Этапы
урока, цель
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формирование
ууд
|
Мотивация
и стимулирование деятельности учащихся.
Цель:
создадать условия для возникновения внутренней потребности, включая учебную
деятельность, вызвать интерес
|
Эмоциональный
настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам
тепло? (Да!)
– В
классе светло? (Да!)
–
Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Хотите
учиться? (Да!)
– Значит
можно всем садиться!
|
Настрой
учащихся на работу.
|
Регулятивные
УУД
Коммуникативные
УУД
|
2.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: построение нового знания, фиксация
затруднения в выполнении учебного действия.
|
–
Что такое здоровье?
– Как
хорошо быть здоровым! Можно поиграть с друзьями, помочь родным и увидеть
благодарную улыбку родителей, бабушки или дедушки, заняться любимым делом… Да
мало ли чего интересного и полезного можно сделать, когда ты здоров!
Здоровому всё здорово!
Рассмотрите
внимательно и сравните рисунки в учебнике на с. 56. Как вы думаете, кто из
ребят реже болеет? Почему? Докажите.
|
Один
заранее подготовленный ученик читает стихотворение
Кто здоровье
бережёт,
Тот мало болеет,
Не лежит он весь
в компрессах,
Сам себя жалея.
Будет
точно тот здоров,
Кто за
мной сейчас пойдёт
И друзей
всех за собою
В Страну
здоровья поведёт.
Дети
отвечают на вопрос учителя
Предполагаемые
ответы детей.
Дети
рассматривают рисунки, отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.
|
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
|
3.
Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
сформулировать и согласовать тему и цель урока.
|
Подводящий
диалог.
-
Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем
исследователями.
- Кто
такие исследователи?
- Но
прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком
Слайд№2
- Чем он
интересен? Что же в нем странного?
Выдвижение
проблемы.
- А
нужны они ему?
- Как,
одним словом можем назвать эти органы?
Постановка
учебной задачи.
- Как вы
думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- А
точнее «Наши помощники – органы чувств»
- В
конце урока вы мне ответите на вопрос:
Действительно
ли органы чувств являются нашими помощниками?
Как вы
думаете, что нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
-
Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться
с ……(органами чувств)
Узнать….
(для чего они нужны)
Что
нужно сделать, чтобы вернуть человеку его органы чувств? (слайд№3)
Итак
приступим.
|
Определяют
и формулируют тему и цель урока с помощью учителя
Люди,
которые путем исследования получают, открывают новые знания
дети
вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица
У этого
человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук
Предполагаемые
ответы детей: конечно, да нужны, как человек будет смотреть, дышать и т.д.
Органы
чувств
Ответы
детей
Дети
ставят цели урока.
Познакомиться
с ……(органами чувств)
Узнать….
(для чего они нужны)
Хорошо
работать в классе.
|
Регулятивные
УУД
Общеучебные
УУД
Познавательныне
УУД
|
4.
Открытие нового знания. Реализация построенного проекта.
Задачи:
апробация способа действия, напрвленного на решение проблемной ситуации.
|
1.
Исследование органа зрения. Фронтальная работа.
-Закройте
глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не
могут ответить на вопрос.)
-Откройте
глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?
На лицо
человека приклеиваются глаза.
Слайд
№3,№4
На доску
вывешивается табличка: орган зрения
Физминутка
для глаз. Слайд№5
|
Ответы
детей:
Глаза
были закрыты, и мы ничего не видели
Дети
делают вывод:
Вывод.
Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.
|
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД:
Общеучебные
УУД
|
2.
Исследование органа слуха. Фронтальная работа.
–
Прослушайте два музыкальных фрагмента.
Слайд№6
–
Что вы можете сказать об этих музыкальных отрывках? Как вы догадались? Какой
орган чувств помог вам безошибочно определить, где какой фрагмент?
– Ухо – орган
слуха. У каждого человека своя форма ушей. Снаружи ухо напоминает раковину,
она так и называется – ушная раковина. С помощью ушей мы слышим звуки,
различаем их между собой, можем определить, откуда идёт звук.
Слайд
№7,8
На лицо человека
приклеиваются уши.
На доску
вывешивается табличка орган слуха.
|
Учащиеся
прослушивают фрагменты. Первый – любая музыкальная пьеса, второй – пение
птиц.
Отвечают
на вопросы учителя, делают вывод
|
|
Физминутка
|
массаж
ушных раковин – активизация деятельности мозга,
«качающееся
дерево» - расслабление позвоночника
Слайд№9
|
Дети
повторяют за учителем.
|
|
Продолжение
работы по теме урока.
|
Для
того, чтобы вернуть оставшиеся части лица я предлагаю вам поработать в
группах.
- Чтобы
дальнейшее исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в
группе.
-
Давайте мы эти правила вспомним.
Работа в
группах
1
группа. Исследование органа обоняния.
Опыт №1
Оборудование: 4
стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску,
пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) лука.
-Так что
же внутри? Какой орган помог почувствовать запах?
Слайд№10
2
группа. Исследование органа вкуса.
-Для
продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их.
(Стаканчики стоят на отдельном столике.)
-Посмотрите,
понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе)
-Нужно
провести ещё один опыт.
Опыт №2
Оборудование: по 1
стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и
по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного
вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп.
Например, 1) сладкая, 2) кислая,
3)
солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.
-Попробуйте.
Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык)
-Дайте
научное определение этому органу.
На
доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой - изображением рта с
высунутым язычком.
Слайд
№12,13
3
группа. Исследование органа осязания.
Опыт №3.
Оборудование: на
столах в стаканчиках приготовлены кусочки льда. Нужно приложить кусочек
льда, почувствовать, что происходит с кожей.
Ещё один
орган чувств – кожа, орган осязания. Какую ещё помощь оказывает нам кожа?
Слад№14
На доску
прикрепляется табличка орган осязания. группах
теме урока.бличка орган слуха.я
|
Дети
вспоминают правила работы в группах:
Говорим
по очереди, не перебивая друг друга;
Четко
высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника ,работаем тихо, дружно)
Проведение
опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой
крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что
находится внутри по запаху.
Нос
Дети
делают вывод.
Вывод.
В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные
запахи.
На лицо
приклеивается нос. Табличка орган обоняния.
Дети
затрудняются в ответе. Слайд №11
Проведение
опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это
невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости
попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и
приходят к выводу о роли органа вкуса.
Язык.
Орган вкуса
Проведение
опыта: ученики прикладывают кусочки льда на руку , определяют, что лёд
придаёт холод.
Ответы
детей: различаем тепло, холод, острые предметы.
Вывод:
Кожа – верный защитник. Её нужно беречь, содержать в чистоте.
|
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Общеучебные
УУД
|
5.Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
организовать решение учащимися практикоориентированных заданий с целью
выявления границ нового знания.
|
Откройте
рабочую тетрадь с. 25.
–
Как вы различаете сладкое, солёное, горькое? Какой орган вам помогает в этом?
– Язык –
орган вкуса, который помогает нам узнавать вкусовые признаки предметов.
Но
только ли в этом заключается важное назначение языка?
–
Рассмотрите внимательно рисунки (учебник, с. 58). Сформулируйте правила,
которые позволят сохранить зрение.
–
Рассмотрите рисунки на с. 25. Скажите, какие звуки издают эти животные?
– Как вы
думаете, а нужно ли беречь орган слуха? Как?
– Что
ещё важно? Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 57. О чём они? (О влиянии
излишнего шума на органы слуха.)
– Сколько органов чувств у человека? Перечислите их.
–
Отгадайте загадки. О каких органах чувств идёт речь? Поднимите
соответствующее изображение.
Между двух
светил
В середине я
один.
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.
У зверушки – на
макушке,
А у нас – ниже
глаз.
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Слайд №15
|
Ответы
детей: с помощью языка.
Это ещё
и главный орган речевого общения людей.
Дети
формулируют правила для сохранения зрения.
Не читать лёжа.
Не
смотреть телевизор близко от экрана.
Читать
и писать при хорошем (достаточном) освещении.
Оберегать глаза от повреждений
Дети
рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на поставленные вопросы.
Ответы
детей.
Необходимо
следить за чистотой ушей, каждый день мыть их тёплой водой с мылом, опасаться
попадания в ухо предметов, которые могут его травмировать
О
влиянии излишнего шума на органы слуха.
Дети
отгадывают загадки.
Нос.
Язык,
глаза, уши.
Уши.
Язык.
|
Коммуникативные
УУД
Познавательные
УУД
|
6.
Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа.
С самопроверкой по эталону.
Цель:
включить детей в систему нового знания, повторить и закрепить ранее
изученного при выполнении заданий.
|
–
Поработайте в паре: соедините между собой понятия:
Вспомним правила работы в паре.
глаза орган
осязания
уши орган
вкуса
нос орган
зрения
кожа орган
обоняния
язык орган
слуха
Проверка по
образцу на доске.
–
Какой вывод вы можете сделать? Сравните свой вывод с тем, который сделали
авторы учебника.
Слайд
№16
|
Дети
работают в паре, вспоминают правила работы в парах.
Проверяют по эталону на доске.
Делают
вывод.
|
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
|
7. Итог урока.
|
Человек,
которого я встретила перед уроком уже совсем не такой. Что в нём изменилось?
Как
одним словом можно назвать эти части лица?
Являются ли
органы чувств нашими помощниками?
Что вы узнали
для себя нового? Какими знаниями хотелось бы поделиться?
|
У него
появились : глаза, нос, уши, рот.
Органы
чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно
вести себя.
|
Регулятивные
УУД
Познавательные
УУД
|
8. Рефлексия.
|
– На листах
нарисуй лицо человека и покажи, с каким настроением ты заканчиваешь урок.
Слайд №17
|
Дети высказывают
своё мнение, оценивают свою деятельность на уроке.
Сегодня
на уроке я узнал…
Сегодня
на уроке я научился…
Сегодня на уроке я удивился…
|
Коммуникативные
УУД
Рефлексия
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.