Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по окружающему миру" Кто такие птицы"

Конспект урока по окружающему миру" Кто такие птицы"

Скачать материал

Открытый урок по окружающему миру" Кто такие птицы"

ТЕМА: Кто такие птицы?

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с птицами, показать их разнообразие красоту;

              учить выделять существенные признаки природных объектов;

             продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас 1 класс»;

карточки для работы в группах; рисунки птиц,

перья птиц (большие и маленькие) стакан с водой; застежка-молния; видеоаппаратура; видеофильм, магнитофон.

                  ХОД УРОКА.

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

-Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие на наш природный островок. Мне очень приятно путешествовать с вами вместе, я рада видеть ваши улыбки, а ваши глаза мне говорят о том, что вы не просто путешественники - вы исследователи.

III. Работа в группах

  - Давайте вспомним о чём мы говорили с вами на прошлых уроках.

У вас на столах лежат изображения разных животных. Распределите их на группы.( звери, рыбы, птицы, насекомые)

- Вы догадались о чём мы будем с вами говорить на этом уроке? Как?

Дети-(на столах лежат фигурки птиц, а мы ещё о них не говорили)

 

-Какое замечательное название предмета- «Мир вокруг нас»! И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! Вот бы посмотреть на него сверху! Давайте попробуем взлететь. Взмахните руками! Сильнее! Машем! Машем! Не получилось? Тогда давайте попробуем со словами. И сделаем еще одну попытку.

Давайте мы с вами руками помашем,

 И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем!

 Что мы сидим?

(Дети встают, машут руками, как крыльями, и издают звуки, подражая голосам птиц).

-Опять не вышло? Почему, ведь мы так старались!

 (Мы люди. Люди не летают как птицы.)

-Ребята люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, подобные птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку осуществить мечту о полете.

 -Ребята, видели ли вы птиц? Где?

(Выслушиваются ответы детей).

-Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока: «Кто такие птицы?»

 ( Учитель прикрепляет к на доску фигурку цыплёнка.)

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

-Ой, кто ты? Не знаешь? Что-что? Маму потерял? Хочешь узнать, кто такие птички? Ребята, надо ему помочь! Выяснить главную особенность птиц, ответить на вопрос - кто такие птицы, а заодно и найти маму цыпленка.

(Звучит песня «Кто же такие птички?».) Дети слушают куплет, и припев.

На проекторе-

-Кого считают птицами? Что умеют делать птицы? (Птицы умеют летать.)

-А кто еще умеет летать? «бабочка, стрекоза, летучая мышь).

-Ребята, посмотрите на (доску). На окраине деревни прокукарекал петух, созывая кур. Большая бабочка пролетела над цветущей поляной. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь.

А в глубине леса с ветки на ветку прыгает перелетает удивительное животное

белка-летяга.

—Какие разные животные! Но все они умеют летать. Значит все они птицы?

 (Петух - это птица. Бабочка - насекомое.)

-Кто такая летучая мышь мы не знаем.

-Кто такая белка-летяга, мы тоже не знаем.

-Чтобы точно определить, какое животное - птица, мы должны знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Подходит ли признак - умение летать? (Умение летать не подходит. Мы знаем что не только птицы умеют летать, но и насекомые. А птица петух летает очень плохо). И еще птица страус, пингвины не могут летать. Поэтому можем ли мы утверждать, что умение летать - главное у птиц? (нет, умение летать не главная особенность птиц.

·         Значит, мы не нашли ответ.

ЗВУЧИТ 2 КУПЛЕТ ПЕСНИ.

·         Согласны ли вы с тем, что птицы поют? (мы слышим звучание птичьих голосов, его называют пение. Но поют также дельфины, касатки, значит, и это не главное.

ЗВУЧИТ ТРЕТИЙ КУПЛЕТ ПЕСНИ.

·         Что скажете? Согласны ли вы с тем что, птицы вьют гнезда? (да, птицы вьют гнезда.)

·         Ребята, но есть такие птицы, которые кладут просто яйца на камни, на землю. «Вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Какой вывод можно сделать? (то, что птицы вьют гнезда,- тоже не главное)

ЗВУЧИТ ЧЕТВЕРТЫЙ КУПЛЕТ ПЕСНИ.

-О чем говорится в этом куплете? (птички несут яйца).

-Да птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.

- Значит, ребята, и это не главное.

-Ну, давайте сделаем вывод о том, что умеют делать птицы птицы?

ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ, ПОЮТ, НЕСУТ ЯЙЦА, ВЬЮТ ГНЕЗДА.

·      А другие животные умеют это делать? (да).

·      Можно ли утверждать, что это не главные отличия для птиц?(да).

·      Значит, мы не совсем помогли цыпленку, не узнали то, что он просил. Так давайте, ребята, поможем нашему гостю, продолжим наше наблюдение.

·      Что у птицы есть такое, чего нет у других животных? ( перья)

·      Можно ли отнести летучую мышь и белку-летягу к птицам? (нет, их тело покрыто шерстью).

·      Ребята, а если Мудрая черепаха прицепит перья, станет она птицей?(нет).

·      Тогда ответьте, кто же такие птицы? (животные, тело которых покрыто перьями)

·      Давайте прочитаем вывод на странице 24.

·      А сейчас мы с вами рассмотрим строение тела птицы. Поможет нам в этом рисунок на стр. 24. Как называется эта птица? (голубь)

·      Как вы поняли, что это голубь? (ВИДЕЛИ НА УЛИЦЕ.)

А это птица?

V.  Практическая работа.

Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.

 (Работа в парах. На столах лежат перья.)

•        Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных - наличие перьев на теле. Ребята, а хотелось ли вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира - внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время превратимся в ученых, возьмем самый простой микроскоп - лупу и будем исследовать перья. Выньте из конвертов перья, сравните их по цвету, форме, размеру. Какие они? (разные).

-Что общего у всех перьев? (есть стержень, волоски).

 

- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)

- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)

- Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим).

- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)

- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит? 

 (Учитель показывает стержень и бороздки перьев, очин и опахало).

•         -Возьмите самое крупное перо и рассмотрите бородки(волоски).Кто увидел на них маленькие крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка-молния

•         -Отрежьте кончик пера, рассмотрите срез. На что он похож? (на пустую трубочку)

•         -Значит, перо легкое, там воздух.

•         УЧИТЕЛЬ БЕРЕТ ЛИСТ БУМАГИ, ДЕРЖИТ ЕГО ЗА КРАЙ. ДВА УЧЕНИКА СНИЗУ ДУЮТ.

•         -Лист держится в воздухе. Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам.

•         -Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете?(стало тепло).

•         -Сделайте вывод.

•         -Перья согревают тело птиц.

•                  - Итак, ребята, давайте сделаем вывод. Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета. Самые мягкие, пушистые перья согревают птицу. Перья гораздо теплее меха. Мы видим, как в холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают. Для смазывания они пользуются жидкостью над хвостом, и перья не намокают.

•         (слайд 6)

•         - Почему в учебнике рядом с голубем нарисовано перо и чернильница? (Раньше писали гусиным пером) (слайд 7)

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ.

-Как устроено тело гуся и голубя? (одинаково).

-Найдите те же части тела у курицы.

-А теперь рассмотрите изображение гусей. Какая часть тела у них не видна? (ноги)

-Сколько ног у птицы? (две).

-Передние ноги птиц уже давно превратились в крылья.

VI. ЭТАП ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ НОВОГО:

 РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР. 24-25.

 

СЛАЙДЫ10-12

 

Рекордсменом по количеству перьев является Тундровый лебедь, при длине тела до 120 см и весе до 6 килограммов, у него больше всего перьев на теле – около25тысяч.

Как вы думаете, у какой птицы наименьшее количество перьев, почему и где, по- вашему она живёт?

Наименьшее количество перьев на теле у Рубиновогорлого колибри - не превышает 1000 перьев. А вес птицы до 20 грамм, длина до 20 см.

 

УЧИТЕЛЬ ПОМЕЩАЕТ НА ДОСКУ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕТУХА И КУРИЦЫ. слайд 15

•     Кто вырастет из цыпленка?

•     Петух или курица.

•     До свидания, цыпленок! Помашем ему рукой.

•     Мир птиц разнообразен. На земле их больше 9 тысяч видов. Существуют птицы разные по окраске, размерам и образу жизни. Самая маленькая величиной с пчелу. Самая большая достигает 2,5 метров. Птицы великие труженики. Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса. Птицы не только полезны - они очень красивы, интересны. Их надо беречь.

10.ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ С ГОЛОСАМИ ПТИЦ. 

 

VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

         -Муравей-Вопросик говорит, что очень хотел бы себя почувствовать птицей и немного полетать.

-Давайте мы с вами руками помашем

 И что-нибудь птичье давайте мы скажем...

 А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

 Давайте попробуем - что мы сидим?

VIII. ИТОГ УРОКА.

·         -Какая была тема нашего урока?

 

·         Вы теперь уже специалисты, по своим наблюдениям приблизились к ученым-орнитологам и можете сказать: чего не знал цыпленок?

·         Он нам задавал вопрос « КТО ЖЕ ТАКИЕ ПТИЦЫ?»

·         Давайте мы ему ответим.

·         Животные, тело которых покрыто перьями.

·         Ребята, а кто же его родители?

·         - Что для себя нового вы узнали?

·          

·          Знали ли эти сведения раньше?

·         Где могут пригодиться в жизни они?

·          

·         -Какие цели и задачи мы поставили перед собой?

·         -Достигли ли мы задач урока? Цели?

·         -Ответим на  вопрос:

·         - Что приятнее всего? (Достичь желаемого).

 

·                Какое задание больше всего понравилось на уроке?

·                Какое задание вызвало затруднения? Почему?

·                Что нового узнали на уроке?

·                Что вспомнили?

·                Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?

 

·         Самооценка.

·         На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок  и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.

 

·         Зеленый – «Я понял».

·         Желтый – «Я знаю».

·         Красный – «Я умею».

·         Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Найдите в библиотеке книги о птицах.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру" Кто такие птицы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по финансам

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок по окружающему миру" Кто такие птицы"

ТЕМА: Кто такие птицы?

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с птицами, показать их разнообразие красоту;

              учить выделять существенные признаки природных объектов;

             продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас 1 класс»;

карточки для работы в группах; рисунки птиц,

 

перья птиц (большие и маленькие) стакан с водой; застежка-молния; видеоаппаратура; видеофильм, магнитофон.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 525 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 382
    • DOCX 69.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Потапова Юлия Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Потапова Юлия Михайловна
    Потапова Юлия Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5873
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 719 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе