Тема урока: Природа в жизни наших предков
Данный урок способствует формированию у учащихся представления о
том, как зависела жизнь предков от природных условий, обеспечивает осмыслению
новых слов и понятий «предки», «потомки», «собирательство», «борть», «бортничество»,
содействует
воспитанию в детях культуры речи, помогает учащимся осознать ценность
совместной деятельности.
Технологическая карта
урока
Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Поима Панова
Ольга Алексеевна
Предмет: окружающий мир
Класс
3
УМК «Гармония», автор Поглазова
О. Т.
Тема урока:
«Природа в жизни наших предков»
Тип урока: ОНЗ
Цель: создание
условий на уроке для формирования представлений о том, как наши предки
осваивали природу.
Планируемые
результаты:
Предметные:
- выполнять
задания творческого и поискового характера;
-применять полученные
знания в изменённых условиях.
Личностные:
-
создавать условия для формирования положительного отношения к
учебному материалу,
-формировать интерес к познанию окружающего
мира;
- воспитывать уважение к старине и к своим
предкам;
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать и развивать умения понимать выделенные
учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их
находить;
-работать в
группе с одноклассниками, определять общие цели работы, намечать способы их
достижения, распределять роли в совместной деятельности;
анализировать
ход и результаты проделанной работы под руководством учителя.
Познавательные:
- создать
условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в устной
форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
иметь
возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому материалу
и способам решения учебных и практических задач.
Коммуникативные:
- использовать в общении правила вежливости;
- строить понятные для партнёра высказывания.
- ориентироваться
на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Методы:
деятельностный метод обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа.
Средства обучения:
Рабочая программа, учебник «Окружающий мир 3 класс», рабочая тетрадь
«Окружающий мир 3 класс», раздаточный материал (цветные карандаши, бумага А3,
клей, тексты, иллюстрации), толковый словарь В.И. Даля, энциклопедический
словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, школьный словообразовательный словарь, интерактивная
доска, мультимедийный проектор, нетбук, презентации к уроку Power Point, Panaboard, выставка «Природа в руках
умельцев».
Этап урока
|
Цель
|
Содержание
учебного материала
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
|
I.Мотивация к учебной деятельности.
|
Проверка
готовности обучающихся, настрой на работу.
|
Здравствуйте! Садитесь.
Ребята, у нас сегодня гости, но пусть вас это не пугает.
Вы будете работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.
|
Приветствует
обучающихся, настраивает на урок.
|
Приветствуют
учителя.
|
|
II. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в пробном учебном действии.
|
Цель: создать условия для возникновения у
учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
С давних времен люди
ощущали себя частью природы, участниками природных событий. Сегодня мы совершим
путешествие во времени и вернёмся на много лет назад к нашим предкам.
– А знаете ли вы, кто такие предки?
-Где мы можем это
узнать?
(в толковом
словаре)
(лексическое значение
слова предки).
Предки – это люди, которые жили перед нами.
- Исходя из этих
рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?
По отношению к
предкам мы – потомки.
- Как вы думаете, а
нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Для чего?
(Чтобы знать
историю своей страны, получить новую информацию.
|
Задаёт вопросы,
организует беседу, включает учащихся в работу.
|
Отвечают
на поставленные учителем вопросы.
Познавательные УУД
(работа со словарём, анализ)
Отвечают
на поставленные учителем вопросы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Послушайте стихотворение, которое
подготовила Лена, проанализируйте выставку и предположите, о чём мы будем
говорить сегодня на уроке?
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
(Н. Кончаловская)
(О жизни людей
в былые времена.
Какое
значение имела природа в жизни наших предков.)
Верно!
|
Подводит обучающихся
к самостоятельному формулированию темы урока.
|
Чтение
учащимся стихотворения.
Анализ
выставки и стихотворения, прогнозирование.
Высказывают
предположения
|
|
|
|
Тема урока: «Природа в жизни наших предков»
|
|
|
|
Выявление
места и причины затруднения.
|
Поиск решения.
|
- Мы будем говорить о том, как наши предки
осваивали природу.
-А
можете ли вы сейчас точно ответить на этот вопрос?
Нет,
т.к. не обладаем нужной информацией.
-Какую
цель вы поставите перед собой на данном уроке?
Цель
урока: Узнать,
какую роль играла природа в жизни наших предков. Сравнить их жизнь с
настоящим временем.
|
Задаёт вопросы, для выявления места
и причины затруднения.
|
Высказывают
предположения
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация
познавательной деятельности.
Построение проекта выхода из
затруднения.
|
Организовать мыслительную деятельность
учащихся, достаточную для построения новых знаний.
Цель: организовать усвоение учащимися нового
материала и способов действий.
|
Я предлагаю вам посмотреть картинки на слайде о жизни в старину и определить,
какие промыслы использовали предки для освоения природы.
- Внимательно посмотрите на
экран и выберите из данных слов те, которые, по вашему мнению, подходят к
теме сегодняшнего урока, исключив лишнее слово.
Промыслы наших предков: собирательство,
скотоводство, жизнь, охота и рыболовство,
земледелие, бортничество.
(Лишнее слово – жизнь,
т.к. это не промысел.)
Сколько групп у вас получилось? (5)
А сейчас откройте крышки домиков, стоящих у
вас на столе и вы узнаете, как называется промысел, над которым будет
работать ваша группа.
Сегодня вы будете настоящими учеными,
историками и проведете исследование. Итак, давайте
заглянем вглубь времён. Для открытия нового знания мы будем работать в
группах по заданному плану, научимся составлять мини проект и защищать его.
|
Организует
предметную деятельность с опорой на рисунки.
Озвучивает
называния групп.
|
Анализируют, выбирают нужные слова, исключая
лишнее слово.
Открывают
названия групп.
Работа
с презентацией
Power Point.
|
|
Реализация
построенного проекта.
Самостоятельная
работа.
|
|
Постановка познавательной задачи .
|
- Давайте вспомним, какие правила вы должны соблюдать, работая в
группах?
Памятка "Правила работы в группах".
1. В группе должен быть ответственный.
2. Если не понял, переспроси.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.
5. Работать должен каждый на
общий результат.
У вас на столах
находится папка, в которой вы найдёте: план, текст, картинки и белый круг, на
котором вы должны нарисовать эмблему промысла. За 7 минут используя картинки,
учебник и тексты-помощники вы должны обсудить на все пункты плана, ответить
на вопросы и создать кластер по одному из выбранных направлений, а также нарисовать
эмблему данного промысла. Работа заканчивается по звонку колокольчика.
Если вам что-то
непонятно или есть вопросы к учителю – не забывайте про «Закон поднятой
руки».
-Ребята, а что ещё вы должны сделать, прежде
чем преступить к групповой работе? (Распределить обязанности)
-Я предлагаю вам на сегодняшний урок
следующие роли:
Ролевые функции членов группы.
Организатор
– распределяет роли, следит за временем и действиями всех членов группы.
Писарь
– записывает решение.
Оформитель
– работа с кластером (наклеивание картинок).
Художник-
изготовление эмблемы.
Спикер
– защита решения, ответ от имени группы.
− Желаю вам
успешной работы!
План работы.
Собирательство
План:
1.
Работа
с толковым словарём.
Как
вы понимаете смысл слова собирательство?
2.
Определите
по картинкам,
что могли собирать наши предки?
3.
Работа
с текстом.
Как вы думаете, кто в
основном занимался этим промыслом?
Что помогало
существовать этому занятию?
Как вы
считаете, от чего зависел успех данного промысла?
4. Придумайте эмблему.
Охота и
рыболовство
План:
1.Работа с учебником и
текстами.
Где люди
охотились?
Как вы думаете, кто
занимался этим промыслом?
Что вы можете
сказать об охоте и охотниках, прочитав тексты? (Какое это занятие? Какими
должны быть охотники?)
Как (с помощью какого
оружия) охотились на зверей и птиц?
2. Используя иллюстрации, назовите, какую рыбу
ловили наши предки? С помощью
чего?
3.Придумайте эмблемы для охоты и
рыболовства.
Бортничество
План:
1.
Работа
с толковым и энциклопедическим словарём
Объясните
значение слова борть?
Объясните,
кто такой бортник?
Как вы понимаете смысл слова бортничество?
2.
Работа
с учебником и текстом.
Почему
это занятие требовало от людей большого труда, времени и смелости?
Как использовали добытое?
3. Придумайте эмблему.
Скотоводство
План:
1.
Работа
с текстом.
-
Как наши предки стали заниматься скотоводством?
2.
Отгадайте
загадки и скажите, каких животных разводили наши предки?
3. - Что давало скотоводство
людям?
4. Работа с учебником. Подтвердите свои выводы, используя материал
учебника.
5. Придумайте эмблему.
Земледелие
План:
1. Словарная работа. Используя словарь,
объясните, что означает слово – земледелие?
2. Работа с текстом.
– Какие территории нужны для
занятия земледелием? Почему?
-
Что делали
люди, если таких территорий было мало?
- Используя
текст-помощник, скажите, как люди в старину выкорчёвывали деревья?
3. Определите по картинкам, что сеяли наши предки и
с помощью каких инструментов обрабатывал землю?
4. Придумайте эмблему.
|
Инструктаж
о последовательности работы и правилах работы в группах.
Демонстрация
ученикам дидактического материала.
Знакомит
учеников с их ролью.
Организует
групповую работу.
|
Знакомство
с материалом, планирование работы в группе.
Распределение
заданий внутри группы.
Обсуждение
индивидуальных результатов работы в группе.
Обсуждение
общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения)
|
|
Физкультминутка
|
Соблюдение
санитарно - гигиенических норм
|
Встаньте! О чём мы сегодня
говорим? (О природе)
Ребята, закройте глаза и
представьте, что вы на лесной полянке, около красивой ёлочки. Откройте глаза.
Это не простая ёлка, она проведёт
с вами физкультминутку.
|
Предлагает выполнить
физкультминутку.
|
Повторяют движения за ёлочкой.
|
|
Защита мини
–проектов.
|
Научить
защищать мини – проект.
|
Представитель
одной группы выходит для защиты к доске, а остальные не только внимательно
слушают и дополняют, но и являются экспертами, которые оценивают ответ
спикера и работу всей группы в целом.
|
Общий
вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.
Задаёт вопросы с
опорой на знания учеников.
|
Сообщение
о результатах работы в группах.
Работа с
презентацией Panaboard
|
|
Подведение итогов
урока.
|
Обобщить
полученные знания.
|
Какие
современные отрасли хозяйства заменили занятия наших древних предков?
Проверка задания.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины,
Забывать мы не должны.
Ребята,
используя слова на доске, составьте синквейн, подводя итог сегодняшнего
урока.
Предки
Трудолюбивые,
смелые
Охотились,
рыбачили, выращивали
Осваивали
природу
История
|
Предлагает закончить предложение.
Организует обобщение знаний с помощью
синквейна.
|
Один ученик у доски (работа с презентацией Panaboard),
остальные в
рабочей тетради
(стр 42, упр
6.)
Составление
синквейна.
Работа с
презентацией Panaboard
|
|
Рефлексия
деятельности на уроке.
|
Организовать
оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
|
-
Ребята, достигли вы поставленной цели?
- Посмотрите на рисунки
и скажите, какой предмет вы выбираете, и как будете использовать знания,
полученные на уроке? (чемодан, мусорная корзина,
мясорубка)
|
Предлагает учащимся оценить собственную
деятельность на уроке.
|
Осуществляют
самооценку собственной учебной деятельности.
|
|
Домашнее
задание (на
выбор)
|
|
Подготовить
ответы на вопросы учебника стр116, а также рисунок или мини-сочинение на
тему: «Природа в жизни наших предков».
|
|
|
|
Приложение
Собирательство
План:
1.Работа
с толковым словарём.
Как вы понимаете смысл слова собирательство?
2.Определите
по картинкам, что могли собирать наши предки?
3.Работа
с текстом.
Как
вы думаете, кто занимался этим промыслом?
Что
помогало существовать этому занятию?
Как вы считаете, от чего зависел успех данного промысла?
4.Придумайте эмблему для данного
промысла.
__________________________________________________________________________________________________
Охота
и рыболовство
План:
1.Работа
с учебником и текстами.
Где
люди охотились?
Как
вы думаете, кто занимался этим промыслом?
Что вы можете сказать об охоте и охотниках, прочитав тексты?
(Какое это занятие? Какими должны быть охотники?)
Как (с помощью какого оружия) охотились на зверей и
птиц?
2. Используя иллюстрации,
назовите, какую рыбу ловили
наши предки? С помощью чего?
3.Придумайте эмблему для данного
промысла.
Бортничество
План:
1.Работа с толковым и энциклопедическим
словарём
Объясните значение слова борть?
Объясните, кто
такой бортник?
Как вы понимаете
смысл слова бортничество?
2.Работа с учебником и текстом.
Почему это занятие требовало от людей
большого труда, времени и смелости?
Как использовали добытое?
3. Придумайте эмблему для
данного промысла.
______________________________________________________________________________
Скотоводство
План:
1. Работа с текстом.
- Как наши предки стали заниматься
скотоводством?
2. Отгадайте загадки и скажите, каких
животных разводили наши предки?
3. Что давало скотоводство людям?
4. Придумайте эмблему для
данного промысла.
______________________________________________________________________________
Земледелие
План:
1.Словарная
работа. Используя словарь, объясните, что означает
слово – земледелие?
2.
Работа с текстом.
–
Какие территории нужны для занятия земледелием? Почему?
-
Что делали люди, если таких территорий было мало?
-
Используя текст, скажите, как люди в старину выкорчёвывали деревья?
3. Определите
по картинкам, что сеяли наши предки и с помощью каких
инструментов обрабатывал землю?
4. Придумайте эмблему для
данного промысла.
Собирательство
-__________________________________________________________________________________________________
Наши
предки собирали также _______________________________________________________________________
В
основном этим промыслом занимались
__________________________________________________________________________________________________
Помогало
существовать этому занятию то, что_________________________________________________________
Успех
данного промысла зависел от
__________________________________________________________________
Охота
и рыболовство
Наши
предки
охотились________________________________________________________________________
В
основном этим промыслом занимались
________________________________________________________
Охота
- … занятие.
Охотники
должны
быть________________________________________________________________________
На
зверей и птиц охотились с помощью
________________________________________________________________________
Наши
предки
ловили:______________________________________________________________________________
Раньше
люди ловили рыбу с помощью _______________________________________________________________
Борть-________________________________________________________________________________________________
Бортник-
_____________________________________________________________________________________________
Бортничество-__________________________________________________________________________________________________
Это
занятие требовало от людей большого труда, времени и смелости потому, что
Как
использовали добытое?
Скотоводство
Наши
предки стали заниматься…
Они
разводили_______________________________________________________________________________
Скотоводство давало людям___________________________________________________________________
Наши предки перестали зависеть от…
Помогли
узнать об этом___________________________________________________________________
Земледелие
Земледелие- ___________________________________________________________________________
Для
занятия земледелием были нужны________________________________________________________
Если
таких территорий было мало, люди ______________________________________________________
Наши предки сеяли ______________________________________________________________________
Землю обрабатывали … ____________________________________________________________________
Хранили урожай …
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.