Конспект
урока по русскому языку в 4 классе
по
теме
«Ударные
и безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе».
Выполнила:
учитель начальных классов:
Муртазина Г.Н.
2013
г.
Тема: Ударные
и безударные окончания имен существительных в единственном числе.
Цель урока: сравнить ударные и безударные окончания
существительных одного и того же склонения;
-познакомить со
способом проверки безударных окончаний.
I.
Подготовка
к восприятию нового материала.
1.Словарный
диктант.
- Сегодня к нам на
урок пришли Почемучка, Проведём игру «Зажги фонарики». Внимание! Отмечаем все
орфограммы зелёной ручкой.
Прибежал
лесник, в зелёном лесу, поднялась звезда, далёкая гора, зверюшки разбежались,
на хвосте принесла, смотрел на зверей, таскает листочки.
2.Словарная
работа.
- Почемучка хочет
проверить, знаете ли вы написание словарных слов. Разгадываем загадки Почемучки.
Запишите ответ одним словом, проверьте написание безударных гласных в корне
слова по словарю, определите склонение.
1. Он и летом и зимой –
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди. (горизонт)
2. Инструмент для
копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточенным концом. (лопата)
3. Надпись на
письме, посылке с указанием получателя и его местожительства. (адрес)
4. Крупный населённый
пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (город)
- Скажите, как
определить склонение имён существительных. Запишите данные слова в
именительном, родительном, дательном, предложном падежах. Почемучка эту работу
выполнил заранее, и мы его сейчас проверим.
Запись
на доске.
И.п.
горизонт, лопата, адрес, город
Р.
п. горизонта, лопаты, адреса, города
Д.
п. горизонту, лопат…, адресу, городу
П.
п. о горизонт…, о лопат…, об адрес…, о город…
- Как вы думаете,
почему у Почемучки не написаны некоторые окончания? (Окончания этих
существительных безударные, а как их проверить, Почемучка пока не знает, вот и
не написал их .)
- Проверка
правописания безударных окончаний имён существительных – тема нашего урока.
II.
Объяснение нового материала.
1.Проверка безударных окончаний
существительных путём подстановки существительного того же склонения с ударным
окончанием.
- Запишем существительные земля,
корабль, степь в И., Р., Д., П. падежах.
Запись на доске и в тетрадях.
И. п.
земля, корабль, степь
Р. п.
земли, корабля, степи
Д. п.
земле, кораблю, степи
П. п.
о земле, о корабле, о степи
- В чём разница между окончаниями этой
группы существительных и предыдущей? (В данных существительных окончания
находятся в сильной позиции, стоят под ударением, и их написание не вызывает
сомнения.)
- Слабая позиция гласного в окончании
проверяется подбором такого проверочного слова, в котором гласный в окончании
находится в сильной позиции, т. е. под ударением.
- Вернёмся к работе Почемучки. При помощи
существительных с ударными окончаниями проверим безударные окончания
существительных и вставим пропущенные окончания в словарных словах. Итак, если
мы запомним по одному существительному из каждого склонения с ударным
окончание, то всегда сможем проверить безударное окончание существительных,
вставляя выбранное слово того же склонения вместо существительного с безударным
окончанием.
- Давайте договоримся, существительные
1-го склонения мы будем проверять словом земля, существительные 2-го
склонения словом корабль, а существительные 3-го склонения словом степь.
2. Составление таблицы окончаний имён
существительных.
- Скажите, все ли безударные окончания
требуют проверки. В слабой позиции, в безударном положении, затруднение
вызывает написание окончаний –и и –е.
Следовательно, их и надо проверять.
Составим таблицу окончаний –и и –е имён
существительных с учётом падежей и типа склонения и будем проверять безударные
окончания с помощью этой таблицы. (Таблица составляется на основе склонения
предыдущих групп слов.)
Падежи
|
1
скл.
|
2
скл.
|
3
скл.
|
Р.
п.
|
-и
|
|
-и
|
Д.
п.
|
-е
|
|
-и
|
П.
п.
|
-е
|
-е
|
-и
|
3.Выполняется упр. 184
по заданиям учебника. Ученики должны также доказать написание безударного
окончания с помощью таблицы.
Образец письменного рассуждения.
На стройке (1-е скл, П. п.),
окончание –е.
4.Письмо по памяти. Упражнение в
проверке безударного окончания путём подстановки проверочного слова.
-
На слух определите имя существительное 1-го склонения с безударным окончанием.
Объясните его написание с помощью его замены существительного с ударным
окончанием.
После
дождя.
Дождик прошёл по
садовой дорожке, (по земле)
Капли на ветках висят,
как серёжки.
Тронешь берёзку – она
встрепенётся
И засмеётся, до слёз
засмеётся. (А. Яшин)
- Запомните текст и запишите его по
памяти.
III.Закрепление
изученного материала.
1.Проверка окончаний существительных
с помощью подстановки проверочного слова.
- Вставьте пропущенные окончания. Докажите
правильность выбора. Спишите словосочетания.
Запись на доске.
Ездил на лошадк… - на лошад…;
Молоко в бутылк… - в бутыл…;
Брал по горст… - по горсточк…;
Подкрался к кост… - к косточк…;
Играл на площад… - на площадк… .
2.Предупредительный диктант
(текст размножен).
- Прочитайте текст, найдите ошибки в
написании окончаний имён существительных. Докажите правильность своего
рассуждения.
Когда мы приблизились к дому,
солнце уже садилось за деревней. И сразу пропали тени, которые до этого бежали
впереди нас. На озери засверкала золотая дорожка. Она тянулась от света огней,
которые зажглись в деревни. По этой золотой дорожки и приплыли мы к дому.
Образец ответа.
На озере (2-е скл, П. п.): 1) проверяю
по таблице – окончание –е; 2) подставляю проверочное слово корабль – на корабле.
После исправления ошибок текст
записывается под диктовку.
IV.Итоги.
-Какие безударные окончания надо
проверять?
- Как проверить безударные окончания имён
существительных?
V.домашнее
задание.
Упр. 182, правило на с. 97.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.