Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 38
Конспект урока на тему
«Христианская семья»
Урок подготовила
учитель начальных классов
Яковлева
А. Л.
Г.Смоленск
2012
Тема: Христианская
семья.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о христианской
семье.
Учебные задачи, направленные на достижение
личностных результатов обучения:
- формирование устойчивых учебных мотивов,
интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости,
- развитие начальных форм регуляции своих
эмоциональных состояний, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на
достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать
способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск
способов разрешения проблем, умения контролировать и оценивать собственную
учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развитие умения
выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по
решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развитие умения
эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек
зрения, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения,
проявлять активность для решения познавательных задач, вести диалог, соблюдать
правила общения.
Учебные задачи, направленные на достижение
предметных результатов обучения:
- познакомить с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для
создания семьи, ввести их наименования в активный словарный запас учащихся;
- познакомить с таинством венчания.
Оборудование: учебное пособие «Основы православной культуры» 4
класс, рабочие тетради ,цветы из бумаги, лист ватмана. компьютер, проектор.
Ход урока:
1.Организационный
момент. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы начнём
наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему
занятия.
Жила-была на свете
семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких
семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни
раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить,
правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и
порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к
старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А,
когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:
-Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?
- Прошу сформулировать
тему и цель урока.
- Правильно, сегодня
мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя
включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».
Тема нашего урока:
«Христианская семья».
2.Актуализация
знаний
-А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом
первое предложение.
-С чем сравнивает семью автор учебного пособия?
Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?
-На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду. Вспомните,
корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого?
- Почему на корабле Ноя не было людей?
- Вспомните, за что Бог наказал человечество потопом?
- Какими бы качествами вы наделили Ноя?
– Молодцы! Он взял с собой «каждой твари по паре», о чем забоится Ной?
Эту цель ставит перед собой и семья.
3.Изучение и закрепление новой темы
- С чего начинается создание семьи?
Семью создают два человека, полюбившие друг друга.
Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви.
Вступление в брак в православии называется венчание. Венчание – одно из
важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается
священником, который благословит жениха и невесту на счастливую семейную жизнь.
На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы
венчания — это не
дань моде, это настоящая клятва друг другу перед Богом. Пары, прошедшие этот
обряд, действительно начинают ценить брак и задумываются над каждым словом и
шагом в совместной супружеской жизни.
- Работа в парах.
Прочитайте текст на странице 86 до конца. Что вы еще можете рассказать о
христианской семье?
-
Детей в православных семьях принято принимать как дары от Бога. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом и
смыслом. В свою очередь и родители желают наполнить жизнь своих детей высоким
смыслом. Они стараются передать своим детям и свои знания, и свою веру. Детей в христианских семьях очень любят, но
стараются не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании
родителям, не поощряют многословия
(болтливости).
Детей крестят в младенчестве, стараются
часто причащать, рано приучают к церковным
службам.Дети, подражая родителям, рано приучаются к труду по хозяйству,
старшие заботятся о младших. Каждый
ребёнок, пока родители живы, остаётся ребёнком
и отвечает родителям на их заботу любовью, благодарностью, почтением. В
христианской семье дети очень почитают своих родителей.
Давайте вернемся к
притче. Как вы думаете, что написал старейшина? Какие три слова?
«ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ,
ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ
ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И
подумав, добавил: "И мира тоже".
- Какие же
добродетели являются основой семьи?
Работа с текстом учебника с 87. (Чтение
вслух.)
- Какие семейные ценности важны в
семье? (Уважение к старшим, любовь и согласие между членами семьи, трудолюбие,
память о своих предках).
- Что необходимо, чтобы семья
христианина была дружной и крепкой ?
- Какие христианские праздники
объединяют всю семью (Рождество Христово, Пасха)?
- Что такое семейные традиции (это
то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от
предшествующих поколений)?
- Есть ли в ваших
семьях традиции?
-Основная цель христианского
воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть
добрым. В христианской семье ребенок приобретает умение заранее замечать то,
что может причинить боль другому человеку. Такое умение называется тактичностью.
-Прочитайте библейскую историю про
Хама, сына Ноя.(с.87)
- Подумайте, как вы можете оценить
поступок Ноя?
Приемлемо
ли такое поведение в христианской семье?
Живым примером семейной святости стала для русского народа стали Петр и
Феврония Муромские.
В центре Москвы стоит маленький, древний храм в честь Вознесения Господня, в
котором сияет тихим светом икона с двумя святыми, предстоящими Господу во
славе. Эти святые, прославившиеся несколько столетий назад Петр и Феврония Муромские.
Согласно легенде, князь Пётр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать
была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Пётр и Феврония
предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и
умерли в один день и час. И хотя супругов похоронили порознь, их тела чудесным
образом оказались в одной могиле. До сих пор сохраняются предания о
беззаветной любви и преданности этих двух Муромских супругов. Так в России
появился новый праздник – День супружеской любви и семейного счастья, который
отмечается 8 июля в День покровителей этой супружеской пары
4.Итог
урока.
- В самых бедных
храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают
венки из полевых цветов. Попробуй «сплести» такой венок из добродетелей. Какие
«цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым? Возьмите в руки цветочки,
напишите ту добродетель, которая будет помогать вашей семье.
Давайте приклеим наши цветы на лист с названием семья. Пусть все добродетели
будут вплетены в основу семьи.
Мне хочется закончить урок словами
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе
побудьте.
Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято
храните честь своей семьи!
Используемая литература и
Интернет-ресурсы.
1.Основы
религиозных мировых культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5
классы: учебное пособие для образовательных учреждений./ А. В. Кураев. – М:
Просвещение. 2010.- 95с.
4. День Петра и Февронии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0_%D0%B8_%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.