План-конспект урока внеклассного чтения по повести
А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Урок разработан учителем русского языка
и литературы Лисименко О.В.
Тема « Почитай
отца твоего и мать твою…» ( Нравственная проблематика повести А.С. Пушкина «
Станционный смотритель».
Цели и задачи
урока:
1. Проанализировать
повесть.
2. Обсудить
проблемы, поднимаемые автором.
3. Дать
характеристику героям, их поступкам.
4. Сопоставить
историю Дуни с притчей о блудном сыне.
5. Дать
толкование понятиям «НРАВСТВЕННОСТЬ», « ПРИТЧА», «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК»,
«ДИКТАТОР»?
6. Обсудить
заранее приготовленные обложки к повести.
Оборудование
урока:
1.
Текст повести.
2.
Оформление доски.
3.
Карточки для словарной работы (
НРАВСТВЕННОСТЬ,ПРИТЧА,МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК).
4.
Карточки с текстом поучения Святителя
Тихона Задонского.
5.
Иллюстрации к « Притче о блудном сыне»,
портреты главных героев, взятые из кинофильма. ( Репродукции Рубенса,
Рембранта).
ХОД
УРОКА.
-Сегодня
мы завершаем наш разговор по творчеству А.С.Пушкина. А завершим мы его анализом
замечательного произведения «Станционный смотритель».
-Откройте
тетради и запишите число и тему…
-Давайте
обратимся к теме урока. Как вы понимаете смысл слова « ПОЧИТАЙ»? (ученики
предлагают свои варианты).
Итог
обсуждения запись в тетради определения « почитай-уважай , люби, помогай.
-
Как понимаете смысл « нравственный», «нравственная проблематика»? Какие
нравственные проблемы можете назвать? (Добро, зло, милосердие,любовь, счастье и
др.)
-Т.о,
нравственные проблемы- это проблемы , связанные с духовной жизнью человека. Вся
наша жизнь подчинена определенным законам. Есть научные законы: математики ,
физики… А есть законы жизни- нравственные законы: что есть добро, что есть зло
? Кого надо любить, а кого –ненавидеть?
Без
знания этих законов человеку будет трудно жить среди людей, разобраться в
трудных жизненных ситуациях…
-Ребята,
а где мы можем найти ответы на эти вопросы?( обсуждение). Вывод- Библия ,
художественная литература, сама жизнь.
-одна
из очень важных, вечных проблем –это взаимоотношение отцов и детей, отношение
детей к своим родителям. Разобраться в этом вопросе нам поможет повесть
Пушкина.
-Давайте
сначала узнаем историю создания повести.( сообщение ученика).
(Повесть
входит в цикл повестей Белкина. Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830
года за очень короткий период : с 9 сентября по 20 октября. Кроме «
Станционного смотрителя» сюда вошли повести: « Выстрел», « Метель», «
Гробовщик», « Барышня- крестьянка». Цикл предворяет предисловие « От издателя».
Роль издателя, вероятно, Пушкин взял на себя, обозначив инициалы «А.П.»;
авторство же приписал провинциальному помещику Иван Ивановичу Белкину.
В
роли рассказчика выступает И.И. Белкин, потом несколько «особ», будто бы
поведавших ему свои истории, герои историй и , наконец, сам Пушкин.
-
Итак , давайте обратимся к повести. Прочитаем эпиграф.
-
Кто такой « ДИКТАТОР»? ( Обсуждение вариантов).
Вывод
записываем в тетради « Правитель, пользующийся неограниченной властью».
-
Можем мы назвать Вырина – диктатором? ( Конечно же нет, здесь грустная
авторская ирония).
-А
кто такой Вырин? ( Станционный смотритель).
-Давайте
послушаем сообщение о профессии главного героя .( Сообщение ученика).
…
Во времена Пушкина люди делились в соответствии с « Табелем о рангах». Вырин
занимает самую низкую строку табеля
-А
как зовут главного героя?
-
Ничего вас в имени не насторожило? ( Самсон- это библейский богатырь!!!)
-
Опять звучит грустная авторская ирония.
-
А что узнаем о главном герое? Чтение со слов «… Кто не проклинал… до…следующего
по казенной надобности».
-
Что мы можем сказать о положении Самсона Вырина в обществе? ( Маленький
человек).
_
Удивительно , но Пушкин делает героем своего произведения МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА,
обращает внимание на его внутренние переживания, его чувства. К этой проблеме
позже обратятся в своем творчестве и другие писатели: Гоголь , Достоевский и
др.
-
Мы еще вернемся к главному герою, а сейчас давайте обсудим , почему же проблема
взаимоотношения отцов и детей важная, вечная, актуальная?
-
Как дети должны относиться к своим родителям?( Ученики обсуждают).
-
Вот видите, вроде бы все ясно ,просто. Но почему же этот вопрос так волнует
писателя? Слова эпиграфа взяты из Библии. Этот вопрос интересует не только
писателей , но и служителей церкви. Давайте обратимся к работе одного из
служителей церкви Тихона Задонского (Текст у каждого ученика. Читает
подготовившийся ученик).
«
Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать. Всякое убо
почтение отдавай, родившим тебя, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать как
не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели , показывай им свою
достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, и буде им за то благодарен.
Знай точно, что ничем за их благодеяния тебе показанное, воздать не сможешь.
Много они тебе обдолжили, много и ты им должен: являй им сердечную
благодарность через все житие.
Всякое
почтение дети родителям оказывать должны.
Почтение
сие в том состоит: любить их истинно и чистосердечно, говорить о них со всяким
почтением, пред ними предстоять, в случае честнейшее место им отдавать, когда
говорят- слов их не прерывать…, дела никакого без них не начинать, ничего пред
ними не делать, что их повредить может или их в стыд привести».
-Давайте
переведем на современный язык слова Тихона Задонского. (Почитать родителей-
это любить их, говорить о них уважительно, вставать перед ними, стоять перед
сидящими,предоставлять лучшее место, не говорить одновременно с ними,не
начинать дела без их согласия, не делать того, за что им будет стыдно.
-
Мысленно ответьте на вопрос , а вы почитаете родителей так , как написано в
поучении?
-Вернемся
к нашему герою. От кого мы узнаем историю Вырина?( И.И. Белкина).
-Каким
предстает главный герой? Что мы узнаем о его жизни? ( Можно использовать цитаты
из текста).
-Почему
автор акцентирует внимание на положении Вырина в обществе? По каким законам
жили люди? (По тексту. « Чин чина почитай…», т.е. главное не человек , а
чин!!!)
-Где
живет герой? Что привлекло ваше внимание?(« КАРТИНКИ» на стене, из «Притчи о
блудном сыне».)
-
Вспомним сюжет притчи. Что такое « притча»? (- поучение , иносказание).
-
Что такое «блуд»? Как понимаете?(- уклонение от прямого пути).
-Сообщение
ученика ( краткое содержание притчи).
-
В чем смысл притчи? ( Возвращение блудного сына – великое счастье отцу).
-
В словаре В. И. Даля есть такая пословица « Блудный сын – ранняя могила отцу».
Согласны вы с этим утверждением?
Сопоставление
« картинок»: 1- Блудный сын просит благословения; 2- Развратная жизнь; 3- Пасет
свиней; 4 –Возвращение блудного сына.
-Похожа
история Дуни с историей блудного сына?
-
В чем самое главное различие? ( Дуня не застала отца в живых- позднее
раскаяние).
-
Почему Пушкин называет иллюстрации « КРТИНКИ»?( Дуня никогда не задумывалась
над их смыслом, для нее –это просто часть декора!!!)
-Каким
мы видим Самсона Вырина во второй приезд рассказчика? Легко нам узнать
главного героя? Что произошло за это время? ( Беда сломила Самсона Вырина , он
пьет, он потерял смысл жизни, любовь, саму жизнь).
-Что
добило Самсона Вырина? Что плохого, что его дочь удачно вышла замуж? ( Приезд в
город , встреча с Минским . По тексту «…Минский вышел к нему в халате…)
-
Что больше всего возмутило вас в поведении Минского ( Деньги).
БЕДНЯК,
« МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» ОСТАЛСЯ «Маленьким человеком»: его оскорбили ,
растоптали, унизили… Но все же денег не взял!!! Почему?
ДОЧЬ,
ЛЮБОВЬ,СЕМЬЮ КУПИТЬ И ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ!!! НЕ ВСЕ В ЖИЗНИ ПРОДАЕТСЯ И ПОКУПАЕТСЯ!
!! МИНСКИЙ ЭТОГО НЕ ПОНИМАЕТ, А « МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» ЗНАЕТ! ДА , ОН БЕДЕН, ДА
, ОН ВНИЗУ ТАБЕЛЯ, НО МОРАЛЬНО ОН ВЫШЕ, ОН ЛУЧШЕ РАЗБИРАЕТСЯ В НРАВСТВЕННЫХ
ЗАКОНАХ ЖИЗНИ!!!
-Все
же , почему главный герой не рад счастью дочери?( История Дуни –это, скорее,
исключение их правил. Чаще всего такие истории кончались трагически. Вырин
хорошо знает законы , по которым живет общество. Ему тяжело поверить в любовь
богатого и бедной).
-
Как вы оцениваете поступок Дуни?
-Дуня
приносит отца в жертву своему счастью: она богата ,любима, у нее семья… Но
счастлива она, по вашему мнению?
-Обратимся
к финалу повести. Чтение со слов « ЗНАЛ ЛИ ТЫ ПОКОЙНИКА….»
-Почему
историю конца смотрителя рассказывает ребенок? Случайно это , по вашему
мнению?( Из рассказа мальчика мы узнаем , как дети любили Самсона Вырина, каким
он был добрым, возился с ними… Он мог быть хорошим дедушкой…Но дети Дуни уже не
узнают этого…).
-Ребята,
в Писании сказано: « Зло , посеянное в детях, умножится во внуках». Как
понимаете смысл?
-Кто
, по вашему , виноват в трагедии Вырина? Только ли Дуня? ( Обсуждение).
-
Наверное, и отец виноват в чем-то. Ведь Дуня его дочь, он ее воспитал такой.
-
Один литературовед сказал : « Самсона Вырина погубило не какое-то
действительное несчастье, а его представление о том
,
как сложится судьба его дочери». М. Гершензон
-Согласны
вы?
-Попытайтесь
дописать счастливый финал. Как бы сложилась судьба героев?
-Давайте
подведем итог нашего разговора.
-
Какую нравственную проблему поднимает Пушкин?
-О
чем заставила задуматься повесть?
-
В чем ее актуальность?
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ.
-
Напишите обращение к своим сверстникам о том , как необходимо относиться к
родителям.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.