Урок
русского языка в 6 Б классе по теме «Фразеологизмы».
Учитель:
Гречаниченко Марина Васильевна
Цели урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с понятием фразеологизм;
- научить понимать целесообразность применения фразеологизмов
в речи;
- научить находить фразеологизмы в многообразии лексики.
воспитательные:
- повысить интерес обучающихся к урокам русского языка.
развивающие:
- развить творческие способности и личностные качества;
- способствовать развитию навыков работы в группе, чувства
ответственности и взаимовыручки;
- сформировать практические знания о фразеологизмах и их
значении.
Тип: урок ознакомления с
новым учебным материалом;
Способ восприятия:
зрительно-слуховой
Форма организации учебного процесса: индивидуальная, работа в парах, групповая работа
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, ватман, фломастеры.
Толковый словарь русского языка, фразеологический словарь.
Ход урока
1. Инициация, организационное начало урока:
установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к
усвоению учебного материала.
2. Проверка домашнего задания:
Терминологический диктант
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной
местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от
места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной
профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека - это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по
значению называются …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию,
но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но
схожие по значению, называются..
- взаимопроверка учащимися выполненной работы
2. Вхождение в тему
Слайд-шоу - 4 слайда. Заранее подготовленный обучающийся
показывает слайд-шоу, раскрывает понятие фразеологизм и приводит примеры.
- Записываем тему урока в свои тетради.
3. Игра «Мир един»
Цель: заинтересовать класс, дать
почувствовать каждому учащемуся нужность изучения темы.
Дети становятся в круг. Учащимся предлагается одна фраза,
которую нужно продолжить. На уроке будем использовать только утверждение.
«Сегодня на уроке мы будем изучать фразеологизмы…» (продолжите
фразу)
Варианты ответов детей:
- это очень хорошо
- потому что мы должны владеть русским языком
- она нам пригодится при сдаче экзамена
- она нам нужна для подготовки к контрольной работе
Если ученик затрудняется дать утверждение, он может пропустить
свой ход.
4. Изучение нового материала
1) знакомство с теоретическим материалом.
Работа с параграфом учебника. Записываем предложения с
фразеологизмами, добавляем синонимы.
Обучающимся дается справка, откуда пришли в язык эти
фразеологизмы. Делается первый вывод о том, что это устойчивое сочетание,
которое можно заменить синонимом, одним словом; второй – лексическое значение
имеет весь фразеологизм в целом, так как это неделимое сочетание слов.
Докажем второе положение. Запись фразеологизмов со словом
бить: бить по карману, бить баклуши, бить по рукам (значение имеет весь
фразеологизм), но бить рукой, бить по мячу (каждое слово имеет свое значение)
2) Мероприятие «Лабиринт» (работа
в группах)
Каждой группе дается ватман, на котором написаны словосочетания
и устойчивые сочетания – фразеологизмы Задание: подчеркнуть фломастером только
фразеологизмы.
После выполнения задания перед группами ставим вопросы:
1. Почему вы отобрали именно эти сочетания слов?
Каждое сочетание слов рассмотреть и объяснить его значение. Обучающиеся
могут объяснить значение слова сначала сами при помощи фразеологического
словаря.
2. Для чего в нашей речи нужны фразеологизмы?
5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)
Игра «Ипподром»
Ведущий рассказывает правила игры: Кони бегут – топаем
ногами, плюс: Бегут кони по ипподрому – хлопаем ладошами по коленям. По камням
– бьем кулаками по груди. По болоту – чвакаем ладошками. Через барьер скачут –
хлопаем. Два барьера – два хлопка. После того, как ведущий рассказал правила и
показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны
озвучивать действия.
6. Проработка содержания темы
1.Работа в группе: подобрать как можно больше фразеологизмов
со словами: 1 – нос, 2 – душа, 3 – нога, 4 – лицо, 5 – соль, 6 – сердце.
2.Аукцион фразеологизмов.
3.Группам раздаются карточки с иллюстрациями.
Каждая группа должна вспомнить фразеологизм на каждую из
иллюстрации.
4.Литературная викторина: найти в стихотворениях М.Ю.
Лермонтова «Бородино», К.М. Симонова «Сын артиллериста», Н.А. Некрасова
«Крестьянские дети» предложения с фразеологизмами
7. Орфографическая минутка. Подготовка
к ГИА:
1. В каком ряду во всех словах пропущена .одна и та же
безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?
А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит
Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик
В) ед..ница, обв…вать ( плющом) , св..стеть
Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек
2. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне:
А) сумерки
Б) предложит
В) перебрасываюсь
Г) признаёт
8. Подведение итога урока:
- Что такое фразеологический оборот?
- Приведите примеры фразеологизмов.
- Что вам удалось на уроке?
- Какие трудности испытали?
9. Домашнее задание (по выбору обучающихся)
1)Найти и выписать 5 предложений с фразеологизмами из
художественной литературы, объяснить значение; 2) подготовить презентацию,
используя фразеологические обороты; 3) сделать сборник фразеологизмов с
юмористическими рисунками
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.