КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА
ТЕМА: «Языковые средства выразительности»
ВЫПОЛНИЛА: учитель русского языка МБОУ СОШ № 59
г.Нижнего Новгорода Аверьянова Т.Н.
УЧЕБНИК: Русский язык. 7 класс. В 3 ч. Ч.1 / С.И.
Львова, В.В. Львов.-М.: Мнемозина, 2009 г.
ЦЕЛЬ УРОКА: 1) Обобщить полученные ранее сведения о
языковых средствах выразительности речи (фонетические, словообразовательные,
лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные средства).
2)Совершенствовать
навыки элементарного языкового анализа художественных текстов.
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
МОМЕНТ. Запись числа, классная работа.
2.АНАЛИТИЧЕСКАЯ
БЕСЕДА. (Запись на доске)
Одуванчик
лекарственный - это многолетнее травянистое растение высотой до 30 см….Млечный
сок растения содержит 2-3 % каучуковых веществ.
Одуванчик придорожный
Был, как солнце,
золотым,
Но отцвёл и стал
похожим
На пушистый белый
дым…
Ты неси на крыльях
ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным
рассветом
Возвратилась к нам
весна.
(В.
Степанов)
Учитель: В чем сходство данных текстов?
(Тема-одуванчик)
В
чем отличие данных текстов? Какой текст на ваш взгляд более эмоционален и
выразителен? С помощью чего это достигается? (Выразительных средств,
художественных тропов). Найдите тропы во втором тексте. (Работа с терминами:
метафора, эпитет, сравнение, олицетворение).
Какова же тема нашего
урока ? Какую цель мы должны поставить на данный урок?
Запись темы в
тетрадь. «Языковые средства
выразительности»
Учитель: Для чего мы используем в отдельных
предложениях и целом тексте выразительные средства?
В
каких стилях речи важна эмоциональность, а в каких она неуместна?
Таким образом,
сегодня на уроке мы обратимся к текстам художественной литературы и средствам
выразительности используемых в них.
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Задание № 1.
1)Запишите
предложение приёмом поморфемного письма. Проведите синтаксический разбор.
Клоч-к-ами пис-ем
не-от-правл-енн-ых бел-е-ют льд-ин-ы на рек-е.
(Р. Артамонов)
(Повест.,
невоскл., простое, распр.)
2)Прочитайте
выразительно. Опишите картину, которая возникает в вашем воображении. Какой
изобразительный прием использует автор в этом фрагменте? (Метафора- скрытое
сравнение).
Задание № 2.
1) Выразительно прочитайте строки из стихотворения С.А.Есенина.
Определите какие выразительные средства использует поэт для создания образа и
выразительности речи.
2) Выпишите художественные тропы.
Отговорила роща золотая
Березовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
3) Выпишите из отрывка причастия и деепричастия, разберите их по
составу.
Задание № 3.
Откройте учебник на
стр.155, упр. 398, текст 2. Прочитайте выразительно прозаический текст,
выделите в нем выразительные средства.
Итак, мы
пронаблюдали, что как в отдельном предложении, так и в лирическом и
прозаических текстах художественной литературы встречаются выразительные
средства языка. Они позволяют ярче представить образ, о котором идет речь в
тексте.
Задание № 4.
(Запись на доске).
Костер рябины
красной. (С.Есенин)
Клочками писем
неотправленных. (Р.Артамонов)
Ярко-желтое солнышко
цветка.(Ю.Аракчеев)
На доске записаны
метафоры, которые вы сейчас нашли в текстах. Выберете понравившуюся вам
метафору и напишите сочинение-миниатюру (художественную зарисовку) из 3-5
предложений, в котором раскройте образ, скрывающийся в метафоре. Используйте
другие выразительные средства.
Индивидуальные
задания.
Задание 1 : Прочитайте выразительно текст. Какой прием автор использует для
создания образа, выразительности речи? Напишите как вам видится данный образ.(Звукопись)
Грянул гром нежданно, наобум,
Яростный удар и гул протяжный.
А потом пронёсся легкий шум,
Торопливый, радостный и влажный.
(С. Маршак )
Задание 2 : Прочитайте выразительно текст. Какой прием автор использует для
создания образа, выразительности речи? Напишите как вам видится данный образ.(Уменьшительно-ласкательные
суффиксы)
НАСТЕНЬКА
Вот она проходит стёжкой,
Вот идёт на пальчиках,
На серебряных сережках
Солнечные зайчики !...
Вот она, она, она,
Просто всем теперь видна :
В синем сарафанчике,
На боках карманчики,
В косах одуванчики,
В серых глазках огонек…
(До чего хорош денек!)
(А. Прокофьев)
Чтение текстов,
прослушивание индивидуальных заданий.
4.ИТОГИ УРОКА.
Учитель: Какой вывод вы можете сделать. Достигли ли
мы поставленной цели на уроке?
Что
интересного и полезного вы «унесете» с сегодняшнего урока?
Какое
настроение у вас осталось после урока?
5.ПОСТОНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Учебник стр.157,
упр.399
6. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.