Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по ОРКСЭ "Икона"

Конспект урока по ОРКСЭ "Икона"

Скачать материал

 

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Казакова Оксана Викторовна

Район

Приокский

Место работы

МБОУ СОШ № 48

Должность

Учитель начальных классов

 

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры.

УМК

Просвещение.

Тема урока

Икона.

Тип урока

Ознакомление с новым материалом.

Цель, задачи

Цель: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам.

Задачи:

- познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия в написании иконы и картины;

-уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;

- усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

-развивать умение работать в группе, развивать коммуникативные навыки, анализировать своё поведение.

- воспитание гражданской идентичности, бережного отношения к иконе

 

Необходимое оборудование

Мультипроектор, компьютер,  диск, презентация «Икона в искусстве»

Дидактическое обеспечение

Учебник, рабочая тетрадь, репродукции икон и картин, шаблоны таблиц

 

Планируемые результаты  урока

 

·           личностные

·           Формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с православной традицией отношения к иконам и переживания эмоциональной сопричастности к иконописному наследию Родины

 

 

·           предметные

·           знание особенностей иконописного изображения

·           понимание православной традиции отношения к иконе

 

 

·           метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

·           умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнеров

·           овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения

·           готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения

 

 

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Синквейн, таблица «Отличия иконы от картины», тест «Священный образ», тренажёр «Икона и картина». Творческая работа учащихся( подбор пары картин и икон на одну тему).

 

 

Литература и Интернет-ресурсы

 

Основная

·           Учебник

 

 

Дополнительная

·           Детская энциклопедия «Русская икона»

 

 

Интернет-ресурсы

·           Pravoslavie-detyam.ru

·           www. Openclass.ru

·           www. 4stupeni.ru

 

 

ЭОРы

School-collection.edu.ru

Eor.edu.ru

Fcior.edu.ru

Учебный диск

 

 

 

 


 
План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

 

 

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

 

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

ПРОСЛУШИВАНИЕ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА «Благовест».

 

Фронтальная беседа. Учитель напоминает о заочной экскурсии в храм на прошлом уроке и задаёт вопрос о том, что детей удивило и что  запомнилось больше всего.

Слушают

 

 

 

Предположительные ответы:

- все храмы построены в виде корабля, креста или ротонды;

- тишина в храме;

- внутреннее убранство: иконостас, алтарь, большое количество разных икон, свечи

Личностные УУД

(формирование эстетических ценностей)

 

Личностные УУД

(эмоционально-личностная оценка)

Познавательные УУД

(умение отвечать на вопросы,

рефлексия пройденного материала на прошлых уроках).

 

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

На доске вывешены репродукции иконописных изображений и картин (Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский, «Опять двойка,»Алёнушка» и др.). Детям предлагается разделить их на  группы. 

 

 

А почему вы разделили их именно на эти группы? В чём же основное отличие иконы от портрета человека?

 

 

Так чем же сегодня на уроке мы будем заниматься ?

Дети делят репродукции на иконописные изображения и картины..

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты. Трудно ответить на вопрос.

 

 

 

 

Желаемый ответ.:

-изучать иконы, учиться отличать их от картин, понимать их предназначение.

Регулятивные УУД

(умение высказывать своё предположение)

Познавательные УУД

(ориентирование в худ. произв., осуществление анализа и синтеза)

 

 

 

Коммуникативные УУД

(умение высказывать и обосновывать свою точку зрения)

 

Регулятивные УУД

(определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя)

 

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Выявляет, что  затруднение вызывает  чёткое различие в написании иконы и портрета человека, картины.

 

Делит класс  на 4 группы для решения проблемы. В каждой группе присутствует сильный ученик.

 

 

 

 

 

Дети делятся на группы.

 

 

Коммуникативные УУД: (умение работать в группах)

 

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Даёт задание читать  текст учебника и найти там ответ на вопрос: «В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины?»

Чтение в группах текста учебника. Обсуждение вопроса.

Регулятивные УУД

(составление плана ответа)

Познавательные УУД

(извлечение информации)

Коммуникативные УУД

(умение вступать в диалог со сверстниками)

 

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Далее учитель предлагает в помощь презентацию «Икона в искусстве». Раздаёт таблицы.

 

 

 Предлагает найти в ней выявленные из текста учебника отличия и окончательно составить таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает сделать вывод, для чего же нужны икона и картина.

Каждая группа называет своё отличие. Идёт фронтальное обсуждение. Составляется итоговая таблица.

икона

картина

Условность изображения, вытянутая форма (важна идея)

Соблюдаются пропорции в изображении человека

Характерна обратная перспектива

Прямая перспектива

Свет исходит от ликов и фигур. Нимб.

Внешний источник света, светотень

Цвет – символ. Внешняя гармония.

Цвет – средство для создания колорита картины

Все события изображаются сразу.

Изображается какой-либо один момент.

Предположительные ответы:

- икона показывает сокровенный мир души Святого человека. Верующие молятся образам святых. Картина служит для  эстетического становления человека.

Регулятивные УУД

(корректирование своей деятельности)

Познавательные УУД

(переработка и преобразование информации из одной формы в другую)

Коммуникативные УУД

(способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

(выявление морального содержания и нравственного значения иконы и картины)

Познавательные УУД

(умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

Коммуникативные УУД

(умение приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем)

 

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Даёт задание выполнить  задание  «Тренажёр 3» с  диска.

Дети заполняют пропуск подходящим по смыслу словом.

Фронтальное обсуждение правильного варианта.

Пример:

… может показывать борьбу добра и зла.

Познавательные УУД

( анализ и синтез)

Регулятивные УУД

(взаимоконтроль)

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Даёт задание выполнить контрольный тест с  диска.

Решение теста в группах.

Пример…Какой образ имеют в виду, называя человека иконой? Самопроверка.

Регулятивные УУД

(умение высказать свою версию, самооценка)

Коммуникативные

(умение приходить к общему решению в совместной деятельности)

 

 

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Даёт задание составить синквейн в группах.

Примерный синквейн

Икона

чудотворная красивая

верить молиться надеяться

Молиться с надеждой перед иконой

Регулятивные УУД

(оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено)

Коммуникативные УУД

(умение работать в группе)

 

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Даёт оценку работы команд. Домашнее задание: подберите пары картин и икон на одну тему. Объясните, чем они схожи и чем различаются.

Учащиеся дают оценку работы каждого в группе, записывают домашнее задание.

Личностные УУД

(рефлексирование изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока

Регулятивные УУД

(определение степени успешности своей работы и работы других)

Коммуникативные УУД

(умение слышать и слушать других)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по ОРКСЭ "Икона""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по выставочной деятельности

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Модуль

Основы православной культуры.

УМК

Просвещение.

Тема урока

Икона.

Тип урока

Ознакомление с новым материалом.

Цель, задачи

Цель: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам.

Задачи:

- познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия в написании иконы и картины;

-уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;

- усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

-развивать умение работать в группе, развивать коммуникативные навыки, анализировать своё поведение.

- воспитание гражданской идентичности, бережного отношения к иконе

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 551 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 617
    • DOCX 104 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Казакова Оксана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Казакова Оксана Викторовна
    Казакова Оксана Викторовна
    • На сайте: 5 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 48891
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 2 092 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 661 человек из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 554 человека

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов