Русский язык – 2 класс
Тема: Большая буква в именах собственных и географических названиях.
Цели: закреплять и развивать умение писать большую букву в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных и географических названиях;
. Работать над культурой поведения (клички)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт вам, дети, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать!
2. Чистописание.
* Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась
всем понятная фраза?
СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ
* Давайте проложим туда дорожку (написание соединений ол, кв, их).
* Запишите в тетради название страны.
3. Сообщение темы урока.
* Это и есть тема нашего урока. Будьте внимательны и аккуратны. А теперь – в
путь!
4. Работа по теме урока.
* В волшебную «Страну Больших букв» я предлагаю вам отправиться на
весёлом паровозике (к доске прикрепляются разноцветные вагончики с
паровозиком).
а). Город Повторяйск.
* Когда пишется большая буква?
Правило в стихах: (читают 4 детей)
* Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
* Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
* Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
* Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
* В каких строчках, на ваш взгляд, заключена главная мысль?
(Букве поручено важное дело)
* Предложение списать в тетрадь с доски.
б) улица Загадайкина
Тебе дано, а люди пользуются (Имя)
- Прочитайте на доске имена.
Миля Тома Надя Ада Лена
Мила Тима Нюра Аля Лёня
Маша Толя Неля Ася Лиина
Маня Таня Нина Аня Лида
- Какие имена вы услышали впервые?
- Запишите их в тетрадь.
- С какой буквы записали все слова?
(Имена людей пишутся с большой буквы. Имена людей – это имена собственные)
- Ребята, имя человеку присваивается при рождении. А как человек получает отчество?
(От имени своего отца)
- Образуйте отчества от следующих имён: Николай, Пётр, Владимир.
- С какой буквы надо писать отчества людей? Запишите их в тетрадь.
-А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии?
- Фамилии у людей были не всегда. Ещё 100 – 150 лет назад у большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, от места жительства, от названий животных, растений.
2. Игра «Придумай фамилию»
- Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию.
а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Василий?
(Петров, Васильев)
б) Какая фамилия могла быть у кузнеца, гончара?
(Кузнецов, Гончаров)
в) Какую фамилию могли дать с большой бородой?
(Бородин)
г) Какая фамилия могла образоваться от слова ворона, берёза, заяц, волк?
- С какой буквы надо писать фамилии людей?
(Фамилии людей пишутся с большой буквы. Это имена собственные.)
- Назовите своё имя, отчество, фамилию. Запишите это в тетрадь.
в). Улица Сказочная.
* Когда же ещё пишется большая буква? Об этом мы сейчас и узнаем...
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уж предчувствует душа...
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребёнка.
А ещё у них была курица Бурёнка.
А ещё у них была и корова Мурка,
А ещё собаки две – Сивка да Бурка.
* Что вас заставило сейчас улыбнуться?
* Давайте наведём порядок в этом стихотворении и всё запишем правильно. У
вас на партах карточки – заполним их.
Название животного
Кличка животного
Кошка
Жеребёнок
Курица
Корова
Собака
* Обратите внимание на то, с какой буквы пишутся названия животных, а с
какой будем писать клички животных?
* Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички,
переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко
оскорбляют человеческое достоинство.
* Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными,
культурными? Почему?
г) улица Географическая.
- Ребята, о чём вам говорят данные слова:
Минск, Гомель, Брест, Козловичи, Лесная?
(Это географические названия)
- С какой буквы написаны слова?
(все географические названия пишутся с большой буквы)
- Что мы имеем ввиду, когда говорим – географические названия?
(Это названия городов, сёл, деревень, стран, рек, морей, океанов стран, островов, озёр.
Всё это имена собственные)
Письмо под диктовку с комментированием.
Дядя Фёдор и Матроскин жили в деревне Простоквашино. Летом мы отдыхали на Чёрном море. Город Орёл - родина моей мамы.
Д) улица Развивалкина
- Составить рассказ устно по вопросам.
а) Как тебя зовут?
б) Какая у тебя фамилия?
в) В каком городе ты живёшь, на какой улице?
г) Как зовут твоего папу, твою маму?
г) Какие реки протекают в вашем городе?
Итог урока.
-Прочитайте и назовите только те слова, которые можно писать как с маленькой, так и с большой буквы:
Буг. Пенал. Собака. Петров. Барсик. Ученик. Брест. Река.
- Что вы можете сказать об оставшихся словах?
- Какие слова пишутся всегда с большой буквы?
Домашнее задание.
- Записать ответы на вопросы в тетрадь.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Цели: закреплять и развивать умение писать большую букву в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных и географических названиях;
. Работать над культурой поведения (клички)
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт вам, дети, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать!
2. Чистописание.
* Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась
всем понятная фраза?
СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ
* Давайте проложим туда дорожку (написание соединений ол, кв, их).
* Запишите в тетради название страны.
3. Сообщение темы урока.
* Это и есть тема нашего урока. Будьте внимательны и аккуратны. А теперь – в
путь!
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 04.01.2015 |
Раздел | Начальные классы |
Подраздел | |
Просмотров | 1063 |
Номер материала | 28316 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: