Класс: 3
Предмет: окружающий
мир.
Тема урока. Зима в
жизни животных.
Цель: познакомить
учащихся с изменениями, происходящими в окружающем мире зимой.
Задачи: 1) познакомить учащихся с жизнью
животных в зимнее время года;
2) развивать наблюдательность, умение устанавливать
причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных;
3) воспитывать бережное отношение к животным.
Тип урока: изучение
нового материала
Вид урока: урок –
проектная мастерская.
Методы работы: объяснительно
– иллюстративные,
частично – поисковые (эвристические),
словесные, наглядные, практические,
стимулирования интереса к учению (
познавательная игра).
Формы работы: общеклассная,
индивидуальная, групповая
Инновационные технологии: - развивающего обучения;
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
-
словесной продуктивной и творческой деятельности.
Оборудование: компьютер,
мультимедиа, слайды, раздаточный материал – пазлы «Животные», музыка
П.И.Чайковского «Декабрь», эпиграф.
Ход урока.
1.
Организационный
момент.
Прозвенел
уже звонок
Начинается
урок
Будем мы
вновь продолжать
Окружающий мир изучать.
На
партах у вас должны лежать
Учебник,
карандаш, тетрадь.
Вниманье,
старанье с собой надо взять,
Тогда
много нового сможешь узнать.
2.
Изучение нового
материала.
Создание эмоционального фона урока.
Звучит фрагмент музыки «Зима» из (грамзапись «Декабрь» из музыкального
альбома) «Времен года» П.И.Чайковского.
- Что вы, ребята, себе представляли, когда слушали музыку?
- Скажите, какой вы представляли себе зиму. (Холодная, снежная,
вьюжная, морозная).
- Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у неё.
- Зима – волшебница. Она преображает мир, околдовывает его, это
единственное время года, которое обладает способностью рисовать одной белой
краской, но сколькими её оттенками.
(Фотоэтюды зимней природы)
- Пожалуй, не найдешь человека, который бы не любил зиму. Её любят все.
Наверное, поэтому в народе её ласково называют зимушка-зима.
Постановка темы и цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок – проектная мастерская. Это
значит, что сегодня мы с вами станем исследователями и начнем, а на следующих
уроках продолжим создавать проект «Жизнь животных зимой».
Актуализация опорных знаний.
- Зима для животных, это холодное и голодное время. Поэтому осенью все
животные «сдают экзамены» - как они подготовились к суровой зиме.
- Расскажите, что вы знаете о подготовке животных к зиме.
- Опустел холодный лес,
Замер понемногу.
Кто в норе, а кто залез
В зимнюю берлогу.
(Показ иллюстраций – слайдов)
Не стоит новый цвет ругать –
Зимой он будет защищать.
Среди заснеженных стволов
Спасет от множества врагов..
- Какие животные встречают зиму в новых шубках?
Как хорошо, что мы линяем!
Мы этим жизнь себе спасаем.)
- Продолжаем разговор о зимней поре в жизни животных.
Работа по учебнику (с.111-113)
- Предлагаю поработать с текстом. Прочитайте его самостоятельно.
Работа по рабочей тетради.
- После чтения текста, вы должны будете заполнить таблицу в рабочей
тетради №113 с.52.
(Фронтальная проверка)
Заснули: Полиняли:
Родились зимой: Оцепенели:
барсуки зайцы
медведи жабы
медведи белки
клесты змеи
ежи лисы
налимы мухи
летучие мыши
Творческая работа.
- У каждого дикого животного есть своя зимняя квартира
- Посмотрите, какие разные зимние квартиры у диких животных.
- Расселите животных по их жилищам.
( Проверка – слайд)
(Дупло – у белки; берлога – у медведя; нора – у лисы; хатка – у бобра;
муравейник – у муравьев.)
- Кто здесь лишний? ( Муравей – насекомое)
Физминутка.
Работа в группах
- А сейчас поработаем в группах.
- У вас на столах лежат конверты. В них я положила детали - пазлы с
изображением диких животных. Постарайтесь выяснить, что это за животное и его собрать.
- Кто получился у первой группы?
- О бобре расскажет нам Данил.
Бобр.
Бобр – это очень интересный зверь. Он умеет строить на речках и ручьях плотины,
прокладывать в лесу каналы и, как лесоруб, валить толстые деревья, сооружать
хатки для жилья. Найдет осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех
сторон. Упавшее дерево старательно разделывает: отделяет ветки, перегрызает на
несколько частей ствол, а потом все это сплавляет по воде к хатке и складывает
в большие кучи. Так бобр запасает себе на зиму “продукты”. Замерзнет пруд, а он
будет сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев.
- Отгадайте загадку:
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Шелушит орехи мелко.
Ну конечно, это ... (белка)
- О белке нам расскажет Вера.
Белка.
На дереве у белки свой домик – дупло. Дупло не очень большое, но сухое. Оно
выстлано мхом, сухими листьями, мне там тепло. Обычно у белок не один домик, а
несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные
морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом
вход. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но часто ими кормятся и другие
лесные звери.
- Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосёт.
- У кого получился медведь?
- Про медведя подготовила сообщение Катя.
Медведь. Осенью у медведей забот немало. Во-первых, они линяют. Во-вторых, им надо
позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы
спокойно спать, нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале
осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими
и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием медведи
лакомятся медом диких пчел и ос. Накопили жирку – и спать можно ложиться в
берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. Живут медведи лет до пятидесяти.
- Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)
- О том, как проводит зиму заяц нам расскажет Надя.
Заяц.
Звери от врагов кто в дуплах
спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А зайцы ничего этого делать не
умеют. Врагов же у них полным-полно. И все-таки заяц живет не тужит. Выручают его
нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у него не зря “косые”
– глядит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во
все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью линяет:
вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормится заяц по ночам – так
безопаснее – веточками и корой деревьев.
- Посмотрите, какие красивые животные собрались на нашей лесной полянке.
И никто никого не боится.
- Весь этот материал мы сегодня поместим в нашу папку «Жизнь животных
зимой».
- Скажите, может ли человек облегчить жизнь диких животных зимой? Как?
(Показ слайдов)
Повторение изученного
- Я вам предлагаю
выполнить тест «Что ты знаешь о жизни животных зимой» Тест на тему: «Зима
в жизни животных».
1.
Линька – это…
А) обновление шерсти;
Б) спячка;
В) подкожный жир.
2. Линька у многих зверей заканчивается…
А) весной;
Б) к началу зимы;
В) летом.
3. Залегают в спячку
А) медведи;
Б) белки;
В) ежи.
4. У какого зверя день рождения всегда
зимой?
А) белки;
Б) зайца;
В) медведя.
5. Снеговой покров –
А) первый снег
Б) нетающий слой снега;
В) ледостав.
Самопроверка.
- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки. Вы получаете оценку
5.
- Кто допустил 1-2 ошибки. Оценка 4.
Итог урока.
- Что нового
узнали на уроке?
-
Что понравилось?
-
Молодцы, вы все хорошо работали на уроке. Но особенно мне помогали…
-
Домашнее задание. Подобрать дополнительный материал на тему: «Зима в жизни
животных»- статьи из журналов; фотографии .
- Сегодняшний урок я хотела бы закончить такими словами:
Любите
родную природу-
Озера,
леса и поля.
Ведь это
же наша с тобою
Навеки
родная земля.
На ней
мы с тобою родились
Живем мы
с тобою на ней.
Так,
будем же, люди, все вместе
Мы к ней
относиться добрей.
Дополнительный материал.
Игра «Ответь, как зимует…»
- Я вам загадаю загадки. Вы должны отгадать, что это за животное и
рассказать о том, как оно проводит зиму.
1. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось, зимой активен)
3.
Обитатель леса шустрый
Своровал листок капустный.
У него дрожат реснички:
«Нет ли где-нибудь лисички?» (Заяц, ведет активный образ жизни.)
4.
Без работы, хоть убей,
Жить не может …. . (Муравей)
5.
Под дубочком, под
листочком
Свился, скрючился клубочком. (Ёж)
Чтение по ролям
рассказа Н.Сладкова «Суд над декабрем» (с.138)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.