Конспект урока по окружающему миру в 1
классе.
Программа «Школа 2100»
Тема: Зима: покой в природе
Цель: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их
отличать признаки зимы (1-я линия развития – уметь объяснять мир); научить
устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений (1-я линия
развития – уметь объяснять мир); развивать внимание, память, мышление, речь,
кругозор, представление; воспитывать организованность, самостоятельность,
аккуратность.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формируем умение устанавливать аналогии;
4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех
людей правила.
Тип урока:
урок изучения нового материала
Вид урока:
урок – презентация.
Методы урока:
частично – поисковый, наглядный, словесный, практический.
Место урока:
первый урок по разделу.
Формы урока:
коллективная, фронтальная, парная
Оборудование: - учебник (1 ч.),
рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс. Авторы: А. А. Вахрушев, О. В.
Бурский, А. С. Раутиан;
- карточки с изображением птиц;
- учебник, тетрадь, карточки – пазлы, карточки с заданием на
нахождение лишнего слова.
-запись Чайковского «Времена года»
- рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского
- модели ёлочных игрушек (красные и жёлтые кружки);
- мультимедийная установка.
Ход
урока
1. Мотивационный
этап
Ну, ребята, чур- молчок.
Начинается урок.
Глаза смотрят и всё…(видят)
Уши слушают и всё…(слышат)
Сначала думаю, потом…(говорю)
Помню, что в
классе я не один
Умею слушать
мнения других.
Каждый урок вы
получаете частичку мудрости. Как вы это понимаете?
Слайд. Задание:
предложение рассыпалось. Собери его.
Произнесём его по-
разному, ставя логическое ударение на выделенное слово
Слайд.
Ребята, посмотрите, какие красивые
снежинки прилетели к нам на урок.
Слайд.
-Проследите
глазами за снежинками в том порядке, в котором я назову. Соедините буквы и
прочитайте слово. Красная, жёлтая, синяя, белая.
Какое слово
получилось? (зима)
2.Операционно
– деятельностный этап
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
Учитель: О чём мы сегодня будем
говорить на уроке? (о зиме)
Зима – покой природы
Учитель: А что относится к природе?
(растения, животные, птицы и т. д.)
А почему ее называет "покой
природы", кто скажет?
Учитель: Ребята, как вы думаете,
когда отдыхает природа: весной или летом, может, осенью или зимой?
Дети: Зимой.
- Каков главный вопрос нашего урока?
Ваши предположения? (Предположения детей)
- Итак, цель нашего урока -
познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы,
устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
Какие ассоциации у вас возникают,
когда вы слышите слово «Зима» (в парах) (составление кластера)
Слайд.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица, белокоса,
белолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрыла серебром.
-Что за тройка скакунов? (зимние месяцы:
декабрь,январь, февраль)
Слайд.
Про какой месяц говорят:….год кончает, а
зиму начинает
Работа в тетради стр. 36
Обведи синим карандашом предметы, которые
встречаются чаще всего зимой, зелёным – в том числе и зимой, красным карандашом
– то, что не встречается зимой.
Проверка.
- Проверим, как вы выполнили задание.
Отгадайте загадки и скажите, кружком какого цвета вы обвели этот предмет.
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?
(Снежная баба. Ее встречаем
только зимой, обвели синим кружком)
Вниз вершиной растет, вверх корнем
растет.
(Сосулька, обвели синим
кружком)
Взаимопроверка
Работа в группах. Собери рассыпавшуюся
картинку Поучили :снегурочку, снегоход, снеговика, санки,снежинку.
Чем похожи эти слова?(связаны с зимой)
-Какое слово лишнее?(санки, так как все
другие однокоренные)
Беседа о снеге:
- Почему зимой выпадают осадки в виде
снега? (Холодно)
- Снег - что это такое? (Замерзшая
вода)
- Послушайте и скажите, о чем так
говорят:
Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (Так говорят о снежинке)
- работа с учебником Рассмотрите
снежинки на голубом фоне (с.88) Обведите настоящую снежинку и объясните свой
выбор. (Ответы ребят)
- Как образуются снежинки? Кто нашел
дома ответ на этот вопрос?
Послушайте рассказ "Летят
снежные пушинки" В.Архангельского и узнаете много интересного об
образовании снежинок. (Текст читает ученик) Слайд №7
Летят снежные пушинки.
Пришла зима.
С севера подул студеный ветер, и с
неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на
землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с
шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали ученые в облаках при
снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Под самолетом крупными хлопьями
падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как
только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными
снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе -
это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане.
Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем
красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи
и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз
несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что
с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся
друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.
Слой за слоем ложится снег на
землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками
содержится много воздуха.
Физкультминутка.
- Сейчас свершится волшебство.
(Звучит вальсовая музыка)
Мы превращаемся в снежинки. Возьмите
свои снежинки, которые вы сделали на уроке труда. Двигайтесь в соответствии с
характером музыки.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.
- А кто из вас знает, почему хрустит
снег под ногами?
(Он хрустит оттого, что под тяжестью
вашего тела ломаются звездочки и лучи)
Рассматривание картины зимнего леса
Беседа о
зимнем лесе.
- Большинство деревьев
стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят
глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют,
так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой,
защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили
запасы.
Вывод: Жизнь растений замирает
А лес стоит загадочный,
|А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек -
Всех спрятала зима.
Мы с вами побывали в зимнем лесу,
кого ещё, кроме деревьев мы можем встретить в нём?
Вывешиваю карточки животные»,
«птицы».
(животные)
- Кто из вас быстрее определит, кого
и куда спрятала зима в лесу?
Слайд..
Работа по учебнику стр 86
Найди, где прячутся звери и птицы на
рисунке
-Что происходит с животными в
зимнем лесу мы узнаем из сообщений ребят, которые они подготовили.
Сообщения детей (зараннее подготовили)
Белка, заяц, лиса
- Не только растения и
животные подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые
края.
Вспомните,
какие из них улетели? (ласточки, грачи, журавли)
Групповая
работа “Четвертый лишний”
Слайд № 11
-Почему птицы
улетают?
Ответ на этот
вопрос вы получите выполнив задание в группах.
- Выберите
лишнее слово, назовите первую букву. Из лишних букв мы сложим слово и узнаем
ответ на вопрос.
Работа по
карточкам
1гр. Шуба,
галоши, варежки, шапка. Галоши. Буква «Г».
2 гр.
Декабрь, январь, февраль, октябрь. Октябрь Буква «О»
3 гр.
Воробей, ласточка, синица, снегирь. Ласточка Буква «Л»
4 гр.
Медведь, олень, барсук, еж. Олень Буква «О»
5 гр. Сосна,
дуб, кедр, ель. Дуб Буква «Д»
- Голод
(читают дети слово).
Проверка
работы в группах.
-Назовите
лишнее слово. Докажите свой выбор.
-Что птицам
страшнее: голод или холод?
-Птицы хорошо
переносят холод, у них очень тёплая одежда – перья и пух, а кровь так горяча,
что мороз птицам не страшен. А голод страшный враг птиц, ведь зимой исчезают
большинство насекомых и птицам становится всё труднее добывать корм.
И всётаки
некоторые из них остаются зимовать.
-Назовите,
какие птицы остаются зимовать?
Слайд №11 (зимующие
птицы)
- Почему зимой птицы чаще посещают
города и села?
- Как мы
можем помочь птицам зимой? (кормушки)
Вывод: для животных и птиц наступает
трудная пора
Игра "Крестики-нолики".
Графический диктант
(Ученики на листочках отвечают на
вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ
неверный)
Прячутся ли насекомые к зиме? (+)
Верно ли, что перелетные птицы не
улетают в теплые края? (0)
Зимующими называются те птицы,
которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
Ласточка, соловей, скворец - зимующие
птицы? (0)
Верно ли, что у клестов зимой
появляются птенцы? (+)
Согласны ли вы с утверждением, что
зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
Верно ли, что птицы зимой не погибают
от холода и голода? (0)
У кого 5 «+» молодцы, погладьте себя
по головке
У кого 4 «+» вы хорошо поработали,
похлопайте себе в ладоши
Рефлексия
Итак, вернёмся к началу урока
Назовите тему
урока? Зима: покой природы.
- Ребята, что нового вы открыли для
себя на уроке?
- Назовите
признаки зимы? -Похолодало, с деревьев опадают листья, деревья,
растения спят, день короче, ночи длиннее.
- Что
происходит в жизни растений зимой? - с деревьев опадали листья, деревья,
растения спят
-Как
похолодание повлияло на жизнь животных и птиц? - животные упрятались в глубину
земли, нор, щелей, дупл, спят, ожидая весны и солнца. -Птицы улетели, а те, что
остались, не поют и летают зябко и неторопливо.
-Откройте
учебники на стр. 87, прочитайте вывод.
- Ответили мы
с вами на главный вопрос урока «Почему в природе стоит тишина?».
-Зима -
время сна, затишья в природе.
- Что показалось вам наиболее
интересным?
- Как бы вы оценили свою работу на
уроке?
Поднимите руки те, кто:
- работал в полную силу
- работал хорошо, но мог бы работать
лучше. Почему?
- С каким настроением вы
заканчиваете урок?
Объяснение домашнего задания.
Дома вам предстоит выполнить
интересные задания. Одно из них - творческое, одновременно развивающее внимание
и наблюдательность.
Мороз постарался нарисовать на
окнах такие замысловатые рисунки. Что не только книжной мартышке непросто найти
своих друзей, но и нам. Но все же человек - разумное существо, он превзошел по
интеллекту обезьян, поэтому у вас получится отыскать мартышкиных друзей в
зимних оконных узорах. А чтобы они получились выразительными разукрасьте их.
(с.51)
Другое задание - это
экспериментально-наблюдательная работа, которую предлагают авторы на с.52
учебника. Проведите опыт: отправьте северного белого медведя в путешествие. Как
описано в задании человечка Наблюдайки.
На с.53 прочитайте стихи и загадки,
которые разберем на следующем уроке.
По желанию можете выучить наизусть
любое стихотворение о зиме.
Выполнение
задания:
Подберите к началу выражений их
продолжение и получите народные пословицы о зимнем времени года. Слайд №17
Мороз не
велик, да
Спасибо, мороз, что
Береги нос в
Солнце - на лето, зима -
|
|
большой
мороз.
стоять не велит.
на мороз.
снегу нанес.
|
|
|
|
Слово учителя. Слайд №18
Ни одно время года так не волшебно.
Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои
неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком
насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.
Зимой иначе. Все живое упряталось в
глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья
обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и
неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь,
"неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно
белой и тихой природы.
- Много о зиме вам уже известно,
повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете,
присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:
- Почему зимой многие звери и
птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
- (Потому что зимой около человеческого
жилья им легче найти себе пищу)
- Какие зимние месяцы вы знаете?
(Декабрь, январь, февраль)
- Какая птица выводит птенцов в
любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты выкармливают
своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)
- Пользу или вред приносят
человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы
разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых,
их яички и личинки и массами их поедают)
- Пользу или вред приносит
человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит.)
- Кто еще из зверей спит?
(Медведь, еж, летучие мыши)
- Какие признаки зимы вы можете
назвать
(Зимой природа надевает снежный
наряд, реки и озера скованы льдом)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.