Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему "Природа тундры" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Природа тундры" (3 класс)

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Тепличный Саратовского района Саратовской области»







Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе

«Природа тундры»

(развивающая система Л.В. Занкова)





подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

Яковлева Ольга Сергеевна





2014

Развивающего система Л. В. Занкова Предмет. Окружающий мир Класс. 3 класс Базовый учебник. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир», 2 часть, ИД Фёдоров, 2013, Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс Тема урока. Природа тундры Дидактическая цель. Создание условий для осмысления и освоения обучающимися новой учебной информации о том, как зависит растительный и животный мир тундры от ее природных условий. 
Тип урока.
«Открытие» нового знания. Вид урока. Урок-экспедиция Задачи по содержанию. Обучающая: познакомить учащихся с географическим положением тундры, с климатическими условиями этой природной зоны и формировать представление об особенностях животного и растительного мира тундры. Развивающая: развивать познавательную интерес учащихся, умение наблюдать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, высказывать своё мнение.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру учащихся, товарищеские отношения между детьми.
Методы обучения. Репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Формы организации познавательной деятельности учащихся. Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа Средства обучения. Для учителя:

  • мультимедийная установка;

  • презентация;

  • видеоролик «Тундра»

  • карта «Природные зоны России»;

  • рисунки и фото растительного и животного мира тундры;

  • гербарий.

Для учащихся:

  • учебник, рабочая тетрадь

  • карточки с названиями природных объектов для работы в группах

  • карточки для повторения.

  • энциклопедии “Всё обо всём”, “Я познаю мир” и др.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Самоопределение к деятельности (2мин)

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность



Я рада нашей встрече, друзья!

Мы сегодня на уроке будем с вами наблюдать, рассуждать, искать решенья и заданья выполнять.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Дети садятся за парты соблюдая правила посадки, слушают учителя.


К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать.

II. Актуализация знаний и фиксации затруднения в деятельности (5 мин)

Цель:

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия и нахождение места затруднения

- выявить место затруднения,

- выявить недостающие знания


Каждая группа получает карточки, на которых написаны названия природных объектов, относящихся к лесной (известной им) зоне, и одно название, относящихся к природе пока ещё не изученной зоны тундры.

1 группа. Лось, сосна, белка, пуночка, малина,

2 группа. Дятел, ягель, лиса, осина, ель.

3 группа. Кабан, лиственница, ёж, карликовая берёза, калина.

4 группа. Заяц, орешник, лемминг, берёза, бобры.

5 группа. Дуб, лось, клён, бурый медведь, морошка



- К какой природной зоне относятся эти объекты? Есть ли среди них «лишние» или незнакомые?



- Воспользуйтесь справочной литературой, определите, что это за объекты, где они встречаются?



- Расскажите о результатах работы. К какой природной зоне относятся эти природные объекты?

Ученики делятся на пять групп. Получают задания.



Находят «лишние» объекты.









- Эти природные объекты относятся к лесной зоне, но есть незнакомые.



1 группа. Пуночка

2 группа. Ягель

3 группа. Карликовая берёза

4 группа. Лемминг

5 группа. Морошка











Ученики работают со справочной литературой, находят информацию о незнакомых объектах.



Дети рассказывают и делают вывод.

Вывод. Пуночка, ягель карликовая берёза, лемминг, морошка относятся к природной зоне тундра.

П: формулирование познавательных задач, выбор способов их решения, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умение работать со справочной литературой, принимать участие в групповой работе

К: допускать возможность существования различных точек зрения, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

III. Постановка учебной задачи (2 мин)

Цель:

- организовать постановку цели урока

-Сегодня мы проводим необычный урок, урок – экспедицию. Весь класс продолжит работать по группам. В каждой группе (экипаже) вы выберете командира экипажа, который будет руководить вашей работой. Остальные ребята - члены экипажа. В экипаже нужно работать дружно, помогать друг другу. 

- Как вы думаете, какую природную зону будет исследовать наша экспедиция?


- Правильно, тема нашего урока «Природная зона тундра. Природа тундры».

Новая природная зона приглашает нас
И опять в экспедицию отправляется класс.

- Как вы думаете, о чем мы можем узнать в экспедиции?



















- Наша экспедиция будет исследовать тундру.















- Мы можем узнать, где находится тундра, какой там климат, какая природа.

П: формулирование познавательных задач, Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

К: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)

«Открытие» нового знания.

Цель:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом

- сформулировать новое знание в речи и знаках.


Просмотр видеофрагмента «Тундра».

Организация поиска новых знаний по учебнику по группам.

Каждой группе учитель выдаёт конверт с заданием, с помощью которого проводится исследование в соответствии с составленным планом. Результаты ученики записывают в таблицу.



Учитель консультирует по мере необходимости, ненавязчиво контролирует, подсказывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу.






1 группа. Географическое положение, климат. Источники информации: учебник с.112-113; карта природных зон России
Вопр
осы 1.Расскажите, используя карту природных зон, где проходят границы тундры.
2.
Какая зима в тундре?
3.
Какое лето в тундре?
4.С чем связаны суровые условия тундры? (близость Северного Ледовитого океана).
 
2 группа. Выявить связь между природными условиями и особенностями растений тундры. Источники информации: учебник с.114; Вопросы:
1.На сколько см оттаивает поверхность тундры за лето?
2.Почему в тундре много болот и озёр?
3. Какая почва в тундре?

4. Какие растения в основном растут на такой почве?

3 группа. Какие растения можно встретить в тундре? Расскажите о некоторых из них. Источники информации: учебник с.114-115; рисунки и фото растительного мира тундры, гербарий.

4 группа. Как животные приспособились к суровым условиям тундры. Источники информации: учебник с.113-114;

Вопросы:

1.Каков волосяной покров зверей и перья птиц?

2.Что помогает животным переносить холод?

3. Как меняется окраска?

4.Чем питаются животные тундры?

5 группа. Каких животных можно встретить в тундре? Рассказ о некоторых из них. Источники информации: учебник с.115-117; рисунки и фото животного мира тундры.

П: осуществлять поиск нужного текстового материала в учебнике, воспринимать смысл познавательного текста, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Р: оценивать правильность выполнения своих действий со словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Музыкальная физкультминутка под песню «Увезу тебя я в тундру»

V. Первичное закрепление во внешней речи (10 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи

- Расскажите о результатах работы.

При ответе детей учитель показывает слайды презентации.



Каждая группа делает короткое сообщение по записям в таблице.

Л: осознание ответственности за общее дело.

П: умение осуществлять действие по заданному плану.

К: активно участвовать в учебно-познавательной деятельности.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

Цель:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на повторение изученного материала и на новое знание.

-Выполните задание в рабочей тетради № 109 на стр.47



(Выпишите, какая растительность свойственна степям, а какая – тундре: мхи, лишайники, травянистые раннецветущие, стелющиеся, засухоустойчивые, злаковые растения, карликовые деревья)

Дети выполняют задание с последующей проверкой.



Степь: травянистые раннецветущие, засухоустойчивые, злаковые растения.

Тундра: мхи, лишайники, стелющиеся, карликовые деревья.


Р: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

VII. Включение в систему знаний и повторение (8 мин)

Цель:

- организовать выполнение учащимися заданий на повторение


1.Вставить пропущенные слова в текст:

























2. Отгадайте загадку.


Здесь березы – по колени. 
Щиплют мох стада оленьи.
 
Их пасет с семьей каюр,
 
Чум у них из дымных шкур.

1.Вставляют пропущенные слова

  • Тундра протянулась … (географическое положение)

  • Слой почвы, который не оттаивает даже летом, называется … (вечная мерзлота)

  • Зима в тундре … (суровая и длинная)

  • Лето в тундре …(холодное и короткое)

  • В тундре много различных мхов и … (лишайников)

  • Кроме того здесь растут …, …, …, … (морошка, голубика, брусника, карликовые берёзы и ивы)

  • В тундре летом много перелётных птиц …, …, …

  • А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная … (белая куропатка и полярная сова)

  • Самым главным животным тундры является северный … (олень)



2.Отгадка. Тундра

Р: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения,

П: моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов, проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению).

К: активно участвовать в учебно-познавательной деятельности.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока) ( 3 мин)

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


- Какую природную зону исследовали на уроке?

- Что нового узнали о тундре?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?

- Оцените свои достижения на уроке.

- Кто доволен своей работой, всё ли было понятно?

Д/з Прочитать стр. 112-118, выполнить задание в рабочей тетради № 108 (На примере одного животного напишите, как оно приспособилось к суровой зиме тундры. Выбирайте: песец, лемминг, полярная сова). Приготовить сообщение об одном из животных.

Ответы учащихся.

Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Л: внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к школе.


Приложение.

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 3 класс, ИД Фёдоров 3013

  2. Тарасюк О.С. Животный и растительный мир тундры. Практика образования. 2008. №1 с. 12-15

  3. Карта «Природные зоны России» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3020b656-38f3-486c-8491-2c3c6eb4d981/%5BBIO11_03-35%5D_%5BIM_04%5D.swf

  4. Гербарий

  5. Рисунки и фото растительного и животного мира тундры

  1. Базовый учебник. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир», 2 часть, ИД Фёдоров, 2013,

  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., ИД Фёдоров 3013

  3. Энциклопедии “Всё обо всём”, “Я познаю мир” и др.








Конспект урока по окружающему миру на тему "Природа тундры" (3 класс)
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс, по теме «Природа тундры». Развивающая система Л. В. Занкова. Базовый учебник. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир», 2 часть, ИД Фёдоров,  2013,  рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., ИД Фёдоров 3013.  

  Дидактическая цель: создание условийдля осмысления  и освоения обучающимися новой учебной информации о том, как зависит растительный и животный мир тундры от ее природных условий. Тип урока: «открытие» нового знания, в основе - технология деятельностного метода.Вид урока: урок-экспедиция.

 

Урок соответствует ФГОС НОО. В технологической карте указаны этапы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся и формирование УУД.                                                                                                                                                                                  



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Яковлева Ольга Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2577
Номер материала 37870
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