Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по окружающему миру "Про больших и маленьких" (1класс)

Конспект урока по окружающему миру "Про больших и маленьких" (1класс)

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №13»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока

 окружающего мира

в 1  классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Гинятуллина Лейсан Мансуровна

 

 

 

 

 

Ульяновск, 2013

Класс: 1 «Г»

 

Предмет: окружающий мир

 

Тема: ПРО БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ

 

Триединая дидактическая цель:

обучающая:        - на примере развития лягушки познакомить учащихся с появлением потомства у животных;

 

                         - выяснить, как животные заботятся о своем потомстве;

 

 развивающая: - создать условия для развития познавательного интереса учащихся;

                              -ознакомить с термином «млекопитающие» животные;

                               -продолжить формирование навыка устного рассказа   по материалу урока;

 воспитательная: -воспитание  любви и бережного отношения к окружающему миру;

 

                               - повышение познавательной активности, учебной мотивации,

 

                               - научить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях,  

 

                               - учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

 

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

 

Оборудование: учебники, хрестоматии, раздаточный материал с  изображениями животных и их детенышей, компьютер, видеоматериал, оценочный лист.

 

 

 


Ход урока

 

1.     Организация начала урока.(Слайд1)

У. - Дети, вам тепло?

 Д.- Да!

    У. - В классе светло?

 Д. - Да!

         У. - Прозвенел уже звонок?

 Д. - ДА!

У. - Уже закончился урок?

      Д. - Нет!

У. - Только начался урок?

 Д. - Да!

     У. - Хотите учиться?

  Д. - Да!

     У. - Значит можно всем садиться!

 

  Показ  фрагмента мультфильма «Мама для мамонтёнка».(Слайд2)

- Чем закончилась эта история?

 

2.     Подготовка к определению темы урока.

-Хорошо, когда малыш находит свою маму. Давайте мы тоже поможем малышам,

 которые потеряли своих мам.

 

(Помогите малышам: потеряли дети мам.)

Без родителей, одни попадут в беду они.

Помогите малышам! Поскорей найдите мам!

Жеребенок тонконогий бойко скачет по дороге.

Он такой скакун хороший – не догонит мама ... .

Шею вытянул гусенок, озирается спросонок.

Еле-еле соню-сына под крыльцом нашла … .

Верблюжонок у ворот маму жалобно зовет.

Не бойся, не заблудится, придет домой ... .

Что стряслось у индюшат? Почему они спешат?

У сарая за кадушкой червяка нашла ... .

– Эй, утята, вы куда? Здесь собачья будка!

Ждет вас около пруда ваша мама ... .

Олененок-озорник за кустом к земле приник.

Притаился тихо-тихо: пусть поищет ... .

Опустив печально хвостик,

Маму ждет послушный ослик.

Целый день должна трудиться мама ослика – ... .

Забрели четыре брата в поле сладкого овса.

– Эй, пора домой, ягнята! Вас домой зовет ... .

Куда бы спрятаться козленку?

Какой-то зверь летит вдогонку.

Не бойся! – это стрекоза. Прогонит вмиг ее ... .

Купаться в речке страшновато,

Залезли в лужу поросята.

Умылась дружная семья – не узнает детей ... .

– Ну-ка марш назад, цыплятки!

Залезать нельзя на грядки!

Ищет вас, волнуется

Ваша мама ... .

– Му-у! – мычит теленок. – Му-у!

Очень грустно одному!

– Му-у! – охрип малыш от рева.

– Му-у! – нашла его ... .

Малыши и мамы рады – снова вместе, снова рядом.

И за помощь всех ребят малыши благодарят.

 

                                                              Я. Пишумов

 

- Как вы думаете о чём мы сегодня   будем говорить на уроке? (ответы детей)

- Правильно, о животных и их детёнышей или про больших и маленьких. (Слайд3)

 

    3.Постановка учебной задачи.

 

    А сейчас мы поработаем в группах. Для начала давайте вспомним правила поведения в группе: (ответы детей)

- слушать и уважать мнение товарища;  работать дружно, сообща;   вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь  друг другу.

 

    Возьмите большие конверты, высыпьте всё содержимое, соотнесите взрослое животное и детёныша, найдите лишнее(лягушка).

   -Какие животные оказались в 1 группе? (дикие)

                                                во 2 группе? ( домашние )

                                                          в 3 группе? (птицы)

 

  - Все ли детеныши похожи на  своих родителей?

 

  - Сегодня на уроке узнаем о том, как лягушки и другие животные заботятся о своём потомстве.

 

4. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)

 

1)-  А в какое время года у животных появляется потомство?

- Откроем разворот учебника (с. 52-53) и скажем  у каких животных весной появляются малыши? Кто сможет назвать их?

-  Какой вывод мы можем сделать, глядя на этот рисунок? (Животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нём)

 

2)- Рассмотрите рисунок на с. 53. Как птицы готовятся к выведению птенцов?

-Похожи ли птенцы на своих родителей?  (Только что появившиеся на свет птенцы на своих родителей мало похожи.)

 

«Они проклёвываются из яиц сначала слепыми, голыми или с редким пухом и, конечно, не умеют летать». 

 

   -Как же птицы-родители заботятся о птенцах?  (Взрослые птицы высиживают яйца в гнездах, а когда появляются птенцы, то приносят им корм, согревают своим теплом, охраняют от врагов.)

-Как вы думаете, много ли у птиц весной забот? Давайте прочитаем и узнаем.   (хрестоматия  с.59    «Много ли у птиц весной забот?» )

 

    - Какая птица не заботится о своём потомстве? Слайд 4  (кукушка) Почему?

(хрестоматия с.60   Рассказ ученика «Почему кукушка птенцов не выкармливает?» )

 

    - Вы слышали когда-нибудь такое выражение «Кушает как птичка»? Много ли пищи на самом деле нужно птенцам? Об этом расскажет  ……. (хрестоматия с. 61 «Много ли пищи надо птенцам?»)

    -Что ещё кроме пищи необходимо всему живому на планете? (вода, воздух, свет)

 

3)-А вы знаете, что есть  ещё одно животное, которое бросает своих детёнышей? Кто же это узнаем, отгадав загадку:

Что за зверь такой лесной,

встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

уши больше головы? (Заяц) Слайд 5

-Загляните в книгу и скажите, что происходит в жизни зайца с приходом весны и тепла? 

   Рассказ учителя о заячьем потомстве.

   «Новорожденные зайчата, ещё не обсохнув, сразу лезут под брюхо матери и сосут молоко. Покормив зайчат, мать не облизывает их, не проявляет никакой другой заботы, а немедленно убегает. Покинутые зайчата, немного обсохнув, поодиночке разбегаются в разные стороны и прячутся. Они лежат, затаившись, без движения,  не пищат. Проходит день, другой. Проголодавшись, зайчата отправляются на поиски корма. Но так как зубы у них ещё не выросли, питаться они могут только молоком. К этому времени у зайчихи снова появляется молоко. Кормит она каждого встречного зайчонка, не разбираясь, свой он или чужой. Зайчонок насытившись, снова затаится и сидит в укрытии до нового приступа голода. В течении первых десяти дней зайчонок кормится 3-4 раза, после чего, не встречая кормилицы, он вынужден переходить на самостоятельное питание. К этому времени у него вырастают зубы.

 

  - Почему же зайчиха и кукушка  бросают своих детей?

  - Может они плохие мамы?  Нет! Они по  природе не приучены заботиться о своих малышах.

  - Кукушка подбрасывает  яйцо в другое гнездо,  и тем самым спасает своего детёныша.

    -Зайчиха-мать оставляет своих зайчат. Убегая, она уносит запах с собой и хищникам тяжело учуять зайчонка, который смирно сидит под кустом. Так  эти животные проявляет заботу о детях».

 

 

  Физминутка  «Лягушки»  Слайд 6

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

 

4)-  Интересно узнать,  как на свет появляются лягушки?  Давайте посмотрим фильм. (размножение и развитие лягушки) Фильм

 

 Расскажите по рисунку на с.52 как головастик превращается во взрослую лягушку? 

-Кто должен заботиться о родившихся лягушатах?

- Оказывается в наших краях есть особенная лягушка, самцы которой заботятся о подрастающих малышах. Слайд 7  (Тайну о том, как  они заботятся вы можете прочитать вместе с родителями из хрестоматии на с.57)

5)    - А теперь мы поговорим о медведице. Слайд 8

  -Что делала медведица зимой?

- Почему весной она выходит из берлоги не одна? 

- Чем питались малыши в берлоге?

-Рассказ учителя о млекопитающих?  «У новорожденных зверей нет зубов, и они питаются молоком матери и их называют в науке биологии - млекопитающиеся».

 

- «Как медведица о медвежатах заботится» Послушаем…(стр.62    «Хрестоматия»).

 

5. Закрепление.(работа в паре)

- Все животные приносят потомство, размножаются,   для себя и своих  детёнышей строят жилища. Сейчас мы  поработаем в паре. Перед вами листочки ( животные и их жилища). Вы должны отгадать загадку о животном и  соединить линией его жилище.

Роет, роет, роет,

Ход подземный строит,

Роет – строит ловко

Спальню и кладовку.

                        (Крот – нора.)

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход!

                        (Бобёр – хатка.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик над окном Из травы и глины.             

                                         (Ласточка – гнездо.)

 Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной… (медведь – берлога)

 

 Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (белка – дупло)

 

 Проверяем по экрану. Слайд 9 (ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ НА ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ)

 

6.Обобщение и закрепление.

- Молодцы! Ребята, можете ли вы сказать когда птица не летает, (Слайд10) лягушка не прыгает, а еж не колется?

 - А сейчас -  игра: «У кого кто появляется?» Слайд 11

1.     У коровы  _______________________________

2.     У кошки  ________________________________

3.     У курицы  _______________________________

4.     У лягушки  ______________________________

5.     У скворца  _______________________________

6.     У медведицы_____________________________

7.     У овечки_________________________________

8.     У лошади________________________________

 7. Рефлексия.

        -  С кем встретились на уроке?

        -  Что узнали о больших и маленьких?

«Что они при рождении не всегда похожи на своих родителей, многие из них слепые, без зубов не умеют летать, прыгать и даже нет шерсти и колючек. Тех, кто питается молоком матери, называют – млекопитающимися».

 - Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного. Слайд12 Спасибо за урок!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру "Про больших и маленьких" (1класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока разработан по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса.

Предмет: окружающий мир

Тема: ПРО БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ

Триединая дидактическая цель:

обучающая:  - на примере развития лягушки познакомить учащихся с появлением потомства у животных

 - выяснить, как животные заботятся о своем потомстве;

 развивающая:

- создать условия для развития познавательного интереса учащихся;

-ознакомить с термином «млекопитающие» животные;

-продолжить формирование навыка устного рассказа   по материалу урока;

 воспитательная:

-воспитание  любви и бережного отношения к окружающему миру;

- повышение познавательной активности, учебной мотивации,

- научить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях,  

- учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

 Оборудование: учебники, хрестоматии, раздаточный материал с  изображениями животных и их детенышей, компьютер, видеоматериал, оценочный лист.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 493
    • DOCX 55.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гинятуллина Лейсан Мансуровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гинятуллина Лейсан Мансуровна
    Гинятуллина Лейсан Мансуровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 21895
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 560 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 485 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1707 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 161 человек

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе