Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

 с углубленным изучением отдельных предметов №80

 г.о. Тольятти Комсомольского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока по русскому языку

 

 

 

 

 

           Тема:  Правописание безударных гласных в корне слова.

                       ( блок «Правописание»)

                       Тип урока: закрепление знаний.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Учитель начальных классов –

Огуречникова Ирина Сергеевна

Класс. 2 «Г»

Дата проведения. 22.10.2009 г.

 

 

 

 

 

 

2009/2010 учебный год

 

Урок- путешествие.

 

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

 

Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого

           слов, развитие умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

Образовательная: учить видеть орфограмму, развивать умения проверять слова

                                  с безударными гласными в корне слова.

Развивающая:

  • развитие речи, мышления, внимания, памяти, наблюдательности учащихся.
  • совершенствование знаний о признаках однокоренных слов;

 

Воспитательная: воспитание любви к русскому языку, чувства сопереживания,

                               взаимопомощи, аккуратности.

 

Тип: урок-закрепление.

Оборудование: компьютер, карта маршрута, словари, памятка, звездочки.

 

Ход урока:

 

1. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята вам тепло? (да)

В классе светло? (да)

Уже прозвенел звонок? (да)

Только начался урок? (да)

Хотите вы учиться? (да)

Значит можно всем садиться!

 

2. Сообщение темы урока.

 

     *1слайд

  Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию к сказке «В стране невыученных уроков».

- Кто из литературных героев попал в страну невыученных уроков?  Почему?

- Как вы думаете, почему собака побежала за Витей?

 (Витя неправильно вставил букву в слово  «с..бака».)

- Какое правило не знал Витя? (Написание безударной гласной в корне слова)

 

* 2 слайд

- Назовите тему урока.

 

* 3 слайд

- Какие цели поставим перед собой?

 - Чему будем учиться?

В течение урока мы будем отвечать на вопросы:

 

             

               

* 4 слайд (карта путешествия)

 - Сегодня у нас урок необычный. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на космическом корабле. Мы с вами побываем на необыкновенных планетах. Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу планету.

 

3. Физминутка.

     А сейчас мы с вами, дети

     Улетаем на ракете.

     На носки поднимись,

     А потом руки вниз,

     1, 2, 3, 4. Вот летит ракета  ввысь!

     Скорость света набирая,

     По вселенной мы летим,

     На далекую планету

     Поскорей попасть хотим.

     Сели в кресло, дали газ

     И ракета понеслась!

 

4. Минутка чистописания.

- Мы приближаемся к планете «Безударные гласные». Открываем бортовые журналы. Бортовой журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений, операций. Наше путешествие начинается, и мы с вами будем вести записи. Вспомните правила посадки при письме.

 

 

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я примусь!

Запишите в свои борт журналы число и вид работы. Записи должны быть аккуратными, без ошибок.

 

* 5 слайд

Вот жители этой планеты.

      А     О     И     Е     Я   (На дереве)

      - Запишите их в свою тетрадь.

- К какой группе относятся буквы, которые вы прописали? (Гласные буквы)

- Что вы знаете о гласных звуках? (Они образуют слог, могут быть ударными и безударными)

- Почему именно эти гласные живут на этой планете? (Эти гласные нужно проверять)

- Как называется эта планета? (Планета безударных гласных)

- В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (В корне)

- Когда их надо проверять? (В безударном слоге)

- Почему? (Слышатся неясно) 

- Как их надо проверять? (Подобрать проверочное слово, где эта гласная стоит под ударением.)

 

5. Словарная работа.

  * 6 слайд

Отправляемся к планете «Словарей».

Словари предлагают выполнить следующее задание.

 - Нужно найти спрятанные слова. Для этого нужно «взять» из каждого слова указанный слог, а затем соединить слоги.

 

      1-й слог – ранетка                        1-й слог – костер       

2-й слог – океан                            2-й слог – самосвал

      3-й слог - монета

 

     Р…кета                             Косм…с

 -  Как вы думаете, какие буквы надо вставить?

 - А как это проверить? (По словарю)

 - Давайте спросим у словарей, что это за слова и откуда они взялись.

Дети находят в словарях значения слов.

 

Ракета.

Толковый словарь: слово ракета имеет два значения.

1. Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. (Сигнальная ракета)

2. Летательный аппарат (снаряд с реактивным двигателем). (Космическая ракета. Ракетное вооружение).

Орфографический словарь:

 - Запишите это слово, выделите букву «а». Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.

 - Сколько в слове слогов?

 - Какой первый слог? Второй? Третий?

 - Как слово ракета разделить для переноса?

 - Запишите транскрипцию этого слова. [р а к' э т а]

 

Космос

Толковый словарь: Вселенная, мир.

Орфографический словарь:

- Запишите это слово, выделите букву «о» во втором слоге. Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.

- Сколько в слове слогов?

