Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку

конспект урока по русскому языку

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

 по теме

«Ударные и безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе».

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Выполнила:

                                                                                                       учитель начальных классов:

                                                                                                        Муртазина Г.Н.

 

 

2013 г.

                      Тема: Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе.

 

               Цель урока: сравнить ударные и безударные окончания существительных одного и того же склонения;

                     -познакомить со способом проверки безударных окончаний.

 

I.                  Подготовка к восприятию нового материала.

1.Словарный диктант.

- Сегодня к нам на урок пришли Почемучка, Проведём игру «Зажги фонарики». Внимание! Отмечаем все орфограммы зелёной ручкой.

 

         Прибежал лесник, в зелёном лесу, поднялась звезда, далёкая гора, зверюшки разбежались, на хвосте принесла, смотрел на зверей, таскает листочки.

 

2.Словарная работа.

- Почемучка хочет проверить, знаете ли вы написание словарных слов. Разгадываем загадки Почемучки. Запишите ответ одним словом, проверьте написание безударных гласных в корне слова по словарю, определите склонение.

                1.  Он и летом и зимой –

                     Между небом и землёй.

                     Хоть всю жизнь к нему иди –

                     Он всё будет впереди.  (горизонт)

2. Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточенным концом. (лопата)

3. Надпись на письме, посылке с указанием получателя и его местожительства. (адрес)

4. Крупный населённый пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (город)

- Скажите, как определить склонение имён существительных. Запишите данные слова в именительном, родительном, дательном, предложном падежах. Почемучка эту работу выполнил заранее, и мы его сейчас проверим.

    Запись на доске.

И.п. горизонт, лопата, адрес, город

Р. п. горизонта, лопаты, адреса, города

Д. п. горизонту, лопат…, адресу, городу

П. п. о горизонт…, о лопат…, об адрес…, о город…

- Как вы думаете, почему у Почемучки не написаны некоторые окончания? (Окончания этих существительных безударные, а как их проверить, Почемучка пока не знает, вот и не написал их .)

- Проверка правописания безударных окончаний имён существительных – тема нашего урока.

II. Объяснение нового материала.

1.Проверка безударных окончаний существительных путём подстановки существительного того же склонения с ударным окончанием.

      - Запишем существительные земля, корабль, степь в И., Р., Д., П. падежах.

      Запись на доске и в тетрадях.

И. п. земля, корабль, степь

Р. п. земли, корабля, степи

Д. п. земле, кораблю, степи

П. п. о земле, о корабле, о степи

- В чём разница между окончаниями этой группы существительных и предыдущей? (В данных существительных окончания находятся в сильной позиции, стоят под ударением, и их написание не вызывает сомнения.)

- Слабая позиция гласного в окончании проверяется подбором такого проверочного слова, в котором гласный в окончании находится в сильной позиции, т. е. под ударением.

- Вернёмся к работе Почемучки. При помощи существительных с ударными окончаниями проверим безударные окончания существительных и вставим пропущенные окончания в словарных словах. Итак, если мы запомним по одному существительному из каждого склонения с ударным окончание, то всегда сможем проверить безударное окончание существительных, вставляя выбранное слово того же склонения вместо существительного с безударным окончанием.

- Давайте договоримся, существительные 1-го склонения мы будем проверять словом земля, существительные 2-го склонения словом корабль, а существительные 3-го склонения словом степь.

2. Составление таблицы окончаний имён существительных.

- Скажите, все ли безударные окончания требуют проверки. В слабой позиции, в безударном положении, затруднение вызывает написание окончаний –и и –е.

Следовательно, их и надо проверять. Составим таблицу окончаний –и и –е имён существительных с учётом падежей и типа склонения и будем проверять безударные окончания с помощью этой таблицы. (Таблица составляется на основе склонения предыдущих групп слов.)

Падежи

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р. п.

 

Д. п.

 

П. п.

 

3.Выполняется упр. 184 по заданиям учебника. Ученики должны также доказать написание безударного окончания с помощью таблицы.

        Образец письменного рассуждения.

        На стройке (1-е скл, П. п.), окончание –е.

 

4.Письмо по памяти. Упражнение в проверке безударного окончания путём подстановки проверочного слова.

- На слух определите имя существительное 1-го склонения с безударным окончанием. Объясните его написание с помощью его замены существительного с ударным окончанием.

                                                       После дождя.

                   Дождик прошёл по садовой дорожке, (по земле)

                   Капли на ветках висят, как серёжки.

                   Тронешь берёзку – она встрепенётся

                   И засмеётся, до слёз засмеётся.   (А. Яшин)

- Запомните текст и запишите его по памяти.

 

III.Закрепление изученного материала.

1.Проверка окончаний существительных с помощью подстановки проверочного слова.

- Вставьте пропущенные окончания. Докажите правильность выбора. Спишите словосочетания.

 

Запись на доске.

 

Ездил на лошадк… - на лошад…;

Молоко в бутылк… - в бутыл…;

Брал по горст… - по горсточк…;

Подкрался к кост… - к косточк…;

Играл на площад… - на площадк… .

 

2.Предупредительный диктант (текст размножен).

- Прочитайте текст, найдите ошибки в написании окончаний имён существительных. Докажите правильность своего рассуждения.

 

        Когда мы приблизились к дому, солнце уже садилось за деревней. И сразу пропали тени, которые до этого бежали впереди нас. На озери засверкала золотая дорожка. Она тянулась от света огней, которые зажглись в деревни. По этой золотой дорожки и приплыли мы к дому.

 

Образец ответа.

    На озере (2-е скл, П. п.): 1) проверяю по таблице – окончание –е; 2) подставляю проверочное слово корабль – на корабле.

    После исправления ошибок текст записывается под диктовку.

 

IV.Итоги.

-Какие безударные окончания надо проверять?

- Как проверить безударные окончания имён существительных?

V.домашнее задание.

Упр. 182, правило на с. 97.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

I.                  Подготовка к восприятию нового материала.

1.Словарный диктант.

- Сегодня к нам на урок пришли Почемучка, Проведём игру «Зажги фонарики». Внимание! Отмечаем все орфограммы зелёной ручкой.

 

         Прибежал лесник, в зелёном лесу, поднялась звезда, далёкая гора, зверюшки разбежались, на хвосте принесла, смотрел на зверей, таскает листочки.

 

2.Словарная работа.

 

- Почемучка хочет проверить, знаете ли вы написание словарных слов. Разгадываем загадки Почемучки. Запишите ответ одним словом, проверьте написание безударных гласных в корне слова по словарю, определите склонение.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 189 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 289
    • DOCX 17.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Линева Резида Анваровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Линева Резида Анваровна
    Линева Резида Анваровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3892
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 414 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 111 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе