Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном."(4 класс)

конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном."(4 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Вот и прозвенел звонок.ppt

Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном."(4 класс)"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Вот  и  прозвенел  звонокВ  школе  начался  урок,Урок  русского  языка.

    1 слайд

    Вот и прозвенел звонок
    В школе начался урок,
    Урок русского языка.

  • ключ    кисточка      коса        коньки

    2 слайд

    ключ кисточка коса коньки

  • Тема: 
Обобщение знания об именах существительных.

    3 слайд

    Тема:
    Обобщение знания об именах существительных.

  • I  конкурс   «Ответь  на  пять» - Что называется  именем  существительным?...

    4 слайд

    I конкурс «Ответь на пять»
    - Что называется именем существительным?
    - Какие ещё части речи вы знаете?
    - Как изменяются имена существительные?
    - Какого рода могут быть имена существительные?
    - Как отличить существительные единственного числа от существительных множественного числа?
    - Как фразу «изменение по вопросам» сказать другими словами?
    - Какая часть существительного изменяется при склонении?
    - Сколько падежей у имени существительного?
    - Сколько типов склонения имен существительных вы знаете?
    - Как определить тип склонения?
    - Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
    Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
    - Какие имена существительные относятся к 3 склонения?

  • 5 слайд

  • II  конкурс  «Словарь»1. Орфографическое чтение.
2.Поставить ударение, выдели...

    6 слайд

    II конкурс «Словарь»
    1. Орфографическое чтение.
    2.Поставить ударение, выделить безударную гласную.
    3. Назовите лексическое значение слова.
    4. Назовите синонимы.
    5. Назовите антонимы.

  • III конкурс   «Фразеологизмы»
Хорошо  видно. 
Очень  медленно. 
Быть  трусли...

    7 слайд

    III конкурс «Фразеологизмы»

    Хорошо видно.
    Очень медленно.
    Быть трусливым.
    Сильно преувеличивать.

    Бояться собственной тен…
    Делать из мух … слона
    Видно как на ладон…
    Через час по чайной ложк…
    Висеть на телефон…
    и
    и
    и
    е
    е

  • IV  конкур  «Грамматическая  эстафета» I группа.
бежит по тропинк
приехал от...

    8 слайд

    IV конкур «Грамматическая эстафета»
    I группа.
    бежит по тропинк
    приехал от дедушк…
    говорить об учеб…
    мечтал о велосипед…
    порхали по ветк…
    кидается снег…
    II группа.
    подошел к пасек…
    доволен рисунк…
    сидел на крыш…
    лежит на крыльц…
    плывет по рек…
    добежал до башн…

    III группа.
    утопал в зелен…
    ветки сирен…
    на белой скатерт..
    купил на базар…
    идет по тундр…
    встанет в рощ…

    IV группа.
    стоит на стол…
    блестит на солнц..
    идет по пустын..
    рассказал о деревн..
    писал мам…
    сидел около избушк…
    е
    е
    е
    е
    е
    е
    е
    е
    е
    е
    е
    е
    е
    е
    е
    е
    ом
    ом
    и
    и
    и
    и
    и
    и

  • 9 слайд

  • У  кого  получились  слова « ты молодец» тест выполнен  без ошибок, на  «5»....

    10 слайд

    У кого получились слова « ты молодец» тест выполнен без ошибок, на «5».
    У кого 1-2 ошибки, тест выполнен на «4».
    У кого 3-4 ошибки, тест выполнен на «3».
    У кого более 4 ошибок с заданием не справились.

  • VI конкурс  «Творческий»На  ветк…  дер…ва  с…дела  птица.  Митя  залюбовался...

    11 слайд

    VI конкурс «Творческий»

    На ветк… дер…ва с…дела птица. Митя залюбовался ею. До чего х…роша! Гру… ка красная. Хвостик и крыл…я черные с синим отливом.
    е
    е
    и
    о
    д
    ь
    Снегирь.

  • Имя  существительное.Кто?                                   Что?
одушевленные...

    12 слайд

    Имя существительное.
    Кто? Что?
    одушевленные неодушевленные
    Предметы, название рек,
    городов, профессии,
    природы и так далее…
    В предложении является подлежащим
    или второстепенным членом.
    Род, число, падеж.

  • Домашнее задание. 
На «5» - Написать сочинение  на тему « Жизнь птиц зимой»,...

    13 слайд

    Домашнее задание.


