Тема:
Распространяем предложения.
Ход урока
I.
Организационный
момент слайд 1
Учитель: Сложилась веками традиция
Улыбкой
друг друга встречать,
Приветствуя
всех, поклониться
И
«Здравствуйте!» нежно сказать.
Улыбнитесь
друг другу и нашим гостям.
II. Психологический настрой на работу
- Ребята, чтобы нам
эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.
Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы
будете их продолжать.
- На уроке наши
глазки внимательно смотрят и всё (видят).
- Ушки внимательно
слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо
(думает).
- Молодцы!
III. Посмотрите на доску.
На доске закрытая
запись: Я
ЧК синтаксис
Учитель открывает
первую букву Я. Слайд 2
- Что это?
(Буква, может
обозначать один и два звука)
- Какие ещё гласные
обозначают два звука и когда?
Далее открывает
запись ЧК. Слайд
2
- Произнесите
указанную запись. Что вы можете сказать о данной записи?
(Сочетание букв,
данное сочетание пишется без ь)
- Какие ещё сочетания
пишутся без ь?
Мы сейчас назвали
орфограммы. А какие орфограммы вы еще знаете?
Тогда вам не составит
труда выполнить словарную разминку. По группам.
Замените предложение
или ответьте на вопрос подходящим по смыслу словарным словом.
Страна, в которой мы
живем. (Россия)
Место рождения
человека. (Родина)
Главный город страны.
(Столица)
Столица нашей родины.
(Москва)
Население страны.
(Народ)
Национальный язык
нашего народа. (Русский язык)
Населенный пункт в
сельской местности. (Деревня)
Большой населенный
пункт. (Город) Слайд 3
Обмениваемся листами,
проверяем по кругу.
И, наконец,
открывается слово синтаксис Слайд 4
- Что вы скажете о
данном слове? Слайд 4
Синтаксис – это
раздел грамматики, который изучает строение предложения и словосочетания,
текста.
IV. Сообщение
темы урока. Слайд 5
Сегодня
мы с вами вспомним о предложениях по наличию главных и второстепенных членов.
Это значит, о каких предложениях пойдет разговор? (распространенных и
нераспространенных предложениях). И, конечно, о других синтаксических
конструкциях.
Внимание
на доску.
К
каким синтаксическим конструкциям даны следующие схемы? Слайд 6
Чем? кто? что делает?
х
ГЛ.+
СУЩ. СУЩ. + ГЛ.
Чем отличается словосочетание от предложения?
Работа
по вариантам. Приведи и запиши свои 2 примера к схемам.
Если
затрудняешься, воспользуйся подсказкой.
1) косить
косой, писать пером, чертить тушью
2) Лето
наступило. Светит солнце. Пришли дети.
-
Что записали ребята 2 варианта?
-
Какие это предложения по наличию главных и второстепенных членов? Почему?
Итак,
если в предложение только главные члены то оно нераспространенное, а если
присутствуют второстепенные, то оно распространенное.
Слайд 7
V. Задание
группам.
Распределить
предложения в две группы. Распр., нераспр.
Рассвело.
Высохла роса. Запорхали стрекозы и бабочки. Сухой март да май мокрый дают хлеб
добрый. Шмели и осы подсушили влажные крылья и загудели. На маленькой льдинке
проплывала мимо нас белая чайка.
Проверка.
Слайд 8
Произведем
синтаксический разбор предложения. А для этого вспомним алгоритм. Слайд 9
1. Определить
цель высказывания.
2. Определить
интонацию
3. По наличию
главных и второстепенных членов определить распространенное или не
распространенное.
4. Выделить
главные члены.
5. Выделить
второстепенные члены (группа подлежащего, группа сказуемого), указать, какими
частями речи они выражены.
Итак,
запишите предложение в тетрадь. Начнем разбор.
VI. Давайте
обобщим сведения о распр. и нераспр. предложениях, главн. и второст. членах предложения,
используя таблицу. Стр. 111 упр. 268.
Закончи высказывания
Нераспространенным
называют предложение, в котором есть____________________________
Распространенным
называют предложение если оно содержит _________________________
Главные
члены предложения – это _________________________________
Подлежащее
отвечает на вопрос ______________________________, выражено_____________
Сказуемое
отвечает на вопрос ____________________________, выражено _________________
Второстепенные
члены предложения – это ____________________________________________
Определение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обстоятельство
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Итог Что у нас
с вами получилось? Памятка. Где она может пригодиться?
При
выполнение д/з. с 111 упр. 270
Рефлексия.
Слайд 10
Оцените работу в
группе.
Самый активный
участник ________________
Самое сложное задание
___________________
Интересно на уроке
было _________________
Слайд11
Подсказка.
1)
косить косой, писать пером, чертить тушью
2)
Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.
Подсказка.
1)
косить косой, писать пером, чертить тушью
2)
Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.
Подсказка.
1)
косить косой, писать пером, чертить тушью
2)
Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.
Подсказка.
1)
косить косой, писать пером, чертить тушью
2)
Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.
Подсказка.
1)
косить косой, писать пером, чертить тушью
2)
Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.
Подсказка.
1)
косить косой, писать пером, чертить тушью
2)
Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.
Подсказка.
1)
косить косой, писать пером, чертить тушью
2)
Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.