Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по окружающему миру по теме

Конспект урока по окружающему миру по теме

Скачать материал

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3В  классе

ТЕМА: Охрана животных.

 ЦЕЛЬ: обобщение ранее изученного по теме; расширение и дополнение знаний учащихся об экологической проблеме – исчезновении видов животных, о необходимости охраны животных; продолжение знакомства с Красной книгой и животными, занесенными в нее; развитие речи учеников, в том числе и монологической; развитие познавательной активности, внимания, сообразительности; обучение учащихся работать в группе, воспитание у детей бережного отношения к природе, доброты, сострадания к животным.

 ОБОРУДОВАНИЕ: фотографии и рисунки животных (обезьяна, хомяк, рыба, аист, носорог, альбатрос); таблица «Причины исчезновения животных»; Красная книга; карточки «1966 год», «1974 год»; конверты с заданиями для групповой работы; цветные листы с фотографиями и рисунками животных (белый медведь, тигр, сокол-сапсан, розовый фламинго, морж, орел-беркут, бобер, цапля, зубр); карта России; костюмы и плакаты для экологической сказки.

ХОД УРОКА:

 1. Сообщение темы урока.

 - Тема нашего урока зашифрована, мы сможем узнать ее, отгадав загадки. 


А) «Зверь смешной в огромной клетке

с ветки прыгает на ветку. 

Ест бананы, сладости

к общей детской радости»  обезьяна

 

Б) «Я устраиваюсь ловко:

у меня с собой кладовка.

 Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!»   хомяк 

 

В) «В воде она живет.

Нет клюва, а она клюет»     рыба  

 

Г) «Это старый наш знакомый:

он живет на крыше дома –

 Длинноногий, длинноносый,

длинношеий, безголосый. 

Он летает на охоту

за лягушками к болоту».    аист 

 

Д) «Есть немало рогачей

 в зоопарке и в лесу.

 У всех рога на голове,

у одного лишь на носу»  носорог

 

 Е) «Он верен морю, как матрос,

предвестник бури … альбатрос


 

Групповая работа  - Теперь расшифруйте слово: возьмите из названия животных первую букву и соберите слово. Какое слово получилось? Охрана

- Кого? Назови одним словом всех, кто изображен?  Животных

 - Итак, тема нашего урока: Охрана животных. 

 

2. Повторение пройденного Блиц опрос (вопросы на экране)

Команда № 1 Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

А) звери;                    б) птицы;                      в) рыбы.

Команда №2 Какое слово пропущено: икринка – …………. – взрослая рыба?

А) личинка;               б) малёк;                  в) головастик.

Команда №3 Какое слово пропущено: яйцо – личинка – ……………. – бабочка?  

А) куколка;                б) птенец;                     в) икринка.

Команда №4 Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

А) у всех насекомых бывают куколки;

Б) у кузнечиков нет стадии куколки;

В) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

Для всех команд  В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

А) весной;                   б) осенью;                     в) зимой.

 

3. Причины исчезновения видов животных. - Первое, что мы должны выяснить: - Почему исчезают некоторые виды животных? (ответы детей)

 Групповая работа

 - Проверить себя и возможно дополнить ответы вам поможет первое задание. У каждой группы есть конверт № 1с заданием. Капитан возьмет конверт. Внимательно прочитайте задание и выполните его. Когда группа будет готова, капитан поднимет руку. Ребята других групп проверяют.

Команда № 1 -   К чему  ведет вырубка лесов и уничтожение растений?

Команда № 2  – Как  охота влияет на жизнь животных ?

Команда № 3 –  Как влияет причина загрязнение воды и воздуха на жизнь животных?

Команда № 4 –  Как влияет на жизнь животных разрушение и загрязнение почвы?

 Итог Основные причины исчезновения животных в природе:

 1. Вырубка лесов. Уничтожение растений

 2.Загрязнение воды и воздуха

 3. Охота и браконьерство

 4. Загрязнение и разрушение почв.

- Животные играют огромную роль в природе. Лишь очень-очень маленькая часть животных погибает по естественным причинам – в связи с изменением климата на планете. Большая же часть погибает по вине человека. Люди жестоко истребляют животных ради меха или мяса, а иногда и ради развлечения.

 На диких животных влияет хозяйственная деятельность человека. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими .


4. Знакомство с Красной книгой.  Они внесены в Красную книгу.