    На «5» - Написать сочинение на тему « Жизнь птиц зимой», определить падеж имен существительных.
    На «4» - с. 147 № 162, списать текст, определить падеж имен существительных.

  • Ответь на вопросы, аргументируй свой ответ.1. На уроке я работал
2. Своей раб...

    14 слайд

    Ответь на вопросы, аргументируй свой ответ.
    1. На уроке я работал
    2. Своей работой на уроке я
    3. Урок для меня показался
    4. За урок я
    5. Мое настроение
    6. Материал урока мне был
    7. Домашнее задание мне кажется
    активно / пассивно
    доволен / не доволен
    коротким / длинным
    не устал / устал
    стало лучше / стало хуже
    понятен / не понятен
    полезен / бесполезен
    интересен / скучен
    легким / трудным
    интересным / неинтересным

  • Спасибо за работу на уроке!

    15 слайд

    Спасибо за работу на уроке!

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ рус яз 4 кл.doc

 Урок русского языка  4 класс.

 

Автор:  Давыдова Вера Михайловна.

Образовательное учреждение: МБОУ Лицей № 1 г. Бугуруслан

Учебно-методическое обеспечение: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова  «Русский язык» 4 класс

Раздел: Части речи.

Тип урока – обобщение и  систематизация знаний.

Форма проведения – урок – игра.

Педагогические технологии:

элементы технологии проблемного обучения,

элементы игровой технологии,

здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Методы ведения урока: метод исследования, словесный,

Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, учебное  сотрудничество

 ( учитель-ученик, ученик- ученик)

Время реализации занятия - 45 минут.

Тема:   Обобщение  знаний  об  имени существительном.

Цель: Обобщить  и систематизировать знания  об  имени  существительном.

Задачи:

Проверить  сформированность   знаний  учащихся  о  правописании  падежных    окончаний, умение  определять  склонение и падежи  имён  существительных. Познакомить  с  новыми  словарными  словами.

 Развивать  орфографическую  зоркость,  речь,  умение  подбирать  проверочные  слова. Воспитывать  усидчивость  и  внимание.

Оборудование:  запись  на  доске,   универсальный  словарь  русского  языка, словарь синонимов, словарь антонимов, жетоны,  кроссворды, таблицы, экран, мультимедийный проектор.

                                                 Ход  урока.

Слайд №1

 

 

I. Организационный  момент.

Вот  и  прозвенел  звонок

В  школе  начался  урок,

Урок  русского  языка.

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

Тихо сели.

II.  Актуализация  и  целеполагание.

 Сегодня    будет  необычный  урок  русского  языка.  Урок – игра.  А на  какую  тему  вы  догадаетесь сами, если  правильно  выполните  задание.

За  каждый  правильный  ответ  команда  будет  получать  жетон.  Выигрывает  та  команда , у  которой  будет  больше  всех  жетонов.

(Класс делится на 4 команды)

Откройте  тетради, запишите число, классная работа, выделите в этих слова  все орфограммы.

У  каждой  команды на  столе  лежит  конверт с  загадкой. Первая  команда  загадывает  загадку  второй  команде,  вторая -  третьей  и т. д.

 

Есть, ребята у меня                               Я весь из железа,            

Два серебряных коня.                            А в щелку залезу…              

Езжу сразу на обоих                              Ты в дом ни за что

Что за кони у меня? (Коньки)                Не войдешь без меня. (Ключ)

 

 

Наточила  Острый Нос,                          Свою косичку без опаски

Колотила  Острый Нос,                          Она обмакивает в краски

Поработал  Острый Нос…                     Потом окрашенной косичкой

Увезли зелёный воз.   (Коса)                  В альбом водить о страничкам. (Кисточки)

Слайд №2

- Что  общего  у  этих  слов? (начинаются  на  букву  «ка»)

 - Повторим  написание  этой  буквы.

- Напишите  целую  строчку заглавной буквы в соединении со строчной.(  Кк. )

- Какие  орфограммы  встречаются в  этих  словах?

 - Спишите,  подчеркните орфограммы.

- Прочитайте  эти слова еще раз.

 - Что  ещё  общего  у  этих  слов?   (Имена  существительные)

- Кто догадался, какой теме будет посвящен наш урок – игра?

- Какие цели можно поставить на этом уроке?

 Итак,  сегодня  на уроке мы будем обобщать знания об именах  существительных.

Слайд №3                                  

 

III. Закрепление.

Слайд №4.          I  конкурс   «Ответь  на  пять»

  - Что называется  именем  существительным?( Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?)

  - Какие  ещё  части  речи  вы  знаете? (имя прилагательное, союз, предлог,  глагол,  местоимение)

  - Как  изменяются  имена  существительные? (имя существительное изменяется по числам и падежам)

  - Какого  рода  могут  быть  имена  существительные? (м. р., ж.р., ср. р.)

  - Как  отличить  существительные  единственного  числа  от  существительных  множественного  числа? (различать слова в единственном  и множественном  числе нужно по смыслу и  по окончанию)

  - Как  фразу  «изменение  по  вопросам»  сказать  другими  словами? (склонение по падежам)

 - Какая   часть  существительного   изменяется  при  склонении?  (изменяется окончание)

 - Сколько  падежей  у  имени  существительного?   (6 падежей)

 - Сколько  типов  склонения  имен существительных  вы  знаете? (3 типа склонения)

 - Как определить тип склонения?  (тип склонения помогает определить род и окончание имен существительных)

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению? (имена существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме имеют   окончания -а, -я)

- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? (имена существительные среднего рода  с окончанием -о, -е и мужского рода, которые в начальной форме имеют   нулевое окончания)

- Какие имена существительные относятся к 3 склонения? (имена существительные женского рада с мягкой основой  и нулевым окончанием и имена существительные женского рода с твердой основой на ж, ш и нулевым окончанием)

Слайд №5    Физкультурная минутка.

 

 

Слайд № 6.   II  конкурс  «Словарь»

Приложение 1. ( задания разного уровня)

На  партах  лежат  кроссворды, разгадайте и  назовите   ключевое  слово.

 ( победа, прогресс, государство, север)

Откройте  словари,  найдите  свое  слово  и  подготовьте  ответы  по  плану.

 

1. Орфографическое чтение.

2.Поставить ударение, выделить безударную гласную.

3. Назовите лексическое значение слова.

4. Назовите синонимы.

5. Назовите антонимы.

 

 
 

 

 

 

 

 

 


-Запишите  слова,  выделив  орфограммы.

-Составьте  с  одним  из  этих  слов  предложение.

-Дайте характеристику предложению.

- Разберите по членам предложения.

- Морфологический разбор слова из предложения.  

Слайд № 7.   III конкурс   «Фразеологизмы»

 - Что  такое  фразеологизмы?

 - Сейчас  ваша  задача  подобрать  к  словосочетаниям  левого   столбика,  устойчивые  словосочетания из  правого  столбика  и  вставить  пропущенные   окончание.

- Докажи свой ответ.           

 

Хорошо  видно.                                       Бояться  собственной  тен…    (Р.п., 3 скл.)

Очень  медленно.                                     Делать  из  мух…   слона.        (Р.п., 1 скл.)

Быть  трусливым.                                     Видно  как  на  ладон…           (П.п., 3 скл.)

Сильно  преувеличивать.                        Через  час  по  чайной  ложк…(Д.п., 1 скл.)

                                                                    Висеть  на  телефон…               (П.п., 2 скл.)

 

- Какой  фразеологизм остался  без  пары?  (висеть на телефоне)

-Как вы его понимаете? (разговаривать долго и часто по телефону)

- Что вам помогло определить и правильно записать окончания имен существительных?

( падеж и склонение)

                                        IV  конкур  «Грамматическая  эстафета»

У  вас  на  столах  лежат  листочки  со  словосочетаниями.

 

подошел к пасек…

доволен рисунк…

сидел на крыш…

лежит на крыльц…

плывет по рек…

добежал до башн…

 

бежит по тропинк…

приехал от дедушк…

говорить об учеб…

мечтал о велосипед…

порхали по ветк…

кидается снег…

 

 

утопал в зелен…

ветки сирен…

на белой скатерт..

купил на базар…

идет по тундр…

встанет в рощ…

 

 

стоит на стол…

блестит на солнц..

идет по пустын..

рассказал о деревн..

писал мам…

сидел около избушк…

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ваша  задача  вставить  окончание,  определить  склонение  и  падеж  имён  существительных.

-Проверим правильность  выполнения  задания.

Слайд 8.  Самопроверка.

 

- Является ли безударное окончание имен существительных орфограммой?

-Как можно проверить правописание безударных окончаний имен существительных?

 ( Правописание безударного падежного окончания существительного  можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения)

   Слайд №9.       Физкультурная минутка.

 

 

V конкурс  «Тесты»

У каждого на столе лежит тест, внимательно прочитайте, выполните задания самостоятельно.  

 Тест.

1. Найдите имя существительное.

а) яркая; б) добрый; в) читает; т) школьник; д) бежит.

 

2. Найдите имя существительное в единственном числе.

а) блокноты; ы) книга; в) журналы; г) газеты; д) тетради.

 

3. Найдите имя существительное в дательном падеже.

а) лисой; б) лисы; в) лиса; м) лисе; д) лису.

 

4. Найдите имя существительное в творительном падеже.

а) ученика; б) ученику; о) учеником; г) об ученике; д) ученик.

 

5. Определи падеж существительного в предложении: Широко раскинулась наша страна.

л) именительный; б) родительный; в) дательный; г) винительный; д) творительный.

 

6. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

о) Кого? Что? б) Кому? Чему? в) Кто? Что? г) Кем? Чем? д) О ком? О чём?

 

7. В каком падеже существительное не употребляется без предлога?

а) дательный; б) винительный; в) родительный; д)  предложный; д) именительный.

 

8. В каком падеже существительное является в предложении подлежащим?

а) предложный; б) дательный; в) родительный; г) винительный; е) именительный.

 

9. Какие предлоги употребляется с существительными в родительном падеже?

а) о, об, на; б) над, под, перед; в) по, к;  ц) от, до, из;  д) за, про.

 

Слайд10.  Взаимопроверка, поменяйтесь своими работами с соседом.

Проверка, выпишите  буквы    ответов.

У  кого  получились  слова « ты молодец»  вы  выполнили  тест без ошибок, на  «5».

У кого 1-2 ошибки, тест  выполнен на «4».

У кого 3 – 4 ошибки, тест выполнен на «3».

У кого более 4 ошибок  с заданием вы не справились.

 

 

                                           VI конкурс  «Творческий»

  Слайд № 11.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте  текст.

На  ветк…  дер…ва  с..дела  птица.  Митя  залюбовался  ею.  До  чего  х..роша!..  Гру…ка  красная.  Хвостик  и  крыл…я  черные  с  синим  отливом.    

  -  Какой  это  текст? ( Текст – описание.)

  -  Как  его  можно  озаглавить? (Снегирь.)

  -  Спишите,  вставьте  пропущенные  буквы.  Допишите 2-3 предложения.

  - Проверим  самостоятельную  работу.  

- Зачитать несколько текстов.       

 

Подведём  итог  игры.

Посчитайте  сколько  у  вас жетонов?  В этой  игре  выиграла … команда.        Активно работали … 

 - О какой части речи вы вспомнили?

-Так что же мы знаем об  имени существительном?

Слайд 12.

 

Домашнее задание.   Слайд 13.

На «5» - Написать сочинение  на тему « Жизнь птиц зимой», определить падеж имен существительных.

На «4» - с. 147 № 162, списать текст, определить падеж имен существительных.

Рефлексия.   Слайд 14.

Ответь на вопросы, аргументируй свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 

 

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

 

 

 

Слайд № 15.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном."(4 класс)"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка  4 класс.

Автор:  Давыдова Вера Михайловна.

Образовательное учреждение: МБОУ Лицей № 1 г. Бугуруслан

Учебно-методическое обеспечение: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова  «Русский язык» 4 класс

Раздел: Части речи.

Тип урока – обобщение и  систематизация знаний.

Форма проведения – урок – игра.

Педагогические технологии:

элементы технологии проблемного обучения,

элементы игровой технологии,

здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Методы ведения урока: метод исследования, словесный,

Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, учебное  сотрудничество

 ( учитель-ученик, ученик- ученик)

Время реализации занятия - 45 минут.

Тема:   Обобщение  знаний  об  имени существительном.

Цель: Обобщить  и систематизировать знания  об  имени  существительном.

Задачи:

Проверить  сформированность   знаний  учащихся  о  правописании  падежных    окончаний, умение  определять  склонение и падежи  имён  существительных. Познакомить  с  новыми  словарными  словами.

 Развивать  орфографическую  зоркость,  речь,  умение  подбирать  проверочные  слова. Воспитывать  усидчивость  и  внимание.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 591
    • ZIP 8.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Давыдова Вера Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Давыдова Вера Михайловна
    Давыдова Вера Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 10
    • Всего просмотров: 109596
    • Всего материалов: 37

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 56 регионов

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 46 регионов

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1048 человек из 82 регионов

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе