Инфоурок Русский язык КонспектыКонспект урока по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" ( 6 класс)

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" ( 6 класс)

Скачать материал

План-конспект урока внеклассного чтения  по повести А.С.Пушкина  «Станционный смотритель». Урок разработан учителем русского языка и литературы Лисименко О.В.

 

Тема « Почитай отца твоего и мать твою…» ( Нравственная проблематика повести А.С. Пушкина « Станционный смотритель».

Цели и задачи урока:

1.     Проанализировать повесть.

2.     Обсудить проблемы, поднимаемые автором.

3.     Дать характеристику героям, их поступкам.

4.     Сопоставить историю Дуни с притчей о блудном сыне.

5.     Дать толкование понятиям «НРАВСТВЕННОСТЬ», « ПРИТЧА», «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК», «ДИКТАТОР»?

6.     Обсудить заранее приготовленные обложки к повести.

 

  Оборудование урока:

1.     Текст повести.

2.     Оформление доски.

3.     Карточки  для словарной работы ( НРАВСТВЕННОСТЬ,ПРИТЧА,МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК).

4.     Карточки с текстом поучения Святителя Тихона Задонского.

5.     Иллюстрации к « Притче о блудном сыне», портреты главных героев, взятые из кинофильма. ( Репродукции Рубенса, Рембранта).

 

ХОД УРОКА.

-Сегодня мы завершаем наш разговор по творчеству А.С.Пушкина. А завершим мы его анализом замечательного произведения «Станционный смотритель».

-Откройте тетради и запишите число и тему…

-Давайте обратимся к теме урока. Как вы понимаете смысл слова « ПОЧИТАЙ»? (ученики предлагают свои варианты).

Итог обсуждения запись в тетради определения « почитай-уважай , люби, помогай.

- Как понимаете смысл « нравственный», «нравственная проблематика»? Какие нравственные проблемы можете назвать? (Добро, зло, милосердие,любовь, счастье и др.)

-Т.о, нравственные проблемы- это проблемы , связанные с духовной жизнью человека. Вся наша жизнь  подчинена определенным законам. Есть научные законы: математики , физики… А есть законы жизни- нравственные законы: что есть добро, что есть зло ? Кого надо любить, а кого –ненавидеть?

Без знания этих законов человеку будет трудно жить среди людей, разобраться в трудных жизненных ситуациях…

-Ребята, а где мы можем найти ответы на эти вопросы?( обсуждение). Вывод- Библия , художественная литература, сама жизнь.

 -одна из очень важных, вечных проблем –это взаимоотношение отцов и детей, отношение детей к своим родителям. Разобраться в этом вопросе нам поможет повесть Пушкина.

-Давайте сначала узнаем историю создания повести.( сообщение ученика).

(Повесть входит в цикл повестей Белкина. Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткий период : с 9 сентября по 20 октября. Кроме « Станционного смотрителя» сюда вошли повести: « Выстрел», « Метель», « Гробовщик», « Барышня- крестьянка». Цикл предворяет предисловие « От издателя». Роль издателя, вероятно, Пушкин взял на себя, обозначив инициалы «А.П.»; авторство же приписал  провинциальному помещику Иван Ивановичу Белкину.

В роли рассказчика выступает  И.И. Белкин, потом несколько «особ», будто бы поведавших ему свои  истории, герои историй и , наконец, сам Пушкин.

 

- Итак , давайте обратимся к повести. Прочитаем эпиграф.

- Кто такой « ДИКТАТОР»? ( Обсуждение вариантов).

Вывод  записываем в тетради « Правитель, пользующийся неограниченной властью».

- Можем мы назвать Вырина – диктатором? ( Конечно же нет, здесь грустная авторская ирония).

-А кто такой Вырин? ( Станционный смотритель).

-Давайте послушаем сообщение о профессии главного героя .( Сообщение ученика).

… Во времена Пушкина люди делились  в соответствии с « Табелем о рангах». Вырин занимает самую низкую строку табеля

-А как зовут главного героя?

- Ничего вас в имени не насторожило? ( Самсон- это библейский богатырь!!!)

- Опять звучит грустная авторская ирония.

- А что узнаем о главном герое? Чтение со слов «… Кто не проклинал… до…следующего по казенной надобности».

- Что мы можем сказать о положении Самсона Вырина  в обществе? ( Маленький человек).

_ Удивительно , но Пушкин делает героем своего произведения МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА, обращает внимание на его внутренние переживания, его чувства. К этой проблеме позже обратятся в своем творчестве и другие писатели: Гоголь , Достоевский и др.

- Мы еще вернемся к главному герою, а сейчас давайте обсудим , почему же проблема взаимоотношения отцов и детей важная, вечная, актуальная?

- Как дети должны относиться к своим родителям?(  Ученики  обсуждают).

- Вот видите, вроде бы все ясно ,просто. Но почему же этот вопрос так волнует писателя? Слова эпиграфа взяты из Библии. Этот вопрос интересует не только писателей , но и служителей церкви. Давайте обратимся к работе одного из служителей церкви Тихона Задонского (Текст у каждого ученика. Читает подготовившийся ученик).

« Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать. Всякое убо почтение отдавай, родившим тебя, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели , показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, и буде им за то благодарен. Знай точно, что ничем за их благодеяния тебе показанное, воздать не сможешь. Много они тебе обдолжили, много и ты им должен: являй им сердечную благодарность через все житие.

 Всякое почтение дети родителям оказывать должны.

 Почтение сие в том состоит: любить их истинно и чистосердечно, говорить о них со всяким почтением, пред ними предстоять, в случае честнейшее место им отдавать, когда говорят- слов их не прерывать…, дела никакого без них не начинать, ничего пред ними не делать, что их повредить может или их в стыд привести».

-Давайте переведем  на современный язык слова Тихона Задонского. (Почитать родителей- это любить их, говорить о них уважительно, вставать перед ними, стоять  перед сидящими,предоставлять лучшее место, не говорить одновременно с ними,не начинать дела без их согласия, не делать того, за что им будет стыдно.

- Мысленно ответьте на вопрос , а вы почитаете родителей так , как написано в поучении?

-Вернемся к нашему герою. От кого мы узнаем историю Вырина?( И.И. Белкина).

-Каким предстает главный герой? Что мы узнаем о его жизни? ( Можно использовать цитаты из текста).

-Почему автор акцентирует внимание на положении Вырина в обществе? По каким законам жили люди? (По тексту. « Чин чина почитай…», т.е. главное не человек , а чин!!!)

-Где живет герой? Что привлекло ваше внимание?(« КАРТИНКИ» на стене, из «Притчи о блудном сыне».)

- Вспомним сюжет притчи. Что такое « притча»? (- поучение , иносказание).

- Что такое «блуд»? Как понимаете?(- уклонение от прямого пути).

-Сообщение ученика ( краткое содержание притчи).

 - В чем смысл притчи? ( Возвращение блудного сына – великое счастье отцу).

- В словаре В. И. Даля есть такая пословица « Блудный сын – ранняя могила отцу». Согласны вы с этим утверждением?

Сопоставление « картинок»: 1- Блудный сын просит благословения; 2- Развратная жизнь; 3- Пасет свиней; 4 –Возвращение  блудного сына.

-Похожа история Дуни с историей блудного сына?

- В чем самое главное различие? ( Дуня не застала отца в живых- позднее раскаяние).

- Почему Пушкин называет иллюстрации « КРТИНКИ»?( Дуня никогда не задумывалась над их смыслом, для нее –это просто часть декора!!!)

-Каким мы видим Самсона Вырина  во второй приезд  рассказчика?  Легко нам узнать главного героя? Что произошло за это время? ( Беда сломила Самсона Вырина , он пьет, он потерял смысл жизни, любовь, саму жизнь).

-Что добило Самсона Вырина? Что плохого, что его дочь удачно вышла замуж? ( Приезд в город , встреча с Минским .  По тексту «…Минский вышел к нему в халате…)

- Что больше всего возмутило вас в поведении Минского ( Деньги).

БЕДНЯК, « МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК»  ОСТАЛСЯ «Маленьким человеком»: его оскорбили , растоптали, унизили… Но все же денег не взял!!! Почему?

ДОЧЬ, ЛЮБОВЬ,СЕМЬЮ КУПИТЬ И ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ!!! НЕ ВСЕ В ЖИЗНИ ПРОДАЕТСЯ И ПОКУПАЕТСЯ! !! МИНСКИЙ ЭТОГО НЕ ПОНИМАЕТ, А « МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» ЗНАЕТ!  ДА , ОН БЕДЕН, ДА , ОН ВНИЗУ ТАБЕЛЯ, НО МОРАЛЬНО ОН ВЫШЕ, ОН ЛУЧШЕ РАЗБИРАЕТСЯ В НРАВСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ ЖИЗНИ!!!

 -Все же , почему главный герой не рад счастью дочери?( История Дуни –это, скорее, исключение их правил. Чаще всего такие истории кончались трагически. Вырин хорошо знает законы , по которым живет общество. Ему тяжело поверить в любовь богатого и бедной).

- Как вы оцениваете поступок Дуни?

-Дуня приносит отца в жертву своему счастью: она богата ,любима, у нее семья… Но счастлива она, по вашему мнению?

-Обратимся к финалу повести. Чтение со слов      « ЗНАЛ ЛИ ТЫ ПОКОЙНИКА….»

-Почему историю конца смотрителя рассказывает ребенок? Случайно это , по вашему мнению?( Из рассказа мальчика мы узнаем , как дети любили Самсона Вырина, каким он был добрым, возился с ними… Он мог быть хорошим дедушкой…Но дети Дуни уже не узнают этого…).

-Ребята, в Писании  сказано:      « Зло , посеянное в детях,  умножится во внуках». Как понимаете смысл?

-Кто , по вашему , виноват в трагедии Вырина? Только ли Дуня? ( Обсуждение).

- Наверное, и отец виноват в чем-то. Ведь Дуня его дочь, он ее воспитал такой.

 - Один литературовед сказал :  « Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а его представление о том

 , как сложится судьба его дочери». М. Гершензон        

-Согласны вы?

-Попытайтесь дописать счастливый финал. Как бы сложилась судьба героев?

-Давайте подведем итог нашего разговора.

- Какую нравственную проблему поднимает  Пушкин?

-О чем заставила задуматься повесть?

- В чем ее актуальность?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-  Напишите  обращение к своим сверстникам о том , как необходимо относиться к родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" ( 6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по повести Александра Сергеевича Пушкина "Станционный смотритель" ( урок разработан для 6 класса). Тема урока: "Почитай отца твоего и мать твою..." (нравственная проблематика произведения).

Цели и задачи урока:

1.     Проанализировать повесть.

2.     Обсудить проблемы, поднимаемые автором.

3.     Дать характеристику героям, их поступкам.

4.     Сопоставить историю Дуни с притчей о блудном сыне.

5.     Дать толкование понятиям «НРАВСТВЕННОСТЬ», « ПРИТЧА», «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК», «ДИКТАТОР»?

6.     Обсудить заранее приготовленные обложки к повести.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 283 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 6 класс VIII вид. ОВЗ.
  • Учебник: «Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода
  • 01.10.2020
  • 720
  • 41
«Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.12.2014 2635
    • DOCX 27.7 кбайт
    • 157 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лисименко Оксана Валериевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лисименко Оксана Валериевна
    Лисименко Оксана Валериевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 31708
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек