Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку для 7 класса.

Конспект урока по русскому языку для 7 класса.

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ �������� ����� �� �������� ����� ��� 7 ������.doc

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА

 

ТЕМА: «Языковые средства выразительности»

 

 

ВЫПОЛНИЛА: учитель русского языка МБОУ СОШ № 59 г.Нижнего Новгорода  Аверьянова Т.Н.

УЧЕБНИК: Русский язык. 7 класс. В 3 ч. Ч.1 / С.И. Львова, В.В. Львов.-М.: Мнемозина, 2009 г.

 

 

ЦЕЛЬ УРОКА: 1) Обобщить полученные ранее сведения о языковых средствах выразительности речи (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные средства).

                            2)Совершенствовать навыки элементарного языкового анализа художественных текстов.

 

 

 

ХОД УРОКА:

 

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Запись числа, классная работа.

2.АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. (Запись на доске)

 

Одуванчик лекарственный - это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см….Млечный сок растения содержит 2-3 % каучуковых веществ.

 

 

Одуванчик придорожный

Был, как солнце, золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым…

 

Ты неси на крыльях ветра

Золотые семена,

Чтобы солнечным рассветом

Возвратилась к нам весна.

               (В. Степанов)

 

 

Учитель: В чем сходство данных текстов? (Тема-одуванчик)

                 В чем отличие данных текстов? Какой текст на ваш взгляд более эмоционален и выразителен? С помощью чего это достигается? (Выразительных средств, художественных тропов). Найдите тропы во втором тексте. (Работа с терминами: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение).

Какова же тема нашего урока ? Какую цель мы должны поставить на данный урок?

 

Запись темы в тетрадь. «Языковые средства выразительности»

Учитель: Для чего мы используем в отдельных предложениях и целом тексте выразительные средства?

                   В каких стилях речи важна эмоциональность, а в каких она неуместна?

Таким образом, сегодня на уроке мы обратимся к текстам художественной литературы и средствам выразительности используемых в них.

 

 

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

 

Задание № 1.

 

1)Запишите предложение приёмом поморфемного письма. Проведите синтаксический разбор.

 

Клоч-к-ами  пис-ем  не-от-правл-енн-ых бел-е-ют  льд-ин-ы  на рек-е.

                                                                                       

                                                                                               (Р. Артамонов)

(Повест., невоскл., простое, распр.)

 

2)Прочитайте выразительно. Опишите картину, которая возникает в вашем воображении. Какой изобразительный прием использует автор в этом фрагменте? (Метафора- скрытое сравнение).

 

 

Задание № 2.

 

1) Выразительно прочитайте строки из стихотворения С.А.Есенина. Определите какие выразительные средства использует поэт для создания образа и выразительности речи.

2) Выпишите художественные тропы.

 

 

 

Отговорила роща золотая

Березовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

 

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

 

 

3) Выпишите из отрывка причастия и деепричастия, разберите их по составу.

 

 

 

Задание № 3.

 

Откройте учебник на стр.155, упр. 398, текст 2. Прочитайте выразительно прозаический текст, выделите в нем выразительные средства.

 

 

Итак, мы пронаблюдали, что как в отдельном предложении, так и в лирическом и прозаических текстах художественной литературы встречаются выразительные средства языка. Они позволяют ярче представить образ, о котором идет речь в тексте.

 

 

Задание № 4.

 

(Запись на доске).

Костер рябины красной. (С.Есенин)

Клочками писем неотправленных. (Р.Артамонов)

Ярко-желтое солнышко цветка.(Ю.Аракчеев)

 

 

На доске записаны метафоры, которые вы сейчас нашли в текстах. Выберете понравившуюся вам метафору и напишите сочинение-миниатюру (художественную зарисовку) из 3-5 предложений, в котором раскройте образ, скрывающийся в метафоре. Используйте другие выразительные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные задания.

 

Задание 1 : Прочитайте выразительно текст. Какой прием автор использует для создания образа, выразительности речи? Напишите как вам видится данный образ.(Звукопись)

 

 

Грянул гром нежданно, наобум,

Яростный удар и гул протяжный.

А потом пронёсся легкий шум,

Торопливый, радостный и влажный.

(С. Маршак )

 

 

 

 

 

Задание 2 : Прочитайте выразительно текст. Какой прием автор использует для создания образа, выразительности речи? Напишите как вам видится данный образ.(Уменьшительно-ласкательные суффиксы)

 

 

НАСТЕНЬКА

 

 

Вот она проходит стёжкой,

Вот идёт на пальчиках,

На серебряных сережках

Солнечные зайчики !...

Вот она, она, она,

Просто всем теперь видна :

В синем сарафанчике,

На боках карманчики,

В косах одуванчики,

В серых глазках огонек…

(До чего хорош денек!)

(А. Прокофьев)

 

 

 

Чтение текстов, прослушивание индивидуальных заданий.

 

 

 

4.ИТОГИ УРОКА.

Учитель: Какой вывод вы можете сделать. Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

                Что интересного и полезного вы «унесете» с сегодняшнего урока?

                Какое настроение у вас осталось после урока?

 

 

 

 

5.ПОСТОНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Учебник стр.157, упр.399

 

6. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку для 7 класса."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ЦЕЛЬ УРОКА: 1) Обобщить полученные ранее сведения о языковых средствах выразительности речи (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные средства).

 2)Совершенствовать навыки элементарного языкового анализа художественных текстов.

 Во время урока отрабатываются навыки поморфемного письма, вспоминаем морфологические характеристики причастий и деепричастий, отрабатываются умения видеть в тексте (лирическом,прозаическом) метафоры, эпитеты, олицетворения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; определять роль данных слов в тексте,раскрывая замысел автора.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 966 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 498
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1003
    • ZIP 11.5 кбайт
    • 56 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аверьянова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аверьянова Татьяна Николаевна
    Аверьянова Татьяна Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 4072
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе