Открытый урок по окружающему миру" Кто такие птицы"
ТЕМА: Кто
такие птицы?
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с птицами,
показать их разнообразие красоту;
учить
выделять существенные признаки природных объектов;
продолжить
обучение практическому исследованию предметов природы.
ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник
А. А. Плешакова «Мир вокруг нас 1 класс»;
карточки
для работы в группах; рисунки птиц,
перья
птиц (большие и маленькие) стакан с водой; застежка-молния; видеоаппаратура;
видеофильм, магнитофон.
ХОД УРОКА.
I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. ВВОДНАЯ БЕСЕДА.
-Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие на наш
природный островок. Мне очень приятно путешествовать с вами вместе, я рада
видеть ваши улыбки, а ваши глаза мне говорят о том, что вы не просто
путешественники - вы исследователи.
III.
Работа в группах
- Давайте вспомним о чём мы говорили с вами на прошлых уроках.
У
вас на столах лежат изображения разных животных. Распределите их на группы.(
звери, рыбы, птицы, насекомые)
-
Вы догадались о чём мы будем с вами говорить на этом уроке? Как?
Дети-(на
столах лежат фигурки птиц, а мы ещё о них не говорили)
-Какое
замечательное название предмета- «Мир вокруг нас»! И как красив,
удивителен мир с высоты птичьего полета! Вот бы посмотреть на него сверху!
Давайте попробуем взлететь. Взмахните руками! Сильнее! Машем! Машем! Не
получилось? Тогда давайте попробуем со словами. И сделаем еще одну попытку.
Давайте
мы с вами руками помашем,
И
что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А
вдруг это будет?
А
вдруг мы взлетим?
Давайте
попробуем!
Что
мы сидим?
(Дети
встают, машут руками, как крыльями, и издают звуки, подражая голосам птиц).
-Опять
не вышло? Почему, ведь мы так старались!
(Мы
люди. Люди не летают как птицы.)
-Ребята
люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, подобные птичьим,
нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета
и других летательных аппаратов позволило человеку осуществить мечту о полете.
-Ребята,
видели ли вы птиц? Где?
(Выслушиваются ответы детей).
-Задавали
ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем
приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак,
тема урока: «Кто такие птицы?»
(
Учитель прикрепляет к на доску фигурку цыплёнка.)
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
-Ой,
кто ты? Не знаешь? Что-что? Маму потерял? Хочешь узнать, кто такие птички?
Ребята, надо ему помочь! Выяснить главную особенность птиц, ответить на вопрос
- кто такие птицы, а заодно и найти маму цыпленка.
(Звучит песня «Кто же такие птички?».) Дети
слушают куплет, и припев.
На проекторе-
-Кого
считают птицами? Что умеют делать птицы? (Птицы
умеют летать.)
-А
кто еще умеет летать? «бабочка, стрекоза, летучая мышь).
-Ребята,
посмотрите на (доску). На окраине деревни прокукарекал петух, созывая кур.
Большая бабочка пролетела над цветущей поляной. С резким свистом промчалась над
лесной тропинкой летучая мышь.
А
в глубине леса с ветки на ветку прыгает перелетает удивительное животное
белка-летяга.
—Какие
разные животные! Но все они умеют летать. Значит все они птицы?
(Петух
- это птица. Бабочка - насекомое.)
-Кто
такая летучая мышь мы не знаем.
-Кто
такая белка-летяга, мы тоже не знаем.
-Чтобы
точно определить, какое животное - птица, мы должны знать общий признак птиц,
который отличает их от других животных. Подходит ли признак - умение
летать? (Умение летать не подходит. Мы знаем что не только птицы умеют
летать, но и насекомые. А птица петух летает очень плохо). И еще птица страус,
пингвины не могут летать. Поэтому можем ли мы утверждать, что умение летать -
главное у птиц? (нет, умение летать не главная особенность птиц.
·
Значит, мы не нашли ответ.
ЗВУЧИТ 2 КУПЛЕТ ПЕСНИ.
·
Согласны ли вы с тем, что птицы поют?
(мы слышим звучание птичьих голосов, его называют пение. Но поют
также дельфины, касатки, значит, и это не главное.
ЗВУЧИТ ТРЕТИЙ КУПЛЕТ ПЕСНИ.
·
Что скажете? Согласны ли вы с тем что, птицы
вьют гнезда? (да, птицы вьют гнезда.)
·
Ребята, но есть такие птицы, которые кладут просто яйца на камни,
на землю. «Вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Какой вывод можно
сделать? (то, что птицы вьют гнезда,- тоже не главное)
ЗВУЧИТ ЧЕТВЕРТЫЙ КУПЛЕТ ПЕСНИ.
-О
чем говорится в этом куплете? (птички несут яйца).
-Да
птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.
-
Значит, ребята, и это не главное.
-Ну,
давайте сделаем вывод о том, что умеют делать птицы птицы?
ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ, ПОЮТ, НЕСУТ ЯЙЦА, ВЬЮТ ГНЕЗДА.
·
А другие животные умеют это делать? (да).
·
Можно ли утверждать, что это не главные отличия для птиц?(да).
·
Значит, мы не совсем помогли цыпленку, не узнали то, что он
просил. Так давайте, ребята, поможем нашему гостю, продолжим наше наблюдение.
·
Что у птицы есть такое, чего нет у других животных? (
перья)
·
Можно ли отнести летучую мышь и белку-летягу к птицам? (нет, их
тело покрыто шерстью).
·
Ребята, а если Мудрая черепаха прицепит перья, станет она
птицей?(нет).
·
Тогда ответьте, кто же такие птицы? (животные, тело которых
покрыто перьями)
·
Давайте прочитаем вывод на странице 24.
·
А сейчас мы с вами рассмотрим строение тела птицы. Поможет нам в
этом рисунок на стр. 24. Как называется эта птица? (голубь)
·
Как вы поняли, что это голубь? (ВИДЕЛИ НА УЛИЦЕ.)
А это
птица?
V.
Практическая работа.
Цель:
определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их
строение.
(Работа
в парах. На столах лежат перья.)
• Мы
рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от
других животных - наличие перьев на теле. Ребята, а хотелось ли вам узнать, как
устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира - внимательный взгляд. Ученые,
чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время
превратимся в ученых, возьмем самый простой микроскоп - лупу и будем исследовать
перья. Выньте из конвертов перья, сравните их по цвету, форме, размеру. Какие
они? (разные).
-Что
общего у всех перьев? (есть стержень, волоски).
-
Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)
-
Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно
летит)
-
Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие
изменения произошли с пером? (оно осталось сухим).
-
Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся
сухой)
-
Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?
(Учитель
показывает стержень и бороздки перьев, очин и опахало).
• -Возьмите
самое крупное перо и рассмотрите бородки(волоски).Кто увидел на них маленькие
крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как
застежка-молния
• -Отрежьте
кончик пера, рассмотрите срез. На что он похож? (на пустую трубочку)
• -Значит,
перо легкое, там воздух.
• УЧИТЕЛЬ
БЕРЕТ ЛИСТ БУМАГИ, ДЕРЖИТ ЕГО ЗА КРАЙ. ДВА УЧЕНИКА СНИЗУ ДУЮТ.
• -Лист
держится в воздухе. Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным
потокам.
• -Подержите
перо около щеки. Что вы ощущаете?(стало тепло).
• -Сделайте
вывод.
• -Перья
согревают тело птиц.
•
- Итак, ребята, давайте сделаем вывод. Большие упругие перья находятся в
крыльях, они нужны для полета. Самые мягкие, пушистые перья согревают птицу.
Перья гораздо теплее меха. Мы видим, как в холодные дни птицы взъерошивают
перья, чтобы сохранить тепло. Свое оперение птицы чистят, укладывают и
смазывают. Для смазывания они пользуются жидкостью над хвостом, и перья не
намокают.
• (слайд
6)
• -
Почему в учебнике рядом с голубем нарисовано перо и чернильница? (Раньше писали
гусиным пером) (слайд 7)
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ.
-Как
устроено тело гуся и голубя? (одинаково).
-Найдите
те же части тела у курицы.
-А
теперь рассмотрите изображение гусей. Какая часть тела у них не видна? (ноги)
-Сколько
ног у птицы? (две).
-Передние ноги птиц уже давно превратились в крылья.
VI. ЭТАП
ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ НОВОГО:
РАБОТА С
УЧЕБНИКОМ СТР. 24-25.
СЛАЙДЫ10-12
Рекордсменом
по количеству перьев является Тундровый лебедь, при длине тела до 120 см и весе
до 6 килограммов, у него больше всего перьев на теле – около25тысяч.
Как
вы думаете, у какой птицы наименьшее количество перьев, почему и где, по-
вашему она живёт?
Наименьшее
количество перьев на теле у Рубиновогорлого колибри - не превышает 1000 перьев.
А вес птицы до 20 грамм, длина до 20 см.
УЧИТЕЛЬ ПОМЕЩАЕТ НА ДОСКУ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕТУХА И КУРИЦЫ.
слайд 15
• Кто вырастет из цыпленка?
• Петух или курица.
• До свидания, цыпленок! Помашем ему рукой.
• Мир птиц разнообразен. На земле их больше 9 тысяч видов.
Существуют птицы разные по окраске, размерам и образу жизни. Самая маленькая
величиной с пчелу. Самая большая достигает 2,5 метров. Птицы великие труженики.
Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса. Птицы не только полезны -
они очень красивы, интересны. Их надо беречь.
10.ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ С ГОЛОСАМИ ПТИЦ.
VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Муравей-Вопросик говорит, что очень хотел бы себя
почувствовать птицей и немного полетать.
-Давайте
мы с вами руками помашем
И
что-нибудь птичье давайте мы скажем...
А
вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте
попробуем - что мы сидим?
VIII.
ИТОГ УРОКА.
·
-Какая была тема нашего урока?
·
Вы теперь уже специалисты, по своим наблюдениям приблизились к
ученым-орнитологам и можете сказать: чего не знал цыпленок?
·
Он нам задавал вопрос « КТО ЖЕ ТАКИЕ ПТИЦЫ?»
·
Давайте мы ему ответим.
·
Животные, тело которых покрыто перьями.
·
Ребята, а кто же его родители?
·
-
Что для себя нового вы узнали?
·
·
Знали ли эти сведения раньше?
·
Где могут пригодиться в жизни они?
·
·
-Какие цели и задачи мы поставили перед собой?
·
-Достигли ли мы задач урока? Цели?
·
-Ответим на вопрос:
·
- Что приятнее всего? (Достичь желаемого).
·
Какое задание больше всего понравилось на уроке?
·
Какое задание вызвало затруднения? Почему?
·
Что нового узнали на уроке?
·
Что вспомнили?
·
Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить
полученные знания?
·
Самооценка.
·
На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки
трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания,
которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.
·
Зеленый – «Я понял».
·
Желтый – «Я знаю».
·
Красный – «Я умею».
·
Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои
выводы.
IX.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Найдите в библиотеке книги о птицах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.