Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока по окружающему миру(технологическая карта) на тему:"Весна. Пробуждение природы"(1 класс)

Конспект урока по окружающему миру(технологическая карта) на тему:"Весна. Пробуждение природы"(1 класс)

Скачать материал

 

Технологическая карта урока

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 1

Школа: МБОУ Мушковичская ООШ

Учитель: Морозова Юлия Александровна, учитель начальных классов

УМК: Образовательная система «Школа России»

 

Тема урока

Весна: пробуждение природы.

Цель урока

Формирование умения выделять признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе весной  и их связи.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

- признаки наступления весны в неживой  и живой природе,

- последовательность событий в природе весной и их взаимосвязи,

- названия первоцветов, перелётных птиц,

- правила поведения в лесу в весенний период;

уметь:

- устанавливать  причинно-следственные связи в окружающем мире,

- использовать различные методы изучения природы (наблюдение, сравнение),

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

- использовать знаково - символичные средства  представления информации,

- работать в  группе  (планировать работу, распределять   её между членами   группы, совместно оценивать  результат работы, слушать собеседника и вести   диалог)

Основные понятия

Весна, ледоход, первоцветы, перелётные птицы.

Межпредметные связи

Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы

1.      Учебник Плешаков АА., Окружающий мир.

2.      Презентация к уроку «Весна: пробуждение природы».

3.      Карточки для групповой работы.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. момент

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности

 

Вновь звонок нас всех зовёт.

Что ж, друзья мои, вперёд.

Пенал, учебник и тетрадь

Вас устали ожидать.

И рады встрече с вами снова.

А вы к открытиям готовы?

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Целеполагание и мотивация

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

 

 

Коммуникативные

УУД:

оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений

 

Видеоролик «Весна- пробуждение природы»

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «весна»?

-Мне понравилось, что я услышала в ваших ответах  не только слова, называющие  неживые предметы  и живые организмы, но и чувства, которые у вас вызывает это время года. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

- Тема урока: «Весна:  пробуждение природы».

Сегодня на уроке мы подведем итоги наших наблюдений за изменениями в неживой  и живой природе весной, их связи, откроем новые тайны. Мы продолжим учиться работать в группах, выслушивать мнение каждого участника группы, оценивать свою работу  и работу своих товарищей.

- Как вы думаете, справимся  ли мы с поставленными задачами?

- Желаю вам успехов.

Эмоциональный настрой

Высказывания обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания обучающихся

Актуализация знаний

 

Познавательные УУД: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор.

 

 

.

 

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи

 

Регулятивные УУД: планирование своих действий.

 

-  Когда начинается весна?

- Астрономы считают началом весны 21 - 22 марта - момент весеннего равноденствия, когда день равен ночи. В природе весна наступает по-разному: иногда позже, иногда раньше.  

Определить её приход можно по совокупности признаков, о которых мы сегодня будем говорить на уроке.

- Говорят, что в природе бывает три весны: весна света, весна воды, весна зеленой травы. Как вы думаете, почему?

Календарная весна наступает 1 марта.

 

 

 

 

 

 

 

Весна начинается в марте, когда начинает пригревать солнышко. Это весна света. Становится теплее. В апреле тает снег, бегут ручьи, бывает ледоход. Это весна воды. В мае распускаются листья на деревьях, появляется травка, цветут цветы. Это весна зелёной травы.

Создание проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

освоение доступных способов изучения природы, получение информации из дополнительных источников, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире.

 

 

Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение.

 

 

 

Проблемная ситуация

Однажды, летая на воздушном шаре и пытаясь обмануть пчёл, Винни Пух задумался, как мы узнаём о приходе весны? Он обратился к друзьям: Пятачку, Сове, Кролику и Ослику.
Кролик сказал: Распускается первый весенний цветок - подснежник.
Ослик Иа: Стало теплее.
Сова ответила: Просыпаются звери от зимней спячки.
А Пятачок утверждает, что самое главное прилетают перелётные птицы.

Задумался Винни Пух, почесал затылок. Как вы думаете о чём?
- У Винни Пуха в голове одни опилки. Давайте поможем ему решить эту проблему.

- Кто же из них прав? Какое основное, главное изменение в природе весной?
 Поиск решения.
- Какие есть предположения? Значит, какое изменение самое главное в природе весной?

- Сделайте вывод: кто прав из друзей Вини-Пуха? (Прав Ослик).

- Что является причиной потепления весной? Как вы объясните это медвежонку?

- Как мы наблюдали за этим изменением в природе?

- Какие выводы сделали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто из них прав?

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей

 

 

 

Прав Ослик

 

Солнце стоит выше над горизонтом и светит ярче.

Вели наблюдения за температурой воздуха. Весной температура воздуха поднимается выше нуля. Там, где ярче светит солнце, там температура воздуха выше, в тени она ниже.

Включение в систему знаний и повторений

 

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

 

 

Личностные УУД:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

 

 

 

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске информации.

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: поиск и анализ необходимой информации, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

 

 

Работа в группах. Игра «Третий лишний».

- Вспомним, по каким изменениям в неживой природе мы узнаём, что наступила весна? Возьмите карточки. Прочитайте высказывания. Зачеркните лишнее (Приложение 1).

- Проверяем. От каждой группы выходят по одному представителю и называют весенние изменения в неживой природе.

- Молодцы, все справились с заданием.

- Какой из этих признаков стоит на первом месте? Почему?

- Во время прогулки Вини Пух сделал интересную фотографию (Демонстрируется фотография).

- У него возник вопрос: почему вокруг деревьев снег тает быстрее и образует глубокие воронки?

- Одна из групп провела  исследование и нашла ответ на этот вопрос.

 

 

- Почему под деревьями с тёмной корой проталины больше, чем под деревьями со светлой корой?

В случае затруднения можно предложить опыт: заранее пожить на подоконник чёрный и белый лист бумаги. Ребята на ощупь определяют степень нагревания каждого листа и приходят к выводу, что тёмный лист нагрелся сильнее.

- Именно по этой причине проталины вокруг деревьев имеют форму воронки.

- Вот мы и раскрыли один из секретов весны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступают по 1 представителю от  каждой группы. Называют весенние изменения в неживой  природе.

 

Солнце поднимается выше  и  светит ярче.

 

 

 

 

Стволы деревьев днём нагреваются. Температура воздуха около них повышается. Поэтому снег вокруг деревьев тает раньше и быстрее, чем в других местах.

Тёмные стволы деревьев нагреваются сильнее, чем светлые, поэтому снег вокруг них тает быстрее, и проталины больше.

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка

«Весёлая зарядка»

 

Включение в систему знаний и повторений

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

 

 

Личностные УУД:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

 

 

Регулятивные УУД: овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата с заданным эталоном

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

 умение выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: оценка своих и чужих поступков.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

освоение доступных способов изучения природы, получение информации из дополнительных источников, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

  умение строить высказывание с учётом норм языка.

Личностные УУД:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

 

 

 

Познавательные УУД:

получение информации из дополнительных источников, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире.

 

 

 

 

Личностные УУД: оценка своих и чужих поступков

 

 

 

Работа в группах с игровым пособием «Волшебный шнурок. Растения  и грибы», карточка № 20.

- Как вы думаете, влияют ли изменения в неживой природе на живые организмы весной?

Учитель демонстрирует луковицу нарцисса.

- Как вы думаете,  о каком изменении в природе весной пойдёт наш дальнейший разговор?

- Возьмите игровое пособие «Волшебный шнурок», найдите карточку № 20. Прочитайте задание. Проведите шнуровку согласно заданию.

- Выполните самопроверку.

- Какие растения весной цвести торопятся?

 

- Какие секреты есть у этих растений?

 

- Какие ещё вы знаете первоцветы? Назовите.

- Почему эти растения называют подснежниками или первоцветами?

- Почему у этих растений цветы появляются раньше, чем листья?

- Что происходит с деревьями и кустарниками с наступлением весны?

 

- Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад?

- Что же произошло?

- Почему листья уже распустились на веточках, которые мы поставили в сосуд с водой две недели назад, а в природе это явление мы пока не наблюдаем?

- Давайте сделаем вывод.

 

- Как прекрасны эти творения природы! Ими только бы восхищаться, если бы не одно но…

У окна на столике в стакане
С чистою холодною водой
Тихо ландыш серебристый вянет,
Наполняя комнату весной.
Крошечные чашечки развесил,
Словно бусы, он на стебельке,
И, должно быть, думает о лете,
Солнечной лужайке и реке.

- Какие чувства и мысли у вас возникли? Почему?

 

 

 

 

- Как сберечь эти растения от уничтожения?

- Пусть цветы украшают нашу землю, давайте их беречь! Пусть все люди любуются их красотой.

 

 

 

Беседа о перелётных птицах.

- Вспомните, о каком изменении в природе весной говорил Пятачок?

- Что позволяет птицам вернуться?

- Каких насекомых вы наблюдали в природе с приходом весны?

- К нам на урок тоже пожаловали перелётные птицы. Они разлетелись по всему классу.

Птицы прикреплены в разных частях класса.

- Отгадайте загадки, назовите и найдите этих птиц в классе.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица … (Грач)

Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. (Соловей)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

- Какая птица по ошибке залетела в наш класс? Почему?

- С наступлением весны синички покидают города  и  возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы.

- Какая птица прилетает первой?

- Какие птицы прилетают после?

- Весной леса, парки наполняются звонкими птичьими голосами. А сейчас давайте представим, что мы оказались весной на опушке леса. Давайте послушаем голоса птиц.

«Голоса птиц»

- Как вы думаете, о чём поют весной птицы?

- Это люди поют от радости, а для птиц весенние песни – это очень серьёзное и важное дело. Об этом нам расскажут юные следопыты.

- Много забот у птиц весной: найти удобное безопасное место для гнезда, построить его, вывести птенцов, вырастить их.

- Как необходимо вести  себя  людям, оказавшимся в лесу, на берегу реки?

 

 

 

 

- Как помочь птицам весной?

 

 

 

 

 

 

Высказывания обучающихся

 

 

 

Распускаются первые весенние цветы.

 

 

 

Назовите растения, цветущие ранней весной.

 

 

Медуница, ветреница, сон-трава, галантус, гусиный лук.

Сообщения о первоцветах из книги  Плешакова А. А. «Зелёные страницы»

 

 

Ответы обучающихся

 

 

 

 

На деревьях набухают почки. Распускаются листочки.

Ответы обучающихся.

 

 

Распустились листочки, появились серёжки.

 

 

 

 

 

Чтобы распустились листья на деревьях и кустарниках необходимо солнечный свет, тепло и вода.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сорванные цветы быстро увядают, и через некоторое время  люди их выбрасывают. Поэтому красиво цветущих растений в лесах становится меньше.

Обучающиеся демонстрируют запрещающие знаки.

Ходить по тропинкам, не рвать цветы. Любоваться их красотой в лесу. Не ломать ветки деревьев.

 

 

Прилетают перелётные птицы.

 

Становится тепло. Просыпаются насекомые. Становится достаточно корма для птиц. Они возвращаются их тёплых стран.

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадки, находят их в классе и показывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синица. Это зимующая птица.

 

 

 

 

 

Грач.

Скворцы, жаворонки, кукушки. Последними прилетают ласточки и стрижи.

 

 

 

Они радуются приходу весны.

 

 

Выступления обучающихся «О чём поют птицы»

 

 

 

Обучающиеся демонстрируют запрещающие знаки.

Соблюдать тишину.

Если нашёл в лесу гнездо, нельзя трогать руками яйца, птенцов.

Построить скворечники, синичники, повесить их в парке, саду, лесу.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Юнна Мориц

«Попрыгать-поиграть»

 

 

Включение в систему знаний и повторений

Коммуникативные УУД:

 умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение.

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации из прослушанного,

понимание и адекватная оценка прослушанной информации

 

Инсценировка «Лесные новости».

Приложение 2.

- Как встречают весну звери? Об этом мы узнаем, посмотрев сценку, которую подготовили ребята.

- Каким рождается ежонок?

- Почему бельчонку не холодно в дупле?

- Почему зайчонок не знает своей мамы?

- Почему зайчиха покидает своего малыша?

- Вот мы снова открыли новый весенний секрет.

-  Перечислите, какие изменения происходят в жизни зверей весной?

 

 

 

Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. Звери линяют. У них появляются детёныши.

 

Ответы обучающихся

 

 

 

Ответы обучающихся

 

 

Ответы обучающихся

 

Самостоятельное применение знаний

 Коммуникативные УУД:

  умение строить высказывание с учётом норм языка.

 

 Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний.

 

 

 

Регулятивные УУД:

проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности.

 

1. Работа с учебником.

Составление рассказа о весне

- Откройте учебники на с. 44. Прочитайте историю про медвежонка Вини Пуха.

- Помогите медвежонку исправить ошибки. Составьте правильный рассказ о весне.

2. Тест «Природе нужна твоя помощь» с использованием ЭОР «Академия младшего школьника»

- Как вы думаете, для чего нам нужно так много знать об изменениях, которые происходят в природе с наступлением весны?

 

 

Работа в группах

Дети представляют свои рассказы о весне

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы правильно вести себя в природе.

 

Итог урока. Рефлексия

Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка.

 

 

Личностные: личностное самоопределение.

 

Регулятивные:

умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей

 

 

 

 

- Как вы думаете, справились ли  мы с поставленными в начале урока задачами?

- У вас на столах лежат картинки. Если вам понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, поднимите солнышко. Если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите снежинку.

- Оцените свою работу  и работу своих товарищей, используя высказывания.

Сегодня на уроке

- Мне показалось важным …

- Мне показалось трудным …

- Для меня было открытием то, что …

-  Могу похвалить себя за то,

 - Могу похвалить одноклассников за то, что …

- Закончить урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М. М. Пришвина: «Всё прекрасное на земле – от солнца, и всё хорошее от человека».

- Как вы их понимаете?

- Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

 

 

 

Дети оценивают своё эмоциональное отношение к  уроку.

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают свою работу  и работу своих товарищей с помощью оценочного листа.

 

 

 

 

Высказывания обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Карточка № 1

Солнце поднимается выше и светит ярче.

Земля покрывается снегом.

День увеличивается.

 

 

Карточка № 2

День уменьшается.

Становится теплее.

Идёт дождь.

 

 

Карточка № 3

Тает снег.

Появляются проталины.

Листья желтеют и опадают.

 

Карточка № 4

Становится холоднее.

На реке тает лёд.

Звенит капель.

 

Карточка № 5

Начинается ледоход.

Оттаивает почва.

Распускаются листья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Приложение 2

 

Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!

Е.: Да, шубка у меня колючая, но имея такую шубку,  никого не боюсь. Появится опасность - свернусь я в клубок - попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

Б.:      А родился ты тоже с иголками?

Е.: Ежи рождаются без иголок и слепыми. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

Б.:      А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

З.:     А я свою маму не помню! И дома у меня нет!

Б.:      Как это? Почему?

З.:     Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

Е.:     И тебе не хотелось есть?

З.:     Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3 - 4 дня я не голоден.

Б.:     А как же на следующие дни?

З.:     А когда захочется есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3 - 4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру(технологическая карта) на тему:"Весна. Пробуждение природы"(1 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: Формирование умения выделять признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе весной  и их связи.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

- признаки наступления весны в неживой  и живой природе,

- последовательность событий в природе весной и их взаимосвязи,

- названия первоцветов, перелётных птиц,

- правила поведения в лесу в весенний период;

уметь:

- устанавливать  причинно-следственные связи в окружающем мире,

- использовать различные методы изучения природы (наблюдение, сравнение),

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

- использовать знаково - символичные средства  представления информации,

- работать в  группе  (планировать работу, распределять   её между членами   группы, совместно оценивать  результат работы, слушать собеседника и вести   диалог).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 090 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 900
    • DOCX 141 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Морозова Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Морозова Юлия Александровна
    Морозова Юлия Александровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 65368
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и планирование воспитательной работы в СПО

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе