Подготовка к работе с текстом
|
Музыка
Григ « Элегия»
Картина
« Грачи прилетели» Саврасова
|
Итак, мы начинаем…
Пожалуйста, Юля…..
-Каким настроением проникнуто стихотворение, какие мысли вызывает у
вас?
Такие строки посвятил своей Родине России Иван Алексеевич Бунин,
будучи в эмиграции. Особенно остро чувствуют связь с Родиной те, кто по каким
– либо обстоятельствам оказался вдали от неё.
Многие дни и месяцы был за границей и другой писатель – Виктор Викторович
Конецкий. Послушаем . Пожалуйста,………………………..
Влад. Конецкий в своих воспоминаниях о Родине.
Пожалуйста……..
Слушаю….
|
О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть. оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним. Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет , небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне..
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
( И.А.Бунин)
Настроением грусти, умиротворения, спокойствия….
Конецкий – русский писатель, капитан дальнего плавания
Родился в 1929 году в Ленинграде………………
………………………………………………………………….
………………………………………..
………………………………………..
…………………………………………………….
………………………………….
…………………………..
…………………………………………………………
Чтение текста
Слушают….
|
Эмоциональный настрой на работу
|
Словесный, наглядный
Беседа с учащимися по первичному восприятию текса
Вопросы к тексту
Структура текста
|
Слайд «Грачи прилетели».
Слайд Структура сочинения
|
----- О чём рассказывает автор в тексте?
--Куда летели маленькие птички?
--Что вспомнил автор, увидев маленьких,
беззащитных птиц?
---Да, эта картина нам тоже знакома.
Незатейливый пейзаж Средней полосы России, куда каждой весной прилетают
грачи, прилетают на родину, чтобы вывести потомство.
---- Как ведут себя «
великие, неугомонные путешественники»?
-Вспомним структуру текста ( из каких частей состоит
сочинение?)
Посмотрим, правильно ли мы назвали этапы работы?
|
О морском путешествии.,
О встрече со скворцами, которые возвращались на юг из средней
полосы России, с Родины,
Картину Саврасова « Грачи прилетели»
Хлопочут. Строят и поправляют гнёзда.-торопятся вывести потомство)
·
Проблема
·
Комментарий
·
Позиция автора (Аргументы)
·
Моя позиция ( Аргументы)
·
Заключение, вывод
|
Учатся строить монологическое высказывание
|
Анализ текста
Авторская позиция по отношению к искусству
Работа в тетрадях
Тип текста
Стиль отрывка
Работа по картине
|
Слайд 2
Саврасов «Грачи прилетели».
слайд картина Нестерова
« Видение отроку Варфоломею»
Музыка «Утро»
Беседа с учащимися
Слайд « видение отроку Варфоломею»
|
Работаем в парах
Прочитайте текст самостоятельно, определите круг проблем ( посоветовавшись друг с другом), которые
ставит автор в этом тексте. В своих высказываниях используйте выражения из карточки
№3 ( клише к части 3-ей)
-
-Итак, какие же проблемы ставит автор в этом тексте?
Прокомментируем проблему…
Актуальна ли она, почему автор размышляет
над ней?
Какая проблема уже, какая шире?
Мы с вами будем работать по второй проблеме
_ Определим позицию автора ко 2
проблеме Как автор относится к искусству?
Какое произведение искусства можно считать настоящим?
Найдите в тексте предложение, подтверждающее вашу мысль.
-Хорошо, запишем в карточке № 2
-
--
---Найдите, пожалуйста, художественные средства,
которые помогают нам понять настроение автора
--Определим тип текста, приведём доказательства
-- Определим стиль
текста ……………..
Хорошо..
Как мы можем проявить свою любовь к родине?
………………………………………………………………
Правильно, работать на её благо
- А что для этого нужно?
Огромное стремление к учёбе было и у
главного героя «Жития преподобного Сергия « -- мальчика Варфоломея. Вспомним
эту картину.
Послушаем ……
Какая была мечта у Варфоломея?
Приведите доказательство
– Кто помог мальчику?
|
Проблемы:
1.проблема ощущения Родины ( с чем связано ощущение Родины у русского
человека?)
………………………………….
2.Проблема назначения искусства ( какое произведение можно считать
произведением искусства?)
……Да, актуальна….. Многие молодые люди сейчас уезжают за границу в
поисках лучшей жизни
Уже – 1 проблема
Шире – 2 проблема
Настоящее произведение искусства « будит и освещает в соплеменнике
чувство Родины»( предложение 20, 23)
…………………………………….
Текст проникнут настроением грусти
Эпитеты : беззащитные птички. усталые созвездия
Антитеза
Метафора – распущённые ветром мокрые
комочки
Лексический повтор
« Это не опишешь, это возвращает в детство. Это связано…
Расссуждение с элементами повествования
публицистический ( воздействовать на
читателя) с элементами описания
работать на её благо
Выучиться, стать хорошим специалистом мастером
своего дела
Картина
Видение отроку
Варфоломею»
1889-1890
Картина
написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного
Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым. Отроку
Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил
читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил
его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле
отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и
ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на
Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым
Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок
отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и
вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте
и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он
"умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну",
достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку
со словами: "Прими сие и съешь, се тебе дается знамение благодати божия
и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал
ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте
умети зело добре". Так и случилось.
Нестеров
проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его
простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее
атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я
тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок
картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков
острова Капри. В том же альбоме возник эскиз вертикальной композиции этого
замысла, где, убрав часть пейзажа, художник акцентировал внимание на фигурах.
Но он, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж
должен воплощать чудесное.
Стать грамотным. Учиться..
« Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту»
Святой старец через просфору (Тело Христово) , Божья помощь
|
Учатся строить монологическое высказывание
|
Итог урока
Оценки
Домашее задание
|
|
Итак, подведём итоги
чем мы сегодня занимались на уроке?
Спасибо за работу, девочки. Вы сегодня в очередной раз …. Умницы..,
поставьте в дневники следующие
Оценки за работу на уроке:
Алина …..
Написать сочинение по данному тексту, используя материалы,
наработанные на уроке, на оценку «4»
На оценку «5» нужно проявить большую самостоятельность , а именно:
использовать свои примеры из художественной литературы, из живописи, из
архитектуры, скульптуры….
|
·
- учились писать сочинение
·
Определять проблему текста
·
Комментироваь её
·
Определять позицию автора по данному вопросу
·
Высказывать и аргументировать свою точку зрения
по данному вопросу
Записывают задание
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.