А)Рассказ учителя 1948 год. Ученые всего мира создали международный союз охраны природы. По заданию этого союза ученые: биологи, экологи, стали изучать каким представителям нашей планеты помочь в первую очередь, составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга. - Почему книга именно Красного цвета? (красный цвет – сигнал опасности)

Эта книга советует, рассказывает какие растения и животные редкие, призывает изучать и предупреждает об их исчезновении. Первую Международную Красную книгу составляли 14 лет. Она хранится в Швейцарии. Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране.

1966 год. Была издана в необычном виде. Она состояла из разноцветных страниц

 красный цвет – исчезающие животные,

 жёлтый - сохраняющиеся, но их численность сокращается ,

 синий - не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко,

серый - неопределенные виды, мало изученные учеными,

 зелёный удалось спасти в результате мер по их охране,

чёрный - исчезнувшие животные.

 

В России  такая книга вышла в 1978 году, позже выяснилось, что в защите нуждаются большее количество видов. С тех пор Красная книга много раз переиздавалась. Как вы думаете почему? (Ответы детей.) В Монголии тоже есть Красная книга, у которую также занесены животные, которые находятся под охраной.

 Б)Знакомство с представителями Красной книги.

 - Давайте познакомимся с некоторыми животными, занесенными в Красную книгу.  - Слушайте внимательно и в конце сообщения дайте ответ на вопрос:

 - Почему это животное оказалось на страницах Красной книги?

 

Белый медведь  

   Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу. Там проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шёрсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.

    Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. В небольших количествах поедают и растительную пищу.

     Издавна люди охотились на белых медведей. Они используют их мясо, жир и шкуру. В результате началось сокращение их численности. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас их численность растёт.

 

Тигр   

В конце 19-го века тигров было около 100 тысяч особей. Затем их количество резко сократилось. Некоторые убивали их из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

   Тигр – крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров, весит около 390 кг. Это -бродяга-одиночка. Питается крупно-копытными животными. Тигрица задерживается на одном месте только во время родов и выхаживания молодняка. Она выбирает пещеру для гнезда. У неё рождаются 2-4 тигрёнка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шёрсткой с полосами. Весят от 700 граммов до 1 кг, длина тигрёнка с хвостом 40-50 см. Тигрята растут быстро. Живут  25-30 лет.

 

- Продолжим знакомство с представителями Красной книги. Групповая работа

-Капитан возьмет конверт № 2. Внимательно прочитайте задание и выполните. Когда будете готовы, капитан поднимет руку.(Прочти описание, найди на рисунке это животное, отметь его. Назови это животное) - Найди изображение животного, с описанием которого вы работали.

 - Проверка. – Слушайте задание и ответ. Ребята других групп проверяют.

 – Кто не согласен?

 1группаМорж

Могучий морской зверь. Его длина более 3 м, а масса полторы тонны. Кляки достигают до 80 см в длину. Они помогают животным добывать пищу со дна, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды.

2 группа – орел-беркут

Большая, величественная птица. Размах ее крыльев до 2 м. Он может подолгу красиво парить высоко в небе, высматривая добычу.

3 группа – фламинго

Эти удивительно красивые птицы снежно-розовым оперением живут у воды. Питаются рачками, насекомыми, семенами водных растений.

4 группа –жук красотел

Он живет в лесах. Длина его тела около 3см. он поедает опасных для леса гусениц.

    

 

5. Меры спасения животных.

 - Но Красная книга – это книга сигналов тревоги и надежды. Ее еще называют книгой печали, так как там содержатся сведения о редких и совершенно исчезнувших с Земли животных и растении. Начиная с 17го века, вымерло 190 видов животных. Сейчас угроза нависла более чем над 500 видами.

 - В чем же выход? Что делает человек, чтобы сберечь животных? (создает заповедники, заказники, питомники)

 - Вспомним, что такое заповедник? (заповедник – территория, где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс; заказник – земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных, растений; питомник – место для разведения и выращивания растений и животных)

 - Что запрещено делать на территории заповедника? (запрещена охота и промышленное производство)

 - В России  принят закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена или ограничена.

 – На территории России 143 заповедника .Одними из самых крупных являются Воронежский заповедник, Приокско-террасный заповедник, Астраханский.

 

Сегодня в Монголии насчитывается 11 заповедников, 7 национальных парков, 13 заказников. Самый крупный заповедник Монголии – Большой Гобийский . Он включен в международную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО, и является самым крупным в Азии.  Самый старейший – Богд-Ханульский (рядом с Улан-Батором), организован в 1965 г.

 6. Экологическая сказка.

 - Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых еще много и они пока не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам белки, ежи синицы, лягушки.

 

«Однажды в» зимнем лесу»

 

Однажды в зимнем лесу на заснеженной полянке собрались лесные жители и стали жаловаться друг другу. Первыми защебетали птицы.

 

Сорока затрещала: «В меня кто-то стрелял из рогатки. Крыло болит, слава Богу, хоть как-то летать могу, а вот дятлу не повезло. А за что?! Ведь дятлы столько пользы приносят! лесу. Они и деревья лечат, и дупла для многих зверей и птиц делают».

 

Дятел перестал стучать и заохал: «Ох! Жить нам стало совсем невозможно рядом с людьми».И они стали просить о помощи медведя, чтобы он защитил их.

 

Но Медведь тоже стал жаловаться: «Ведь люди и мне помешали. Я крепко спал в своей берлоге и ждал весны. Но люди своим шумом, выстрелами разбудили меня. Вышел я из берлоги, наступил на что-то ужасное, оно вонзилось мне в лапу! Сколько крови потерял! Шага ступить не мог. Спасибо сороке, она мне вытащила острый осколок от бутылки. Лапа до сих пор болит, еле хожу».

 

И тут запричитала  Лисица: «Вышла я па полянку, где люди отдыхали: кругом консервные банки валяются, а из одной так вкусно рыбой пахнет. Захотелось полакомиться. Сунула нос в банку: там и есть-то оказалось почти нечего, но нос сильно повредила, кровь шла. а сейчас нарывает, болит».

 

Тут не выдержал и Зайчишка и тоже начал свой рассказ: «Я - заяц! Расскажу, как живется мне в лесу. К зиме я побелел, шубку новую надел. Очень трудно зимой бывает. А питаюсь я корой, ягодой замерзшей. Что под снегом заяц найдет - все ему впрок пойдет. А я животом маюсь. Кто-то удобрения для полей рассыпал, а я их за соль принял, полизал и чуть не умер, а живот до сих пор болит».

 

Вслед за зайцем зафыркал Ёж: «Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую норку. Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас! Трудился, не ленился! Ой,  как мне плохо. Какой-то охотничий пес раскопал мою норку, свернулся я в клубок, чтоб защититься, он как толкнул меня лапой, что я покатился с горки вниз и попал прямо па горячие угли, которые какой-то бездельник оставил в кострище. Едва выбрался, но иголочки и ножки сильно обжег. Так больно, что плакать хочется».

 

Рассказала о своих бедах и Белка. «Стало невыносимо. Раньше грибники грибы под ногами искали, а теперь есть такие, кто на мои запасы зарится!

 

«Кто же может нам помочь?», - думали птицы и звери. И наконец, решили позвонить по телефону Доктору Айболиту.

 

Оказал Айболит им помощь, полечил их. Да призадумался: «Да! Плохи дела у зверей и птиц. Я уже не успеваю их лечить, столько среди них пострадавших стало! Разве можно допустить, чтобы животным было так опасно жить?!». Ребята! Берегите природу, не обижайте животных и птиц, всегда соблюдайте правила поведения в природе и подсказывайте другим.

 

Айболит: Давайте будем к тому стремиться,

Сорока:    Чтоб нас любили и зверь и птица.

Дятел: И доверяли повсюду нам,

Медведь: Как самым верным своим друзьям!

 Лисица: Давайте будем беречь планету –

Зайчишка: Во всей Вселенной похожей нет:

Ёж: Во всей Вселенной она одна,

Белка: Для жизни, дружбы она дана!

 

 

 7.Итог

 - О чем вы узнали на уроке?

 - Вернитесь к таблице. Скажите, какие поступки людей ведут к исчезновению животных?

 - Что вы можете сделать для сохранения животного мира?

  -Покажите какие знаки «Друзей природы» вы нарисовали дома.

8. Домашнее задание

Подготовьте сообщение о животных из черных страниц Красной книги, о тех животных, которых уже никогда нельзя встретить в природе, а лишь только на страницах книг.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

программа Школа России Обобщение ранее изученного по теме;расширение и дополнение знаний учащихся об экологической проблеме – исчезновении видов животных, о необходимости охраны животных;продолжение знакомства с Красной книгой и животными, занесенными в нее;познакомить с животными Монголии , занесенными в красную книгу; развитие речи учеников, в том числе и монологической;развитие познавательной активности, внимания, сообразительности;обучение учащихся работать в группе, воспитание у детей бережного отношения к природе, доброты, сострадания к животным.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 734 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 288
    • DOCX 1.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бойцова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бойцова Елена Владимировна
    Бойцова Елена Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 23203
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 271 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 597 человек

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 201 человек

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Мини-курс

Психология эмпатии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 112 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов