Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому

Конспект урока по русскому

Скачать материал

hello_html_m5c60b052.gifhello_html_m5c60b052.gifhello_html_57a3e84e.gifhello_html_57a3e84e.gifКонспект урока русского языка

Класс: 3

Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – буквы беглых гласных».

Цели:

1. Формировать представления о написании суффиксов –ек, - ик. Повторить словообразовательный разбор.

2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;

3. Воспитывать внимательность, аккуратность, любознательность.

Оборудование: Учебник «Русский язык» Каленчук М.Л. ПНШ.

Этап урока

Ход урока

Примечания

1.Оргмомент






2. Сообщение темы и цели урока









3. Актуализация знаний









4. Изучение нового материала














































































































5. Итог



6. Домашнее задание

- Эмоциональный настрой детей.


Минутка чистописания

Написание сочетаний чу, щу.


- Открываем учебники на странице 129.

- Прочитайте тему урока.

- Какие цели мы поставим на нашем уроке?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Сегодня мы познакомимся с Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – буквы беглых гласных.



- Как вы понимаете значение слова беглый?

- Встречается ли это понятие в русском языке?

- Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

- Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

- Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).



- Давайте обратимся к упр.146.

- Читай задание.

- Прочитайте слова со слайда. Запишите их. В скобках рядом с каждым словом напишите слово, от основы которого образовано.

Кустарничек – (от кустарник)

Грибочек – (от гриб)

Цветочек – (от цветок)

Листочек – (от лист)

Орешек – (от орех)


- Покажите, как образованы три любых слова.

- Корни не выделяйте – выделяйте только основы. Образец дан в учебнике.

- Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на –ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе».

- Миша использовал форму Р.п. ед.ч. А какую форму использовали вы?

- Итак, ребята, беглые гласные могут встретиться и в суффиксе слова, например с суффиксом –ек, и для его определения надо изменить форму слова, к примеру на форму Р.п. ед.ч.


- Упр.147.

- Теперь посмотрите на слова обозначающие детенышей домашних животных.

- Выпишите их столбиком вместе с проверками.


Щеночек – щеночка

Теленочек – теленочка

Утеночек – утеночка

Цыпленочек – цыпленочка

Котеночек – котеночка

- Покажите образование любых трех существительных по образцу.

- Есть ли в этих словах беглый гласный?

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, а вот Анишит Йокоповна говорит, что иногда слова с беглым гласным в суффиксе путают с другими словами, где такой орфограммы нет.


- Чтобы в этом разобраться обратимся к упр. 148.

- Читайте задание.

ЗАМОЧ(Е/И)К и КОСТЮМЧ(Е/И)К

- От каких основ каких слов образованы эти слова.

- В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет. Как это узнать?

(Нужно изменить форму слова Р.п. ед.ч)

ЗАМОЧ(Е/И)К – ЗАМОЧКА

КОСТЮМЧ(Е/И)К – КОСТЮМЧ(Е/И)КА


- Где гласный звук сбежал?

- Где он остался на месте?

- В каком же слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?


- Давайте прочитаем правило Летучей Мыши.

- Давайте, посмотрим, как образованы слова «замочек» и «костюмчик». И вы увидите, что у них разные суффиксы: -ек- и –чик-.


Замочек – от замок; замок/ + -ек- + … =замоч/ек/


Костюмчик – от костюм; костюм/ + -чик- + … костюм/чик/


- Затем поставим их в форму Р.п. ед.ч.

Замоч(е/и)к – замочка

Костюмч(е/и)к – костюмч(е/и)ка

- Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву гласного писать в суффиксе? (Надо определить является ли этот гласный беглым. Если является, то пишется буква Е, если нет – в суффиксе пишется буква И.


- Упр. 149.

- Читай задание.

- Посмотрите на слайд.

- Спишите столбиком. Сначала на –ек, затем на - шик, рядом напишите проверку: форму Р.п. ед.ч..

Ковшик - ковшика

Орешек – орешка

Горошек – горошка

Карандашик – карандашика

Шалашик – шалашика

- Давайте посмотрим, как образованы слова: орешек, карандашик.

Орешек – от орех; орех/ + -ек- + … ореш / ек /

Карандашик – от карандаш; карандаш / + -ик- + … = карандаш/ик/


- А вот Миша сказал, что в этих словах разные суффиксы: - ек- и –шик-

- Правильно ли Миша указал суффиксы?

- Упр. 151.

Отряхнись, дружок, от крошек,

Надевай носки в горошек,

Не вертись же ты юлой,

Не снимай носочек свой.

- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

- Какие задании выполняли?


Упр. 152. Стр. 133.





























Слова на слайде












































Слова на слайде







Слайд













Слайд



















Слайд








Выполнить устно.



Слайд.









Слайд











Конспект урока по русскому
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по русскому языку на тему: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – буквы беглых гласных». 

УМК "Перспективная начальная школа"

3 класс

 Цели:

1. Формировать представления о написании суффиксов –ек, - ик. Повторить словообразовательный разбор.

2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;

3. Воспитывать внимательность, аккуратность, любознательность.

Урок состоит из 6 этапов:

1.Оргмомент 

2. Сообщение темы и цели урока

3. Актуализация знаний

 

4. Изучение нового материала

 5. Итог

6. Домашнее задание



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 11 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Соломникова Маргарита Владленовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1646
Номер материала 3439
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