- Какой первый слог? Второй?

- Как слово космос разделить для переноса?

- Запишите транскрипцию этого слова. [к о с м а с]

 

    Физминутка для глаз.

      Круг. Представить себе большой круг. Обводить глазами сначала почасовой стрелке, потом против часовой стрелки.

 

7.  Закрепление пройденного материала.

   * 7 слайд

 - Мы покидаем с вами планету «Словарей» и отправляемся путешествовать дальше.

 - Перед нами планета «Орфо». Жители этой планеты очень хитры и коварны, они

   любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы удачно отправиться

   дальше, нам необходимо справиться с   заданиями, которые предлагают вам

   Орфографики.

 - Какими способами можно проверить безударную гласную?

 - Посмотрите  памятку.

 

 

 

Памятка.

Способы проверки безударных гласных в корне слова.

Измени форму слова.

1. Один – много.

    Трава – травы

    Стена – стены

2. Много – один.

    Шаги – шаг

    Грачи – грач

3. Что делал? Что делать?  - Что делает?

    Смотрел, смотреть – смотрит

    Писал, писать – пишет

Подбери однокоренное слово.

 

1. Слово – предмет (имя существительное).

     Трещит – треск

     Цветок – цвет

2. Слово – признак (имя прилагательное).

    Темнота – темный

    Ласкает – ласковый

3. Слово – действие (глагол).

     Кормушка – кормит

     Ходьба - ходит

4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

      Ковер – коврик

      Гнездо – гнёздышко

 

* 8 слайд

1. Перед вами группа слов:

- Вставьте пропущенные буквы.

  Выполняется взаимопроверка написанного. Ответы на доске. (* 9 слайд)

 -Устно назовите проверочные слова.

 - Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово один – много,    много – один)

 

* 10 слайд

2. Посмотрите внимательно на доску.  Вам надо выбрать проверочное слово.

- В каком столбике проверяемые слова, а в каком проверочные?

 - Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать однокоренное слово).

 

8. Физминутка. (*11 слайд)

 

9. Игра  «Закончи стихотворение»

-Я вам прочитаю отрывки из стихотворений известных поэтов, а вы дополните каждое из них подходящим словом. Эти слова вы должны записать в три столбика. В первый слова с безударной гласной  - и, во второй – о, в третий – е.

 


Вянет и желтеет травка на лугах,                                                                                                             

Только зеленеет озимь на … (полях).

 

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки …. (зимы).

 

В полдень дождь перестал

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать …(снежок)

 

 

 

 

Зима не даром злится –

Прошла ее пора:

Весна в окно стучится

И гонит со … (двора).

 

Иду по тропинке.

У самой сосны

Синеет подснежник –

Фонарик … (весны).

 

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется …(листвою).


Проверка цепочкой.

 

9. Самостоятельная работа.

 

Мы объездили полсвета,

Посетили мы планеты.

Нет планеты лучше нашей.

 

 - Чтобы вернуться на землю нам надо выполнить последнее задание.

 

Задание 1 уровня

Тетрадь « Учусь писать без ошибок» с.32 № 47.

 

Задание 2 уровня

Тетрадь « Пишем грамотно №1» с.27 № 6.

 

Задание 3 уровня

Тетрадь « Пишем грамотно № 1» с.27 № 7.

10. Итог урока

 

С планетами пришла пора проститься,

На землю всем нам надо торопиться.

К концу подходит наш урок-

Пора нам подвести итог.

 

-Достигли вы цели, поставленной в начале урока?

-Какие гласные в корне требуют проверки?

-Как вы подбирали проверочные слова?

 

11. Рефлексия.

 Кому из вас понравилось в пути?

 Кто же смог звезду удачи обрести?

 

 - Давайте зажжем  на нашей планете «Земля» свои звездочки, которые будут напоминать жителям планет, на которых мы побывали о нас.

 

 

– чувствовали себя уверенно, нас ничего не тревожило.

 

– немного волновались.

 

        – очень боялись.

 

 

    12. Домашнее задание.

         

          Еще одно задание

          От меня вам на прощание.

                   

        Тетрадь «Пишем грамотно № 1» с.26 № 5.           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  

Урок- путешествие.

Тема:«Правописание безударных гласных в корне слова».

 Цель:уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемогослов, развитие умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

Образовательная: учить видеть орфограмму, развивать умения проверять словас безударными гласными в корне слова.

Развивающая:

  • развитие речи, мышления, внимания, памяти, наблюдательности учащихся.
  • совершенствование знаний о признаках однокоренных слов;

Воспитательная: воспитание любви к русскому языку, чувства сопереживания,взаимопомощи, аккуратности.

 

 

                     

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 283
    • DOCX 2.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Огуречникова Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Огуречникова Ирина Сергеевна
    Огуречникова Ирина Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 15202
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии антикризисных коммуникаций и управление репутацией в современном бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе