Открытый урок по русскому языку в 7
классе учителя Е.В.Моргуновой (22.12.2014 г.)
Тема « О-е после шипящих на конце
наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий»
Образовательная цель:
формирование навыка коллаборативного (партнерского) решения лингвистических
задач
Обучающая цель: формирование навыка выбора гласных о-е, ь после шипящих на
конце наречий Тип
урока: изучение нового материала
Вид урока: практикум
Технологии: «Развитие критического мышления», обучения в
сотрудничестве, постановки цели Стратегии: «Я-ты-мы»,
«Внимательное чтение», «Думай – обсуждай с партнером – делись».
1.Деление на группы
(1-сущ. 2 скл. – сторож, гараж, макияж, врач; 2-сущ. 3 скл.- печь, речь, дочь,
мелочь; 3- части речи с о-е после шипящих – жучок, овражек, образцовый,
замшевый)(1 сл.)
2.Организация урока.
Учитель: Посмотрите на доску (2 сл.). Попробуйте определить тему урока.
(Формулировка темы. 3 сл.) Какие цели и задачи вы ставите перед собой
перед началом урока по этой теме? (Ответы учащихся.) Молодцы, ваши цели совпали
с моими (сл.4).
2.Ход урока. Учитель: Сегодня на уроке мы используем
стратегии «Я-Ты-Мы», «Внимательное чтение», «Думай – обсуждай с партнером –
делись». Давайте выясним значение слова (сл.5).
Стратегия-1.Наука
о ведении войны, искусство ведения войны.2.перен. Искусство руководства
массами, общественной и политической борьбой. 3.перен. Руководство к действию.
(Какое значение применимо к уроку?)
3.Стратегии «Я-ты-мы». «Внимательное
чтение», «Думай – обсуждай с партнером – делись» (6 сл.).
Задание: внимательно прочтите теоретический
материал и выполните упражнения.
Указания по выполнению данного задания:
1.Самостоятельно обдумайте задание и
выполните его (5 минут).
2.Обменяйтесь идеями с партнёром (3
минуты).
3.Обсудите идеи в группе и подготовьтесь к
презентации позиции группы (5 минут). 4.Выберите выступающего (-их) (2 минуты).
Задание для 1 группы
Язык – это система со своими
закономерностями. Некоторые правила написания слов характерны для большинства
частей речи.
Вспомните правописание о,е после шипящих в
разных морфемах разных частей речи. Составьте кластер, используя в качестве
примеров слова: хорош_го дня, с восковой свеч_й, домашняя собач_нка, камыш_вые
заросли, обиж_нный мальчик, веселый сверч_к, маленький барсуч_нок, неглубокий овраж_к,
ситц_вый халат, остановиться перед дач_й, приглуш_нный голос, городское ш_ссе,
натуральный ш_лк.
Составьте кластер «Мягкий знак после
шипящих на конце слов», используя слова: лунная ночь, ночной сторож_, цветок
паху_, ехать мимо дач_, обознач_ орфограммы, пилиш_ дрова, береч_ книгу. (Презентация
кластеров.)
Задание для 2 группы
Обратите внимание! От этого зависит ваша
грамотность!
На конце наречий после шипящих под
ударением пишется О: хорошо, свежо, горячо, а без ударения – е: певуче,
ошеломляюще, могуче. Исключение: еще.
Используя правило, образуйте наречия от
приведенных ниже частей речи и запишите их. Обозначьте орфограмму.
Аргументируйте выбор. Составьте с полученными наречиями словосочетания.
Хороший, выжидающий, общий, могучий,
осуждающий, вызывающий, неуклюжий, зловещий, свежий, певучий, угрожающий. (Проверка
7 сл.)
Задание для 3 группы
Обратите внимание! От этого зависит ваша
грамотность!
После шипящих на конце наречий пишется ь:
настежь, наотмашь, навзничь. Исключения: уж,
замуж, невтерпеж.
Запомните правописание наречия точь-в-точь!
Используя правило, вставьте пропущенные
буквы в упражнении, аргументируйте выбор.
1.Какой-то зверь одним прыжком из чащи
выскочил и лег, играя, навзнич_ на песок. (М.Лермонтов.) 2.Лиш_ только
подснежник распустится в срок, лиш_ только приблизятся первые грозы, на белых
стволах появляется сок. (М. Матусовский.) 3. Уж_ небо осенью дышало, уж_ реже
солнышко блистало. (А.Пушкин.) 4.Отъехав от аула, Абай пустил коня вскач_. (М. Ауэзов.)
5. Мимо прошел последний вагон и покатился проч_. (А.Серафимович.) 6.
Матушка-рожь кормит всех сплош_. (Пословица.) (Проверка 8 сл.)
4.Контроль знаний (для всего класса)
Выполните упражнение, вставляя пропущенные
орфограммы. Обменяйтесь тетрадями с партнером по парте, проверьте, поставьте
оценки.
Кофе горяч_, купиш_ туш_, залеч_ на печ_,
удариш_ наотмаш_, отвориш_ настеж_, стереч_ невмоч_, невтерпеж_ дожидаться,
еж_ колюч_, изобразиш_ пейзаж_, мчаться вскач_, решиш_ много задач_.
Критерии оценивания
«5» - 0
ошибок
«4» – 1-2
ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - более
4 ошибок(Проверка 9 сл.)
5.Рефлексия. (10
сл.) Отразите свое настроение и уровень овладения полученными знаниями в
небольшом эссе, используя языковой материал урока (2 мин.). ( Пример: Сегодня мне
пришлось решить много лингвистических задач. Я хорошо овладел новым материалом.
Мои партнеры по группе блестяще отвечали. Я не прочь потрудиться еще.)
(Представление работ)
Домашнее задание:п.36, упр.286; п.37,
упр.291.
Приложение Стратегии
«Я-ты-мы», «Внимательное чтение», «Думай – обсуждай с партнером –
делись».
Задание: внимательно прочтите теоретический материал и выполните
упражнения. Указания по выполнению данного
задания:
1.Самостоятельно обдумайте задание и выполните его (5
минут). 2.Обменяйтесь идеями с
партнёром (3
минуты). 3.Обсудите
идеи в группе и подготовьтесь к презентации позиции группы (5 минут).
4.Выберите выступающего (-их) (2 минуты).
Задание
для 1 группы
Язык – это система со своими закономерностями. Некоторые правила написания
слов характерны для большинства частей
речи. Вспомните
правописание о,е после шипящих в разных морфемах разных частей речи. Составьте
кластер «Буквы о-е после шипящих», используя в качестве примеров слова:
хорош_го дня, с восковой свеч_й, домашняя собач_нка, камыш_вые заросли,
обиж_нный мальчик, веселый сверч_к, маленький барсуч_нок, неглубокий овраж_к,
ситц_вый халат, остановиться перед дач_й, приглуш_нный голос, городское ш_ссе,
натуральный ш_лк. Составьте
кластер «Мягкий знак после шипящих на конце слов», используя слова: лунная
ночь, ночной сторож_, цветок паху_, ехать мимо дач_, обознач_ орфограммы,
пилиш_ дрова, береч_ книгу.
Задание
для 2 группы Обратите
внимание! От этого зависит ваша грамотность!
На конце наречий после шипящих под ударением пишется О:
хорошо, свежо, горячо, а без ударения – е: певуче, ошеломляюще, могуче.
Исключение: еще. Используя
правило, образуйте наречия от приведенных ниже частей речи и запишите их.
Обозначьте орфограмму. Составьте с полученными наречиями словосочетания. Аргументируйте
выбор гласной. Хороший,
выжидающий, общий, могучий, осуждающий, вызывающий, неуклюжий, зловещий,
свежий, певучий, угрожающий.
Задание
для 3 группы
Обратите
внимание! От этого зависит ваша грамотность!
После шипящих на конце наречий
пишется ь: настежь, наотмашь, навзничь. Исключения: уж, замуж,
невтерпеж. Запомните правописание наречия точь-в-точь!
Используя
правило, вставьте пропущенные буквы в упражнении, аргументируйте выбор. 1.Какой-то
зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич_ на песок.
(М.Лермонтов.) 2.Лиш_ только подснежник распустится в срок, лиш_ только
приблизятся первые грозы, на белых стволах появляется сок. (М. Матусовский.) 3.
Уж_ небо осенью дышало, уж_ реже солнышко блистало. (А.Пушкин.) 4.Отъехав от
аула, Абай пустил коня вскач_. (М. Ауэзов.) 5. Мимо прошел последний вагон и
покатился проч_. (А.Серафимович.) 6. Матушка-рожь кормит всех сплош_.
4.Контроль
знаний (для всего класса)
Выполните упражнение,
вставляя пропущенные орфограммы. Обменяйтесь тетрадями с партнером по парте,
проверьте, поставьте оценки.
Кофе горяч_, купиш_ туш_, залеч_ на печ_, удариш_ наотмаш_, отвориш_
настеж_, стереч_ невмоч_, невтерпеж_ дожидаться, еж_ колюч_, изобразиш_
пейзаж_, мчаться вскач_, решиш_ много задач_.
Критерии оценивания:«5»
- 0 ошибок; «4» – 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки; «2» - более 4
ошибок.
Сторож гараж макияж врач
печь речь дочь мелочь
жучок овражек образцовый
замшевый
1
группа
2
группа
3
группа
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.