Урок
14
Тема: Дружба
Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей
нравственной ценности
Задачи:
·
Формирование
нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в
коллективе.
·
Рассмотрение
роли друга в жизни каждого из нас.
·
Расширение
знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
·
Воспитание
доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Планируемый
результат:
обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы;
практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести
навыки работы в сотрудничестве.
Ход
урока.
I.
Организационный момент.
-
Я
рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость
общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь,
посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
II.Актуализация
знаний
(Слайд
1.)
друг, приятель, товарищ.
–
Прочитайте слова. Что их объединяет? (дружба)
-
Чем они отличаются друг от друга?
III.
Сообщение темы урока
-
Определите тему урока.
(Слайд
2
)–
Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».
На
какой главный вопрос мы должны ответить? -Что такое дружба.
–
Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Все версии
учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются).
щелчок
–
Сегодня мы с вами мы выясним:
·
Что
такое дружба?
·
Настоящий
друг – кто он?
·
Какими
качествами должен обладать настоящий друг?
·
Почему
важно дружелюбно относиться друг к другу?
·
Почему
дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
IV.
Работа над понятием «дружба».
–(Слайд
3)
Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов,
лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы,(Слайд 4) названия
фонтанов, (Слайд 5)есть даже орден Дружбы народов.
Слайд
6
Что такое
дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
–
Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
работа с
толковым словарем
–
Дайте определение понятию дружба.
Слайд
7
–
Обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и
узнайте его значение.
(Дружба – близкие отношения,
основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью,
любовью)
Слайд
8
–
Владимир Иванович Даль в своём
знаменитом
«Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это
бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит
бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь
хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что
он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
-
Найдите определение понятия дружбы в учебнике. Сравните с данными
определениями. Какое понятие для вас ближе.
работа
в парах
–
Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает
дружбе и что дружбе мешает.
Понимание,
деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение,
доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность,
обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность,
приветливость, честность
–
Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще
дописали?
Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)
работа
с учебником
–
Что дружеские отношения отличает от других отношений (приятельских,
товарищеских)?
–
Прочитайте ответ учебника на с 32-33 и сравните со своим ответом
V.
Работа над понятием «друг».
Слайд
9
беседа
-
Кто такой друг?
–Какими
качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
–
Для чего нужны друзья?
–
Каждый ли человек может быть другом?
–
А может ли дружба распасться? По каким причинам?
Слайд
10
работа
в группах
–
Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим
другом и почему?
–
Каким не должен быть настоящий друг?
–
Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
1
группа:
(читает
ученик)
Друг
напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
2
группа:
(Слайд 11)В. Осеева «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны
и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за
Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была
в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы
накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! –
нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду
воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье
сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли
вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в
одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться
одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
– Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели:
Маша за себя, а Таня за Машу.
Вопросы:
Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша
дружба до первого дождя»?
Почему покраснели Маша и Таня?
Что вы посоветовали бы человеку,
который хочет иметь друзей?
Вывод:
Прочная дружба возможна только при
определённых правилах.
5. Работа в группах.
|
- Мы с вами расшифровали
слова, разобрали пословицы, прочитали текст, работали с различными
источниками информации, а теперь попробуйте сформулировать свои «Правила
дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.
(Ребята, каждая группа, на
отдельных листочках записывают 2-3 правила и прикрепляют на доску).
|
6. Физминутка
|
Танец дружбы под музыку из фильма
«Золушка» (1947г.) видеоклип
|
7.Моделирование дерева
дружбы.
|
- Каждый человек за свою жизнь
должен посадить и вырастить дерево. У нас появилась такая возможность. Мы
вырастим у нас в классе не просто дерево, а дерево дружбы. Листочками
будут ваши ладошки.
(На доске висит плакат с
изображением дерева).
Возьмите цветной лист бумаги,
обведите свою ладонь, вырежьте.
В центре ладошки напишите своё
имя, а на пальчиках – качества, которые составляют дружбу.
Готовые ладошки прикрепите к нашему
дереву.
|
–
Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и
создайте правила дружбы, в виде цветка. Разделитесь по 4 человека и создайте по
два правила дружбы.
Слайд
12
-
Сравните свои правила с правилами на слайде. Какие правила вам захотелось
добавить на своё дерево?
VI.
Подведение итогов.
- Итогом нашего урока явилось
составление «Правил дружбы», а также дерево дружбы.
- Если вы будете соблюдать эти
правила, будете искренне радоваться успехам других людей, не стесняясь
признавать свои ошибки, а это очень трудно, то я уверенна, что вы найдёте себе
настоящего друга и эту дружбу сохраните на всю жизнь.
Рефлексия.
Слайд
13
По
мере ответов на вопросы появляются герои мультфильма.
¡
-
Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?
¡
Настоящий
друг – кто он?
¡
Какими
качествами должен обладать настоящий друг?
¡
Почему
важно дружелюбно относиться друг к другу?
¡
Что
такое дружба?
¡
Почему
дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
VII.
Домашнее задание.
Слайд
16
Взять
интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе»
или
Написать рассказ о своем друге.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.