Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока по окружающему миру на тему: "Зима в жизни животных"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зима в жизни животных"

Скачать материал

Класс: 3

Предмет: окружающий мир.

Тема урока. Зима в жизни животных.

Цель: познакомить учащихся с изменениями, происходящими в окружающем мире зимой.

Задачи: 1) познакомить учащихся с жизнью животных в зимнее время года;

               2) развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных;

               3) воспитывать бережное отношение к животным.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок – проектная мастерская.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные,

частично – поисковые (эвристические),

словесные, наглядные, практические,

стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, групповая

Инновационные технологии: - развивающего обучения;

                                                      - личностно – ориентированного обучения;

                                                      - объяснительно – иллюстративного обучения;

                                                      - словесной продуктивной и творческой деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды, раздаточный материал – пазлы «Животные»,  музыка П.И.Чайковского «Декабрь», эпиграф.

 

 

Ход урока.

1.     Организационный момент.

           Прозвенел   уже   звонок

           Начинается урок

           Будем мы вновь  продолжать 

           Окружающий  мир  изучать.

           На  партах  у  вас   должны  лежать

           Учебник, карандаш,  тетрадь.

           Вниманье, старанье  с   собой  надо  взять,

           Тогда   много  нового   сможешь  узнать.

 

2.     Изучение нового материала.

Создание эмоционального фона урока.

 

Звучит фрагмент музыки «Зима» из (грамзапись «Декабрь» из музыкального альбома) «Времен года» П.И.Чайковского.

- Что вы, ребята, себе представляли, когда слушали музыку?

- Скажите, какой вы представляли себе зиму. (Холодная, снежная, вьюжная, морозная).

 

- Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у неё.

- Зима – волшебница. Она преображает мир, околдовывает его,  это единственное время года, которое обладает способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками.

(Фотоэтюды зимней природы)

- Пожалуй, не найдешь человека, который бы не любил зиму. Её любят все. Наверное, поэтому в народе её ласково называют зимушка-зима.

 

Постановка темы и цели урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Урок – проектная мастерская. Это значит, что сегодня мы с вами станем исследователями и начнем, а на следующих уроках продолжим создавать проект «Жизнь животных зимой».

 

Актуализация опорных знаний.

- Зима для животных, это холодное и голодное время. Поэтому осенью все животные «сдают экзамены» - как они подготовились к суровой зиме.

- Расскажите, что вы знаете о подготовке животных к зиме.

 

- Опустел холодный лес,

Замер понемногу.

Кто в норе, а кто залез

В зимнюю берлогу.

(Показ иллюстраций – слайдов)

 

Не стоит новый цвет ругать –

Зимой он будет защищать.

Среди заснеженных стволов

Спасет от множества врагов..

 

- Какие животные встречают зиму в новых шубках?

Как хорошо, что мы линяем!

Мы этим жизнь себе спасаем.)  

 

- Продолжаем разговор о зимней поре в жизни животных.

 

Работа по учебнику  (с.111-113)

- Предлагаю поработать с текстом. Прочитайте его самостоятельно.

 

Работа по рабочей тетради.

- После чтения текста, вы должны будете заполнить таблицу в рабочей тетради №113 с.52.

(Фронтальная проверка)

 

Заснули:                       Полиняли:              Родились зимой:          Оцепенели:

барсуки                       зайцы                          медведи                       жабы

медведи                      белки                            клесты                        змеи

ежи                              лисы                             налимы                       мухи

летучие мыши

 

Творческая работа.

- У каждого дикого животного есть своя зимняя квартира

- Посмотрите, какие разные зимние квартиры у диких животных.

- Расселите животных по их жилищам.

( Проверка – слайд)

 

(Дупло – у белки; берлога – у медведя; нора – у лисы; хатка – у бобра; муравейник – у муравьев.)

- Кто здесь лишний? ( Муравей – насекомое)         

 

Физминутка.

 

Работа в группах

- А сейчас поработаем в группах.

- У вас на столах лежат конверты. В них я положила детали - пазлы с изображением диких животных. Постарайтесь выяснить, что это за животное и его собрать.

 

- Кто получился у первой группы?

- О бобре расскажет нам Данил.

Бобр. Бобр – это очень интересный зверь. Он умеет строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найдет осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделывает: отделяет ветки, перегрызает на несколько частей ствол, а потом все это сплавляет по воде к хатке и складывает в большие кучи. Так бобр запасает себе на зиму “продукты”. Замерзнет пруд, а он будет сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев.

 

- Отгадайте загадку:      

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Шелушит орехи мелко.
Ну конечно, это ... (белка)

 

- О белке нам расскажет Вера.

 

Белка. На дереве у белки свой домик – дупло. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, мне там тепло. Обычно у белок не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но часто ими кормятся и другие лесные звери.

 

- Под корягой в буреломе

Спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосёт.           

 

- У кого получился медведь?

- Про медведя подготовила сообщение Катя.

Медведь. Осенью у  медведей забот немало. Во-первых, они линяют. Во-вторых, им надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием медведи лакомятся медом диких пчел и ос. Накопили жирку – и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. Живут  медведи лет до пятидесяти.

- Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для  зимы - другого цвета. (Заяц)

- О том, как проводит зиму заяц нам расскажет Надя.

Заяц.  Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А зайцы ничего этого делать не умеют. Врагов же у них полным-полно. И все-таки заяц  живет не тужит. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у него не зря “косые” – глядит  ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью  линяет: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками и корой деревьев.

 

- Посмотрите, какие красивые животные собрались на нашей лесной полянке. И никто никого не боится.

- Весь этот материал мы сегодня поместим в нашу папку «Жизнь животных зимой».

 

- Скажите, может ли человек облегчить жизнь диких животных зимой? Как?

(Показ слайдов)

 

Повторение изученного

- Я вам предлагаю выполнить тест «Что ты знаешь о жизни животных зимой» Тест на тему: «Зима в жизни животных».

1.   Линька – это…

А) обновление шерсти;

Б) спячка;

В) подкожный жир.

2. Линька у многих зверей заканчивается…

      А) весной;

      Б) к началу зимы;

      В) летом.

3. Залегают в спячку

      А) медведи;

      Б) белки;

      В) ежи.

4. У какого зверя день рождения всегда зимой?

      А) белки;

      Б) зайца;

      В) медведя.

5. Снеговой покров –

      А) первый снег

      Б) нетающий слой снега;

      В) ледостав.

Самопроверка.

- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки. Вы получаете оценку 5.

- Кто допустил 1-2 ошибки. Оценка 4.

 

 

Итог урока.

      - Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

- Молодцы, вы все хорошо работали на уроке. Но особенно мне помогали…

 

- Домашнее задание.  Подобрать дополнительный материал на тему: «Зима в жизни животных»- статьи из журналов; фотографии .

 

- Сегодняшний урок я хотела бы закончить такими словами:

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

                                        

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней.

Так, будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

 

Дополнительный материал.

 

 Игра «Ответь, как зимует…»

- Я вам загадаю загадки. Вы должны отгадать, что это за животное и рассказать о том, как оно проводит зиму.

 

1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.  (Лось, зимой активен)

 

3.     Обитатель леса шустрый

Своровал листок капустный.

У него дрожат реснички:

«Нет ли где-нибудь лисички?»      (Заяц, ведет активный образ жизни.)

 

4.     Без работы, хоть убей,

Жить не может …. .       (Муравей)

 

5.     Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком.     (Ёж)

 

Чтение по ролям рассказа Н.Сладкова «Суд над декабрем» (с.138)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зима в жизни животных""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по выставочной деятельности

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок окружающего мира по программе "Гармония". Класс: 3. Тема. Зима в жизни животных. Цель: познакомить учащихся с изменениями, происходящими в окружающем мире зимой. Вид урока: урок проектная-мастерская. Тип урока: получение новых знаний. Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические, стимулирование интереса к учению. Формы работы: общеклассная, индивидуальная, групповая Инновационные технологии: - развивающего обучения; - личностно – ориентированного обучения; - объяснительно – иллюстративного обучения; - словесной продуктивной и творческой деятельности. Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды, раздаточный материал – пазлы «Животные», музыка П.И.Чайковского «Декабрь», эпиграф.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 607 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.06.2020 683
    • DOCX 49 кбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Доскач Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Доскач Ирина Викторовна
    Доскач Ирина Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78225
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек