ПОЗНАНИЕ МИРА
Тема: Повторение. Органы чувств
Задачи:
- Повторение и
закрепление понятия «органы чувств», выяснение практическим путем, при
помощи каких органов чувств мы познаем окружающий мир;
- Развитие
практических навыков, наблюдательности;
- Воспитание интереса
к познанию мира.
Методы: проблемный, исследовательский
Оборудование: картинки, 4 непрозрачных мешочка с предметами (ключ, шишка, конфета,
расческа, карандаш, ручка, нитки, кисточка, мягкая игрушка), эмблемы, карточка
с таблицей, непрозрачные стаканы с дольками лука, чеснока, ваткой, смоченной в
духах, стиральным порошком, соль и сахар в мешочках, наушники, ноутбук, пазлы.
Тип
урока: урок-практикум
Ход
занятия:
- Организация
класса
Прозвенел
звонок для нас.
Все
зашли спокойно в класс.
Встали
все у парт красиво,
Поздоровались
учтиво.
Тихо
сели, спинки прямо.
Вижу
класс наш хоть куда.
Мы
начнем урок, друзья.
2. Актуализация
знаний
Беседа по картинкам:
- Кто изображен на
всех картинках? (люди, дети)
- Как можно назвать другим
словом? (Человек)
- Что делает человек?
(нюхает цветок – Зачем?, пробует лимон – Понравилось?,
кушает еду – Вкусно ему?, рассматривает картины, разговаривает по
телефону, трогает утюг - Может обжечься?)
Сделаем
вывод: что делает человек на всех картинках? Он познает окружающий мир.
С
помощью чего мы познаем окружающий мир? (с помощью органов чувств)
Назовите их.
Нос – орган обоняния.
Кожа – орган осязания.
Глаза – орган зрения.
Язык – орган вкуса.
3. Постановка
темы и целей урока
- Дети, сегодня у
нас будет необычный урок. Мы повторим органы чувств человека. Для этого наш
класс превратится в научную лабораторию. Ну, а вы – станете
учеными-исследователями. Хотите стать исследователями?
- Итак, наша
лаборатория открыта, начнем работу. Для дальнейшей работы мы поделимся на
группы молодых учёных. Делиться мы будем с помощью условных обозначений, у
каждого из вас есть своя эмблема с картинкой, в каждую группу садятся ребята с
одинаковой эмблемой. В каждой группе должен быть главный исследователь, который
сам высказывает мнение, слушает других и высказывает общее мнение громко и
четко.
4. Практическая
работа
А) - Ребята, в любой
научной лаборатории при проведении опытов, исследований должен быть идеальный
порядок. А для этого необходимо соблюдать основные правила поведения:
*
Работу можно проводить стоя, но говорить друг с другом тихо, чтобы не мешать
другим.
*
Постараться, чтобы в группе сложилось единое мнение, которое вы выскажете
вслух.
*
После выполнения задания, нужно взяться за руки и поднять их вверх.
- На столе лежит вот
такая карточка. Здесь вы будете отмечать результаты ваших опытов.
Б) Исследования:
1
опыт: На столах каждой группы лежит непрозрачный
мешочек с предметами, которые ученики должны определить на ощупь.
Обсуждение
результатов.
- Вы предметы,
лежащие в мешочках, видели? А как их узнали? (на ощупь, кончиками пальцев).
Отметьте в карточке плюсом тот орган, который вам помог узнать предмет. Какой
орган чувств вам помог? (кожа, руки - орган осязания)
|
|
|
|
|
|
1 опыт
|
+
|
|
|
|
|
2 опыт
|
|
|
|
|
|
3 опыт
|
|
|
|
|
|
4 опыт
|
|
|
|
|
|
5 опыт
|
|
|
|
|
|
Музыкальная физминутка
2 опыт:
-
В стаканах лежат предметы. Нужно узнать, что там лежит. Но. Нельзя увидеть,
нельзя потрогать. Как же мы определим, что внутри? (можно понюхать – по
запаху). Да, давайте определим по запаху, что же находится в стаканах. Хочу
предупредить вас, что нельзя нюхать незнакомые предметы во избежание всяких
неприятностей. Но с этими стаканами опыт можно провести, это будет безопасно.
Для того, чтобы определить, правильно ли вы узнали предмет, лежащий в стакане,
нужен нам эксперт. Его мы выберем из присутствующих гостей.
Прежде
чем понюхать, закройте глаза, чтобы вы точно по запаху определили предмет.
В стаканах: дольки лука, чеснока, ватка, смоченная в духах, стиральный
порошок.
- Какой орган чувств
помог вам определить предметы? (нос – орган обоняния) Отметьте в таблице
знаком плюс.
3
опыт:
-
Перед вами два мешочка. Нужно определить, что здесь лежит. Подумайте, какой
орган чувств может помочь вам. Предупреждаю, что опыт безопасный.
На столах пакетики с солью и сахаром.
- Что лежит в
пакетиках? (соль и сахар)
- Итак, какой орган
чувств помог вам это определить? (язык – орган вкуса) Отметьте в таблице
знаком плюс.
4
опыт:
-
Сейчас мы с вами потанцуем. Встали все. Вам нужно узнать песню. (Включаю
музыку в наушниках. Пританцовываю)
- Какая песня играет?
(Дети говорят, что они не слышат) Почему? (потому что не слышно из-за
наушников)
- А что надо сделать
мне, чтобы вы услышали? (включить музыку)
Включаю,
пританцовываем.
- Так какая песня
играет? («Барбарики») Какой орган чувств вам помог это выяснить? (уши
– орган слуха) Отметьте в таблице. Это был наш 4й опыт.
5
опыт:
- Сейчас
вам предстоит собрать пазлы на нашу тему. Сначала выкладываем на стол желтую
полосу. Слева от желтой полосы должны быть картинки с названиями органов
чувств, справа – картинки, которые дают подсказку, зачем же нам нужен тот или
иной орган.
Самостоятельная работа. Проверка (на доску вывешиваю собранные пазлы)
- Какой орган чувств
сейчас помог вам выполнить задание? (глаза – орган зрения)
5. Подведение
итогов
-
Посмотрите на вашу таблицу. Все ли органы чувств мы сегодня проверили в деле?
Так какие органы чувств есть у человека?
Нос
– орган обоняния.
Кожа
– орган осязания.
Глаза
– орган зрения.
Язык
– орган вкуса.
- Для чего человеку органы чувств? С их
помощью человек познает окружающий мир.
Рефлексия
-
Понравилось ли вам быть исследователями? А урок вам понравился? Покажите
жестами: если ДА – палец вверх, если НЕ ОЧЕНЬ – помашите пальчиком, если НЕТ –
тогда пальчик вниз.
Погладьте
себя по голове, кто сегодня хорошо поработал. Я сегодня хвалю всех, кто
работал. Молодцы! Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.