Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по окружающему миру на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды» (3 класс ) УМК Гармония ФГОС Тип урока: урок-исследование объекта и понятия. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Тела, вещества, частицы», «Разно

Конспект урока по окружающему миру на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды» (3 класс ) УМК Гармония ФГОС Тип урока: урок-исследование объекта и понятия. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Тела, вещества, частицы», «Разно

Скачать материал

Конспект урока окружающего мира

3 класс

«Замечательное вещество – вода. Свойства воды»

      Цели урока:

      Обучающие:

  1. формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её

использовании;

  1. формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
  2. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты,

 вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

  1. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический

подход).

      Развивающие:

  1. создать условия для личностного развития ученика;
  2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
  3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать

и делать выводы;

 

      Воспитательные:

  1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде,

хозяйственного подхода к использованию природных богатств;

  1. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах,

выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда;

чувства взаимопомощи, поддержки.

 

Ход урока

 

1.      Мотивация к учебной деятельности

          Прозвенел звонок.
          Начинается урок.
          Наши ушки – на макушке,
          Глазки широко открыты.
          Слушаем, запоминаем,
          Ни минуты не теряем.

 

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и

слышать, спрашивать и отвечать?

-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны  дополнить девиз нашего  урока   

(Слова-подсказки:  изучать,  отвечать,  извлекать, высказывать, развивать.)

Урок мы будем --------------изучать

Информацию  из  урока----извлекать

Точку  зрения------         высказывать

 На вопросы------------------ отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом--------------  развивать

 

- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний) будем узнавать новое

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания?  Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

 

2.      Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

 

- Отгадайте загадку:

В жаркий день
Самой желанной бывает.

-О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран  (Видеофрагмент «Вода»)  

-Итак, о чем будем с вами говорить на уроке? (О воде)

-А кто из вас сможет мне ответить что такое вода?

 

( Вода – вещество.)

А любое вещество имеет свои свойства.

А о свойствах воды вам известно?  Нет

А если мы не знаем о свойствах воды, то тогда о чем мы будем говорить?

(находить свойства воды)

 

   Сегодня на уроке мы узнаем о воде и какими свойствами она обладает

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

 

Уч-ль: Ребята! Для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни

человека, давайте обратимся к учебнику.

 

Для чего организму нужна вода?  Давайте найдем правильный ответ в учебники и

зачитаем его.

– вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и

выводить из него ненужные вещества.

 

Для того, чтобы познакомится со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в 

 научную лабораторию.  

Кто знает, что такое лаборатория?

(Место, в котором проводятся научные опыты.)

- А давайте заглянем в толковый словарь. (Сравнение с толковым словарем.)

 

 Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?

Составьте слово.

 

Исследователи. ( Прочитать хором)

 

- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

- ребята, а где мы проверяем лексическое значение слова?

 

- Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.

 

3.      Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

- Итак, начинаем…

- Итак, что такое вода? (жидкость). Посмотрите на экран

 

Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество.  (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

К концу урока мы должны определить с вами что это за вещество?

Объектом нашего исследования – будет жидкость в сосуде.

- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет!  

Да! – ПОЧЕМУ?)

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств,  вкус

запах.

 

- К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?»                                                                НА ДОСКЕ

- ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА  

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

 

4.      Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний 

Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.

- Как же мы будем исследовать воду?

 

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.  

 

5.      Реализация проекта.

- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.

 

- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать.

Сейчас вы с ними познакомитесь.

 

- После просмотра постарайтесь ответить:

Какое правило самое важное?

 

Внимание на экран  (Видеофрагмент «Безопасность»)  

Ответы детей

Какое правило самое важное.

-Какой вывод сделаем – ВСЕ!

 

- Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований»

(сказать как отмечать)

Работа в парах.

                              ОПЫТ №1

Опыт 1.
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
-Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт 2.
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой  бумаги. Сравните цвет жидкости

с цветом полоски.  Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
- Сделайте отметку в «Листе исследований»

                Ну что ж,

Я фокусник известный

Чудесами вас «угощу»

Чистую, светлую водицу

           В разные цвета превращу.

 

                Ты вода-водица,

Друг мой прекрасный.

                Стань вода-водица,

           Не простой, а красной

Ты вода-водица,

Друг мой студеный.

Стань вода-водица,

           Не простой – зеленой

Ты вода-водица,

Светлая как иней.

Стань вода-водица,

           Не простой, а синей

 

Уч-ль: Ребята, что же произошло?

Уч-ся: Вода изменила цвет

Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?

Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.

Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?

Уч-ся: Когда утром  завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод)

Вывод в лист исследования:

ОПЫТ №2

 

- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них

 находится?  (Понюхать).

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при

 определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (2 стакана обернуть бумагой:

 кофе  вода)

- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать.

 (Узнают кофе, сок.)

- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода

- Какой сделаем вывод?

 Отметьте это свойство в «Листе исследований».

ОПЫТ №3

 

- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу   пример ( сладкий, горький, кислый)

- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом

стакане, попробовав их.

- Вспомним правила безопасности.

- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете

их пробовать. Завязываем  глаза.

- Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)

                                                 №2 – сок (кислый)

                                                 №3 – вода (нет вкуса!!!)

- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

- Где в жизни вы с этим встречались?

 

ОПЫТ №5


Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?
Уч-ся: растворилась
Вывод: Вода – растворитель

 

ОПЫТ №6

Случайно проливаю воду.

- Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)

- И что же с ней произошло на полу? Растеклась.

Разлилась, расплескалась.

- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.

Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет

Мы доказали с вами, что вода это жидкость. Да

Отметьте это свойство в «Листе исследований».

 

                                                   ОПЫТ № 7
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится

 

- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований

- Какое вещество было объектом нашего исследования?  (Вода)

- Какими свойствами она обладает?

Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.

Свойства воды

Цвет/прозрачность

-

Запах

-

Вкус

-

Вода -- растворитель

+

Жидкая, течет

+

Форма

-

 

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него.

«Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы могли это определить? А теперь?

- Сравним свойство этой  жидкости со свойствами воды.

ПРОЗРАЧНА?

ЗАПАХ? – давайте  проверим

Жидкая ? Наливаю в стакан.

- Что осталось определить? Вкус.

- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

- Потому что обладает всеми свойствами.

- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

А сейчас внимание на экран

Внимание на экран  (Видеофрагмент «Чистая вода»)  

- Что нового  о воде узнали?

- Давайте ответим на последний пункт нашего плана – бережное отношение к воде.

- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду

 

РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы)

 - Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки.

Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по  образцу.

- Какой вывод сделаем?  (К воде нужно относитmся бережно, экономить воду,

т.к. без нее все живое погибнет.)

 

7. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего исследования.

- Мы выполнили план урока?

– Перечислите свойства воды.

- Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).

 К логической развязке

 Пришли мы без подсказки:

 Как нам необходима всем всегда

 Чистая вода.
 Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. 

- Оцените свои знания на конец урока (капельки)

Синяя  – узнал на уроке много;

Желтая  – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

   IX. Домашнее задание:

– проработать материал учебника на с.49– 52;

– подобрать пословицы о воде.

  - Спасибо за урок!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды» (3 класс ) УМК Гармония ФГОС Тип урока: урок-исследование объекта и понятия. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Тела, вещества, частицы», «Разно"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ», «Воздух и его охрана" Анализируемый урок первый в системе уроков по теме «Замечательное вещество – вода.

Цели урока:

Обучающие:

1.     формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;

2.     формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

3.     формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения,

делать выводы по результатам

4.     наблюдений, анализировать и обобщать;

5.     Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

 Развивающие:

  1. создать условия для личностного развития ученика;
  2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
  3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

 

Воспитательные:

  1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию

природных богатств;

  1. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать

 

мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 167 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 482
    • DOCX 28.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гаер Наталья Игнатьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гаер Наталья Игнатьевна
    Гаер Наталья Игнатьевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 1795
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 32 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе