языке немного, но употребляются они чаще, чем слова других частей речи, так как одно и то же местоимение может употребляться вместо разных слов. 
   Общее грамматическое значение местоимений - указание на предметы, признаки, количество без названия их.

   В предложении местоимение обычно бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, определениями, как имена прилагательные, обстоятельствами, как наречия.
   Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Приложение 3

                           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Пояснительная записка к авторскому материалу.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материла

Савицкая Ирина Владимировна

Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МКОУ-Вагайцевская СОШ имени Н.Н.Медведева Ордынского района Новосибирской области, учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4

Название материала

Местоимение как часть речи

Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Конспект урока с презентацией

Название темы или раздела учебного курса

Местоимение

УМК, авторы образовательной программы

УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

Создать условия для формирования понятия о местоимении как части речи, употреблении  местоимений в своей речи.

Задачи

1.      Познакомить учащихся с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи; учить осознанному употреблению местоимений в речи.

  1. Развивать коммуникативные  умения,  мышление, используя технологию РКМчп.

 

  1. Формировать способности учеников к деловому общению друг с другом,   учителем.

 

 

Среда, редактор, в котором выполнен продукт

MsOffice 2007

Необходимое оборудование и материалы для занятия 

Проектор, ноутбуки, ватман

Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

Презентация

Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Конспект урока  русского языка с мультимедийным приложением . Используется технология  РКМЧП  Для воспроизведения электронного  учебного  модуля, размещенного в конспекте, может потребоваться установка свободно распространяемого программного обеспечения – проигрывателя ресурсов.

Список используемых источников

http://www.fcior.edu.ru/card/10712/obobshenie-po-teme-mestoimenie-upotreblenie-mestoimeniy-v-tekste-p.html

http://www.kmspb.narod.ru./posobie/tehnol.htm

Если авторский материал  был ранее где-то опубликован или размещен, то укажите его местонахождение или адрес сайта (ссылку). Либо сделайте пометку: данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался

Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался

Укажите раздел библиотеки ТГ «Начальная школа» для опубликования материала (Разделы библиотеки можно посмотреть по ссылке: http://metodisty.ru/m/groups/files/nachalnaya_shkola)

Русский язык, конспекты уроков

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация.pptx

Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Савицкая Ирина Владимировна, учитель начальных классов « Местоимение как час...

    1 слайд

    Савицкая Ирина Владимировна, учитель начальных классов
    « Местоимение как часть речи»
    Урок русского языка с использованием
    ТРКМЧП и ИКТ


    2014г
    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Вагайцевская
    средняя общеобразовательная школа
    Ордынского района Новосибирской области

  • 2 слайд


  • «При помощи языка люди общаются, решают вопросы,  приветствуют, выражают л...

    3 слайд

    «При помощи языка люди общаются, решают вопросы, приветствуют, выражают ласку, радость, получают знания, развивают культуру».

  • Двадцатое февраля                       Классная работа

    4 слайд

    Двадцатое февраля
    Классная работа

  • 

Местоимения

    5 слайд



    Местоимения


  •                        кластерместоимение

    6 слайд

    кластер
    местоимение

  • Чтение с пометками


v –это я знал;

+ - это для меня новое

? – хочу спросить

    7 слайд

    Чтение с пометками




    v –это я знал;

    + - это для меня новое

    ? – хочу спросить

  • Таблица

    8 слайд

    Таблица

  • 9 слайд

  • Игра «Соедини по смыслу»Он                                              девоч...

    10 слайд

    Игра «Соедини по смыслу»
    Он девочка
    мяч
    кукла
    Она яблоко
    гриб
    Оно окно

  • Рефлексия Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы нау...

    11 слайд

    Рефлексия
    Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
    Вы считаете, что научились определять местоимения, но вам ещё нужна помощь.
    Вы считаете, что было трудно на уроке.

  • http://www.peoples.ru/art/literature/prose/humor/aesop/photo.html

http://ani...

    12 слайд

    http://www.peoples.ru/art/literature/prose/humor/aesop/photo.html

    http://animashky.ru

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В разработке представлена технологическая карта урока русского языка с презентацией на тему " Местоимение как часть речи".Урок с использованием УМК "Школа России" в 4 классе.

Урок открытие новых знаний .На уроке применяется технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо ",а именно такие приемы и методы,как графическая систематизация материала: кластер; маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); заполнение таблицы  (знаю, хочу узнать, узнал); синквейн,  диаманта.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 730 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 481
    • RAR 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Савицкая Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Савицкая Ирина Владимировна
    Савицкая Ирина Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5190
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 268 человек из 55 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 16 регионов

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 396 человек из 65 регионов

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе