Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Конспект урока по русскому языку 11 класс
«Готовимся к ЕГЭ. Работа над сочинением.»
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ № 13 им. А.Д. Знаменского
Мартиросова Светлана Оганесовна
2 слайд
Эпиграф:
« Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей»
(В. Гёте ).
3 слайд
Речеведческая разминка.
1.Сопоставь строчки и художественный прием.
Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет.
И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня.
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
Юрий Бондарев "Горячий снег"
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Градация. Антитеза. Парцелляция. Риторическое обращение, эпитет, олицетворение. Оксюморон.
4 слайд
Синквейн.
ассоциации (не синонимы!) ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК.
1.Предмет
2.Прилагательные (2)
3.Глагол (3)
4.Предложение (4)
5. Обобщение.
5 слайд
1.Природа.
2.Чистая, всеобъемлющая.
3. Изучается, загрязняется, защищается.
4.Естественная среда обитания человека. 5.Жизнь.
1.Человек.
2.Сильный, умный.
3.Пытается, ошибается, стремится.
4.Желания властвуют над ним.
5.Жив
6 слайд
7 слайд
Работа с текстом.
Определи стиль и тип речи
(публицистический, рассуждение с элементами повествования)
Определи тему текста: отношение человека и природы
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Конспект урока по русскому языку 11 класс
«Готовимся к ЕГЭ. Работа с текстом»
Цель: подготовка к созданию собственного сочинения-рассуждения по предложенному исходному тексту (в рамках подготовки к ЕГЭ, часть С).
Задачи урока:
Познавательная задача:
– уметь анализировать текст;– уметь писать сочинение-рассуждение по тематическому блоку “Природа и человек”.
Развивающая задача:
– развитие речевого слуха, критического мышления, обогащение и пополнение словарного запаса, развитие умения мыслить (анализировать, выделять главную и второстепенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, обобщать), метапредметных связей (литература, экология).
Воспитательная задача:
– формировать нравственные ориентации “экологического образа жизни”;– воспитывать социально-значимую позицию по отношению к природе и миру, умения делать правильный выбор;– формирование умения оценивать свою работу.
Ход урока
Эпиграф: “Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей” (В. Гёте ).
Вопрос:
- Какой теме будет посвящен наш урок?
Как бы вы его назвали?
Целеполагание.
В современном мире почти не осталось чистых рек и озер, нетронутых лесов и степей; зверей, растений, птиц становится все меньше. Научно-технический прогресс наряду с потоком открытий принес человечеству множество проблем. Одна из самых важных сегодня – охрана и защита окружающей среды. В СМИ и современными писателями поднимаются экологические проблемы века. Решаются вопросы: какие меры нужно предпринять, чтобы сохранить природу и окружающий мир, как направить научно-технический прогресс на пользу человеку. Эти и ряд других вопросов мы будем решать на уроке.
А теперь вспомним план экзаменационного сочинения.
- Какие цели (задачи) сегодня должны решить, к каким результатам прийти в конце урока (исходя из темы урока)?
— понять авторский текст,— сформулировать проблему,— прокомментировать её,— сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,— сформулировать собственную позицию и аргументировать её,— написать сочинение-рассуждение.
Актуализация изученных знаний, умений и навыков.
Сегодня мы будем анализировать текст В.А. Солоухина. И для этого нам с тобой понадобится накопленный жизненный опыт, ведь отрывок из произведения В.Солоухина предполагает вдумчивый, глубокий анализ.
Но в начале урока немного повторим (работа с маршрутным листом.)
1.Сопоставь строчки и художественный прием.
Речеведческая разминка.
Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет. (Антитеза)
И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня. (Парцелляция)
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (Градация)
Юрий Бондарев "Горячий снег"(Оксюморон)
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной. (Риторическое обращение, эпитет, олицетворение)
Он громко рыдающе засмеялся (оксюморон)
Оценить себя.
Этап актуализации знаний. (Синквейн.)
- Следующее задание подтолкнёт к восприятию текста, с которым будем сегодня работать. Я называю слово, а ты быстро называешь свои ассоциации (не синонимы!), связанные с этим словом. Итак, это слово – ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК.
2. Составь синквейн с любым словом на выбор: природа, человек.
Природа.
Чистая, всеобъемлющая.
Изучается, загрязняется, защищается.
Естественная среда обитания человека. Жизнь.
Человек.
Сильный, умный.
Пытается, ошибается, стремится.
Желания властвуют над ним. Живой.
4. Работа с текстом.
- Вот мы подошли к самому ответственному этапу сегодняшнего урока.
Прочитаем текст.
Определи стиль и тип речи (публицистический, рассуждение с элементами повествования)
Определи тему текста: отношение человека и природы
Используя текст, составь сравнительную таблицу.
Положительное влияние природы на человека
Естественный контакт человека и природы.
Отрицательное влияние человека на природу.
Физическая и духовная изоляция человека и природы
Прямой, непосредственный контакт с землей… предназначен и необходим (21 П).
Контакт с землей “прекрасен” сам по себе (1 П).
Все, что мы наблюдаем в природе – “не любование, а жизнь” (3 П).
Все, связанное с природой, “подлинное”: любовь, рождение (20 П).
Будучи изолированным, у человека появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность (5 П).
Люди сами “засадили себя в металлические клетки и отключили от земли” (14 П).
Изолирует от природы синтетическая одежда и обувь, пластики, асфальт и т.п. (15 П).
Не серьезные отношения с землей, а детская игра в дочки-матери (20 П).
Что значит для автора настоящая жизнь? Постоянный контакт с землей, природой.
Какие чувства испытывает при этом человек?
Когда, по мнению автора, этот контакт с землёй был потерян? С чем это связано?
Как научно-технический прогресс воздействует на взаимоотношение человека и природы?
Что по этому поводу считает автор? Процитируйте.
В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?
Каково мнение В. Солоухина по этой проблеме?
Почему В. Солоухина так страшит духовная изоляция между Человеком и Землёй?
Что мы можем сказать об авторе, прочитав данный текст? (Испытывает чувство подлинной любви к родной земле).
Повторение.
Любое сочинение - это текст. И он строится по определенным законам.
Перечисли основные пункты экзаменационного сочинения.
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Аргумент из жизненного опыта
8. Заключение
2. Сформулировать проблему, используя опорные слова.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проблем может быть несколько. Важно увидеть одну и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту проблему, которые вы заявили вначале.
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.
Языковой анализ текста. Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии авторской позиции.
Основной композиционный приём, который использует автор, – антитеза. Положительные чувства: радость, счастье, любовь – связаны с постоянным контактом с природой и Землей. Физическая и духовная изоляция приводит к серьезным телесным и духовным болезням.
1. Лексика и фразеология:
а) лексический повтор: природа, человек, земля, постоянный контакт, подлинный, напряжение, жизнь. Эти слова значимые, ключевые.в) синонимы: подвижность, жизненный тонус (11П), прямой, непосредственный контакт (21 П), предназначен, необходим (21 П). Создают более полную картину взглядов героев и их жизненных ценностей.г) олицетворение: 14 П, 15 П.д) уменьшительно-ласкательные суффиксы: зернышко, цветочки, перышко. Передают доброжелательное, любовное отношение к природе.е) эпитеты: дремлющий бор (15П), добрая почва (16П), чудовищная изоляция (17П). Делают текст выразительным, образным.
2. Выразительные средства синтаксиса:
а) вопросно-ответная форма изложения (6-7). Используется автором для того, чтобы герои смогли более полно выразить свою точку зрения.б) антитеза: Человек и Земля (17 П), не серьезные отношения, а детская игра (19-20 П), 13-14 П, 18-19 П. Используется, чтобы создать динамичную противоречивую картину.в) парцелляция: 15-16 П, 19-20 П . Передает взволнованность автора.г) однородные члены предложения: 1, 3, 5,15, 17 П. Создают полную картину происходящего.д) цитирование статьи из журнала: 5-12 П. Дает возможность документально подтвердить свою позицию.
8. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по тексту В. А. Солоухина в формате ЕГЭ (задания для части С1)
Используйте материал урока и дополнительный материал по теме “Природа и человек” для аргументации собственного мнения по проблеме.
(1) Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками – прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. (З) Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах – всё это не любование природой, а жизнь.
(4) В современном журнале читаем: (5) “Если человек длительное время находится в автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность. (6) Почему это происходит? (7) Результаты опытов, проведённых над животными и людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и настроение оказывает влияние величина электрического поля. (8) В кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость электрического поля заметно меньше, чем в окружающем пространстве. (9) Исследователи попробовали искусственно увеличить напряжённость электрического поля в клетке, где находились подопытные животные. (10) Специальный генератор создавал внутри клетки электрическое поле в 500-800 в/м, что соответствует нормальному уровню напряжения на земле. (11) После этого подвижность и жизненный тонус подопытных животных значительно возрастали. (12) Аналогичные результаты были получены и при проведении опытов над людьми”.
(13) Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. (14) Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.
(15) Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16) Да и просто мягкой и доброй почвой.
(17) Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку (19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.
(21) И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.
(По В. Солоухину)
6 656 178 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мартиросова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.