Целеполагание
и мотивация
|
Личностные
УУД:
осмысление
внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку
Коммуникативные
УУД:
оформление
своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений
|
Видеоролик «Весна- пробуждение природы»
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на
уроке?
- Какие ассоциации возникают у вас со словом
«весна»?
-Мне понравилось, что я услышала в ваших ответах не
только слова, называющие неживые предметы и живые организмы, но и чувства,
которые у вас вызывает это время года. Как вы думаете, какой будет тема
нашего урока?
- Тема урока: «Весна: пробуждение природы».
Сегодня
на уроке мы подведем итоги наших наблюдений за изменениями в неживой и живой
природе весной, их связи, откроем новые тайны. Мы продолжим
учиться работать в группах, выслушивать мнение каждого участника группы,
оценивать свою работу и работу своих товарищей.
- Как вы думаете, справимся ли мы с поставленными
задачами?
- Желаю вам успехов.
|
Эмоциональный
настрой
Высказывания
обучающихся
Высказывания
обучающихся
|
Актуализация
знаний
|
Познавательные
УУД:
осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ,
выбор.
.
Коммуникативные
УУД:
умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой
речи
Регулятивные
УУД:
планирование своих действий.
|
- Когда
начинается весна?
-
Астрономы считают началом весны 21 - 22 марта - момент весеннего
равноденствия, когда день равен ночи. В природе весна наступает по-разному:
иногда позже, иногда раньше.
Определить
её приход можно по совокупности признаков, о которых мы сегодня будем
говорить на уроке.
-
Говорят, что в
природе бывает три весны: весна света, весна воды, весна зеленой травы. Как
вы думаете, почему?
|
Календарная
весна наступает 1 марта.
Весна начинается в марте, когда начинает
пригревать солнышко. Это весна света. Становится теплее. В апреле тает снег,
бегут ручьи, бывает ледоход. Это весна воды. В мае распускаются листья на
деревьях, появляется травка, цветут цветы. Это весна зелёной травы.
|
Создание
проблемной ситуации
|
Познавательные
УУД:
освоение
доступных способов изучения природы, получение информации из дополнительных
источников, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире.
Коммуникативные
УУД: умение
слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение.
|
Проблемная ситуация
Однажды, летая на воздушном шаре и пытаясь обмануть
пчёл, Винни Пух задумался, как мы узнаём о приходе весны? Он обратился к
друзьям: Пятачку, Сове, Кролику и Ослику.
Кролик сказал: Распускается первый весенний цветок - подснежник.
Ослик Иа: Стало теплее.
Сова ответила: Просыпаются звери от зимней спячки.
А Пятачок утверждает, что самое главное прилетают перелётные птицы.
Задумался Винни Пух, почесал затылок. Как вы думаете
о чём?
- У Винни Пуха в голове одни опилки. Давайте поможем ему решить эту проблему.
- Кто же из них прав? Какое основное, главное
изменение в природе весной?
Поиск решения.
- Какие есть предположения? Значит, какое изменение самое главное в
природе весной?
- Сделайте вывод: кто прав из друзей Вини-Пуха?
(Прав Ослик).
- Что является причиной потепления весной? Как вы
объясните это медвежонку?
- Как мы наблюдали за этим изменением в природе?
- Какие выводы сделали?
|
Кто из них прав?
Высказывания детей
Прав Ослик
Солнце стоит выше над горизонтом и светит
ярче.
Вели наблюдения за температурой воздуха.
Весной температура воздуха поднимается выше нуля. Там, где ярче светит
солнце, там температура воздуха выше, в тени она ниже.
|
Включение
в систему знаний и повторений
|
Регулятивные
УУД:
планирование
своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
Личностные
УУД:
осознание
необходимости новых знаний для ученика.
Коммуникативные
УУД:
инициативное
сотрудничество в поиске информации.
Познавательные
УУД:
поиск и анализ необходимой информации, создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого характера.
|
Работа
в группах. Игра «Третий лишний».
-
Вспомним, по каким изменениям в неживой природе мы узнаём, что наступила
весна? Возьмите карточки. Прочитайте высказывания. Зачеркните лишнее
(Приложение 1).
-
Проверяем. От каждой группы выходят по одному представителю и называют
весенние изменения в неживой природе.
-
Молодцы, все справились с заданием.
-
Какой из этих признаков стоит на первом месте? Почему?
-
Во время прогулки Вини Пух сделал интересную фотографию (Демонстрируется
фотография).
-
У него возник вопрос: почему вокруг деревьев снег тает быстрее и образует
глубокие воронки?
-
Одна из групп провела исследование и нашла ответ на этот вопрос.
-
Почему под деревьями с тёмной корой проталины больше, чем под деревьями со
светлой корой?
В
случае затруднения можно предложить опыт: заранее пожить на подоконник чёрный
и белый лист бумаги. Ребята на ощупь определяют степень нагревания каждого
листа и приходят к выводу, что тёмный лист нагрелся сильнее.
-
Именно по этой причине проталины вокруг деревьев имеют форму воронки.
-
Вот мы и раскрыли один из секретов весны.
|
Выступают
по 1 представителю от каждой группы. Называют весенние изменения в неживой
природе.
Солнце поднимается выше и светит ярче.
Стволы
деревьев днём нагреваются. Температура воздуха около них повышается. Поэтому
снег вокруг деревьев тает раньше и быстрее, чем в других местах.
Тёмные
стволы деревьев нагреваются сильнее, чем светлые, поэтому снег вокруг них
тает быстрее, и проталины больше.
|
Включение
в систему знаний и повторений
|
Регулятивные
УУД:
планирование
своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
Личностные
УУД:
осознание
необходимости новых знаний для ученика.
Регулятивные
УУД:
овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата
с заданным эталоном
.
Коммуникативные
УУД:
умение
выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование
сотрудничества.
Личностные
УУД:
оценка своих и чужих поступков.
Познавательные
УУД:
освоение
доступных способов изучения природы, получение информации из дополнительных
источников, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире.
Коммуникативные
УУД:
умение
строить высказывание с учётом норм языка.
Личностные
УУД:
осознание
необходимости новых знаний для ученика.
Познавательные
УУД:
получение
информации из дополнительных источников, выявление причинно-следственной
связи в окружающем мире.
Личностные
УУД:
оценка своих и чужих поступков
|
Работа
в группах с игровым пособием «Волшебный шнурок. Растения и грибы»,
карточка № 20.
-
Как вы думаете, влияют ли изменения в неживой природе на живые организмы
весной?
Учитель демонстрирует луковицу нарцисса.
-
Как вы думаете, о каком изменении в природе весной пойдёт наш дальнейший
разговор?
-
Возьмите игровое пособие «Волшебный шнурок», найдите карточку № 20.
Прочитайте задание. Проведите шнуровку согласно заданию.
-
Выполните самопроверку.
-
Какие растения весной цвести торопятся?
-
Какие секреты есть у этих растений?
-
Какие ещё вы знаете первоцветы? Назовите.
-
Почему эти растения называют подснежниками или первоцветами?
-
Почему у этих растений цветы появляются раньше, чем листья?
-
Что происходит с деревьями и кустарниками с наступлением весны?
- Посмотрите
на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад?
- Что же
произошло?
-
Почему листья уже распустились на веточках, которые мы поставили в сосуд с водой
две недели назад, а в природе это явление мы пока не наблюдаем?
-
Давайте сделаем вывод.
- Как
прекрасны эти творения природы! Ими только бы восхищаться, если бы не одно
но…
У окна
на столике в стакане
С чистою холодною водой
Тихо ландыш серебристый вянет,
Наполняя комнату весной.
Крошечные чашечки развесил,
Словно бусы, он на стебельке,
И, должно быть, думает о лете,
Солнечной лужайке и реке.
- Какие
чувства и мысли у вас возникли? Почему?
- Как
сберечь эти растения от уничтожения?
-
Пусть цветы украшают нашу землю, давайте их беречь! Пусть все люди любуются
их красотой.
Беседа
о перелётных птицах.
-
Вспомните, о каком изменении в природе весной говорил Пятачок?
-
Что позволяет птицам вернуться?
-
Каких насекомых вы наблюдали в природе с приходом весны?
-
К нам на урок тоже пожаловали перелётные птицы. Они разлетелись по всему
классу.
Птицы
прикреплены в разных частях класса.
-
Отгадайте загадки, назовите и найдите этих птиц в классе.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица … (Грач)
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. (Соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Кто эта
птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о
птенцах не вспоминает. (Кукушка)
- Какая птица по ошибке залетела в наш класс? Почему?
- С наступлением весны синички покидают
города и возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У
них появляются птенцы.
- Какая птица прилетает первой?
- Какие птицы прилетают после?
- Весной леса, парки наполняются звонкими
птичьими голосами. А сейчас давайте представим, что мы оказались весной на
опушке леса. Давайте послушаем голоса птиц.
«Голоса
птиц»
- Как вы
думаете, о чём поют весной птицы?
-
Это люди поют от радости, а для птиц весенние песни – это очень серьёзное и
важное дело. Об этом нам расскажут юные следопыты.
- Много забот у птиц весной: найти удобное
безопасное место для гнезда, построить его, вывести птенцов, вырастить их.
- Как необходимо вести себя людям, оказавшимся в
лесу, на берегу реки?
- Как помочь птицам весной?
|
Высказывания
обучающихся
Распускаются
первые весенние цветы.
Назовите
растения, цветущие ранней весной.
Медуница,
ветреница, сон-трава, галантус, гусиный лук.
Сообщения
о первоцветах из книги Плешакова А. А. «Зелёные страницы»
Ответы
обучающихся
На
деревьях набухают почки. Распускаются листочки.
Ответы
обучающихся.
Распустились
листочки, появились серёжки.
Чтобы
распустились листья на деревьях и кустарниках необходимо солнечный свет,
тепло и вода.
Сорванные
цветы быстро увядают, и через некоторое время люди их выбрасывают. Поэтому
красиво цветущих растений в лесах становится меньше.
Обучающиеся
демонстрируют запрещающие знаки.
Ходить
по тропинкам, не рвать цветы. Любоваться их красотой в лесу. Не ломать ветки
деревьев.
Прилетают
перелётные птицы.
Становится
тепло. Просыпаются насекомые. Становится достаточно корма для птиц. Они
возвращаются их тёплых стран.
Дети
отгадывают загадки, находят их в классе и показывают.
Синица.
Это зимующая птица.
Грач.
Скворцы,
жаворонки, кукушки. Последними прилетают ласточки и стрижи.
Они
радуются приходу весны.
Выступления
обучающихся «О чём поют птицы»
Обучающиеся
демонстрируют запрещающие знаки.
Соблюдать
тишину.
Если
нашёл в лесу гнездо, нельзя трогать руками яйца, птенцов.
Построить
скворечники, синичники, повесить их в парке, саду, лесу.
|
Включение
в систему знаний и повторений
|
Коммуникативные
УУД:
умение
слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение.
Познавательные
УУД:
извлечение
необходимой информации из прослушанного,
понимание
и адекватная оценка прослушанной информации
|
Инсценировка «Лесные новости».
Приложение 2.
- Как встречают весну звери? Об этом мы узнаем,
посмотрев сценку, которую подготовили ребята.
- Каким рождается
ежонок?
- Почему бельчонку не холодно в дупле?
- Почему зайчонок не знает своей мамы?
- Почему зайчиха покидает своего малыша?
- Вот мы снова открыли новый весенний секрет.
- Перечислите, какие изменения происходят в жизни зверей весной?
|
Просыпаются
от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. Звери линяют. У них появляются
детёныши.
Ответы
обучающихся
Ответы
обучающихся
Ответы
обучающихся
|
Итог
урока. Рефлексия
|
Коммуникативные: умение
строить высказывание с учётом норм языка.
Личностные:
личностное самоопределение.
Регулятивные:
умение
адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей
|
- Как вы думаете, справились ли
мы с поставленными в начале урока задачами?
- У вас на столах лежат картинки.
Если вам понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, поднимите
солнышко. Если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите
снежинку.
- Оцените свою работу и работу
своих товарищей, используя высказывания.
Сегодня на уроке
-
Мне показалось важным …
-
Мне показалось трудным …
-
Для меня было открытием то, что …
-
Могу похвалить себя за то,
-
Могу похвалить одноклассников за то, что …
- Закончить урок мне хочется
словами великого писателя, знатока и любителя природы М. М. Пришвина: «Всё
прекрасное на земле – от солнца, и всё хорошее от человека».
- Как вы их понимаете?
- Запомните эти слова. Они
помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.
|
Дети оценивают
своё эмоциональное отношение к уроку.
Дети оценивают
свою работу и работу своих товарищей с помощью оценочного листа.
Высказывания
обучающихся
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.