Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по рускому языку на тему

конспект урока по рускому языку на тему

Скачать материал

Открытый урок по русскому языку в 7 классе учителя Е.В.Моргуновой (22.12.2014 г.)

Тема « О-е после шипящих на конце наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий»

Образовательная цель: формирование навыка коллаборативного (партнерского) решения лингвистических задач                                                                                                                        Обучающая цель: формирование навыка выбора гласных о-е, ь после шипящих на конце наречий                                                                                                                                                           Тип урока: изучение нового материала                                                                                                                    Вид урока: практикум                                                                                                                        Технологии: «Развитие критического мышления», обучения в сотрудничестве, постановки цели            Стратегии: «Я-ты-мы», «Внимательное чтение», «Думай – обсуждай с партнером – делись».

1.Деление на группы (1-сущ. 2 скл. – сторож, гараж, макияж, врач; 2-сущ. 3 скл.- печь, речь, дочь, мелочь; 3- части речи с о-е после шипящих – жучок, овражек, образцовый, замшевый)(1 сл.)

2.Организация урока. Учитель: Посмотрите на доску (2 сл.). Попробуйте определить тему урока. (Формулировка темы. 3 сл.) Какие цели и задачи вы ставите перед собой перед началом урока по этой теме? (Ответы учащихся.) Молодцы, ваши цели совпали с моими (сл.4).

2.Ход урока. Учитель: Сегодня на уроке мы используем стратегии «Я-Ты-Мы», «Внимательное чтение», «Думай – обсуждай с партнером – делись». Давайте выясним значение слова (сл.5).

Стратегия-1.Наука о ведении войны, искусство ведения войны.2.перен. Искусство руководства массами, общественной и политической борьбой. 3.перен. Руководство к действию. (Какое значение применимо к уроку?)

3.Стратегии «Я-ты-мы». «Внимательное чтение», «Думай – обсуждай с партнером – делись» (6 сл.).                                                                                                                                                             Задание: внимательно прочтите теоретический материал и выполните упражнения.

Указания по выполнению данного задания:

1.Самостоятельно обдумайте задание и выполните его (5 минут).

2.Обменяйтесь идеями с партнёром (3 минуты).

3.Обсудите идеи в группе и подготовьтесь к презентации позиции группы (5 минут). 4.Выберите выступающего (-их) (2 минуты).

Задание для 1 группы

Язык – это система со своими закономерностями. Некоторые правила написания слов характерны для большинства частей речи.

Вспомните правописание о,е после шипящих в разных морфемах разных частей речи. Составьте  кластер, используя в качестве примеров слова:  хорош_го дня, с восковой  свеч_й, домашняя собач_нка, камыш_вые заросли, обиж_нный мальчик, веселый сверч_к, маленький барсуч_нок, неглубокий овраж_к, ситц_вый халат, остановиться  перед дач_й, приглуш_нный голос, городское ш_ссе, натуральный ш_лк.

Составьте кластер «Мягкий знак после шипящих на конце слов», используя слова: лунная ночь, ночной сторож_, цветок паху_, ехать мимо дач_, обознач_ орфограммы, пилиш_ дрова, береч_ книгу. (Презентация кластеров.)

Задание для 2 группы

Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность!

На конце наречий после шипящих под ударением пишется О: хорошо, свежо, горячо, а без ударения – е: певуче, ошеломляюще, могуче. Исключение: еще.

Используя правило, образуйте наречия от приведенных ниже частей речи и запишите их. Обозначьте орфограмму. Аргументируйте выбор. Составьте с полученными наречиями словосочетания.

Хороший, выжидающий, общий, могучий, осуждающий, вызывающий, неуклюжий, зловещий, свежий, певучий, угрожающий. (Проверка 7 сл.)

Задание для 3 группы

Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность!

После шипящих на конце наречий пишется ь: настежь, наотмашь, навзничь.                    Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

Запомните правописание наречия точь-в-точь!

Используя правило, вставьте пропущенные буквы в упражнении, аргументируйте выбор.

1.Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич_  на песок. (М.Лермонтов.) 2.Лиш_  только подснежник распустится в срок, лиш_ только приблизятся первые грозы, на белых стволах появляется сок. (М. Матусовский.) 3. Уж_ небо осенью дышало, уж_  реже солнышко блистало. (А.Пушкин.) 4.Отъехав от аула, Абай пустил коня вскач_. (М. Ауэзов.) 5. Мимо прошел последний вагон и покатился проч_. (А.Серафимович.) 6. Матушка-рожь кормит всех сплош_. (Пословица.) (Проверка 8 сл.)

4.Контроль знаний (для всего класса)

Выполните упражнение, вставляя пропущенные орфограммы. Обменяйтесь тетрадями с партнером по парте, проверьте, поставьте оценки.

Кофе горяч_, купиш_ туш_, залеч_ на печ_, удариш_ наотмаш_, отвориш_  настеж_, стереч_  невмоч_, невтерпеж_  дожидаться, еж_  колюч_, изобразиш_  пейзаж_, мчаться вскач_, решиш_ много задач_.

Критерии оценивания

«5» - 0 ошибок                                                                                                                                                    «4» – 1-2 ошибки                                                                                                                                  «3» - 3-4 ошибки                                                                                                                                   «2» - более 4 ошибок(Проверка 9 сл.)

5.Рефлексия. (10 сл.) Отразите свое настроение и уровень овладения полученными знаниями в небольшом эссе, используя языковой материал урока (2 мин.). ( Пример: Сегодня мне пришлось решить много лингвистических задач. Я хорошо овладел новым материалом. Мои партнеры по группе блестяще отвечали. Я не прочь потрудиться еще.) (Представление работ)

Домашнее задание:п.36, упр.286; п.37, упр.291.

 

Приложение Стратегии «Я-ты-мы», «Внимательное чтение», «Думай – обсуждай с партнером – делись».                                                                                                                                                             Задание: внимательно прочтите теоретический материал и выполните упражнения.                            Указания по выполнению данного задания:                                                                                           1.Самостоятельно обдумайте задание и выполните его (5 минут).                                              2.Обменяйтесь идеями с партнёром (3 минуты).                                                                                        3.Обсудите идеи в группе и подготовьтесь к презентации позиции группы (5 минут).                      4.Выберите выступающего (-их) (2 минуты).

Задание для 1 группы                                                                                                                                                         Язык – это система со своими закономерностями. Некоторые правила написания слов характерны для большинства частей речи.                                                                                                                               Вспомните правописание о,е после шипящих в разных морфемах разных частей речи.                     Составьте  кластер «Буквы о-е после шипящих», используя в качестве примеров слова:  хорош_го дня, с восковой  свеч_й, домашняя собач_нка, камыш_вые заросли, обиж_нный мальчик, веселый сверч_к, маленький барсуч_нок, неглубокий овраж_к, ситц_вый халат, остановиться  перед дач_й, приглуш_нный голос, городское ш_ссе, натуральный ш_лк.                                                                                                     Составьте кластер «Мягкий знак после шипящих на конце слов», используя слова: лунная ночь, ночной сторож_, цветок паху_, ехать мимо дач_, обознач_ орфограммы, пилиш_ дрова, береч_ книгу.

Задание для 2 группы                                                                                                                                     Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность!                                                                           На конце наречий после шипящих под ударением пишется О: хорошо, свежо, горячо, а без ударения – е: певуче, ошеломляюще, могуче. Исключение: еще.                                                             Используя правило, образуйте наречия от приведенных ниже частей речи и запишите их. Обозначьте орфограмму. Составьте с полученными наречиями словосочетания. Аргументируйте выбор гласной.                                                           Хороший, выжидающий, общий, могучий, осуждающий, вызывающий, неуклюжий, зловещий, свежий, певучий, угрожающий.

Задание для 3 группы

Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность!                                                                 После шипящих на конце наречий пишется ь: настежь, наотмашь, навзничь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж. Запомните правописание наречия точь-в-точь!                                                                                 Используя правило, вставьте пропущенные буквы в упражнении, аргументируйте выбор.        1.Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич_  на песок. (М.Лермонтов.) 2.Лиш_  только подснежник распустится в срок, лиш_ только приблизятся первые грозы, на белых стволах появляется сок. (М. Матусовский.) 3. Уж_ небо осенью дышало, уж_  реже солнышко блистало. (А.Пушкин.) 4.Отъехав от аула, Абай пустил коня вскач_. (М. Ауэзов.) 5. Мимо прошел последний вагон и покатился проч_. (А.Серафимович.) 6. Матушка-рожь кормит всех сплош_.

4.Контроль знаний (для всего класса)                                                                                     Выполните упражнение, вставляя пропущенные орфограммы. Обменяйтесь тетрадями с партнером по парте, проверьте, поставьте оценки.                                                                                                                Кофе горяч_, купиш_ туш_, залеч_ на печ_, удариш_ наотмаш_, отвориш_  настеж_, стереч_  невмоч_, невтерпеж_  дожидаться, еж_  колюч_, изобразиш_  пейзаж_, мчаться вскач_, решиш_ много задач_.                                                                                                                                        

Критерии оценивания:«5» - 0 ошибок; «4» – 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки; «2» - более 4 ошибок.                                                                                                                                                                

Сторож    гараж    макияж   врач

 

 печь    речь    дочь    мелочь

 

жучок   овражек   образцовый

замшевый

 

1 группа

 

2 группа

 

3 группа

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по рускому языку на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "О-е после шипящих на конце наречий. Ь после шипящих на конце наречий" является уникальной авторской разработкой и представляет собой конкретный образец  организации урока по формированию функциональной грамотности чтения. Автором предлагаются стратегии, формы и приемы организации работы учащихся в группах. Разработка содержит языковой материал, позволяющий повторить изучаемую оргфограмму в разных морфемах разных частей речи; способствует развитию критического мышления, умению анализировать и синтезировать учебный материал.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 619 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 359
    • DOCX 24.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Моргунова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Моргунова Елена Викторовна
    Моргунова Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67082
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе