Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему " Про воду" (2 класс).

Конспект урока по окружающему миру на тему " Про воду" (2 класс).

Урок окружающего мира во 2 классе.


Тема: Про воду.

Цели урока:

познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами, значением в жизни человека и необходимостью в её охране.


Задачи с учетом ФГОС:


  • Обучающие:на основе предметных знаний и жизненного опыта детей обобщить знания учащихся о том, какими свойствами обладает вода.

  • Развивающие: создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование), коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы); развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

  • Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;  воспитание усидчивости, аккуратности, любознательностьи.


Оборудование:



компьютер, проектор, экран, учебник “Окружающий мир” 2 кл

А. А. Плешаков, “Тесты к учебнику для 2 класса”Е.М. Тихомирова; презентация “Про воду…”, запись на аудиокассете: «Шум дождя» В. А. Моцарта.


План урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Проверка д.з.

-Свойства воздуха.

- Состав воздуха.

-Охрана воздуха.

4. Мотивация учебной деятельности.

5. Сообщение темы урока.

6.Работа по теме урока.

-Чтение стихотворения

-Знакомство с понятием «Исследователь

-Опыты с формулирование выводов.

-Распространеие воды в природе.

7. Физкультминутка.

8 Продолжение по теме урока.

- Использование воды.

-Сценка.

-Охрана воды.

9. Рефлексия учебной деятельности.

10. Домашнее задание.


Оформление доски.



14 октября.

Про воду.

Вода- это жизнь, здоровье и помощник человека.
















экран


Ход урока:


этапа

Название слайда

Содержание урока

Время

(в мин.)

1

Титульный лист

1.Организационный момент.

Вы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).



2

1



Планета Земля






























2. Актуализация знаний.

У. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?  (Про воздух.) 

У. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.

Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров.

Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации.

Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.


3

2

Свойства воздуха.





3

Состав воздуха






3. Проверка д.з.

Ребята. Давайте вспомним опыты, которые мы делали на прошлом уроке. Какие свойства воздуха они помогают нам раскрыть.

( Прозрачный, без цвета, без запаха, упругий, легче воды)



Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? Д. . Кислород. ( диаграмма на доске) У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ)















4

Охрана воздуха












-Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?

-Чтоб здоровье было в норме

Надо воздух освежать.

И проветривать почаще,

Пыль почаще протирать.

-Как мы можем помочь природе, чтобы воздух стал чище? (Сажать растения, деревья и кустарники.)

-Какие меры нужно предпринять на больших заводах и фабриках, которые через огромные трубы выбрасывают клубы дыма? ( Устанавливать фильтры).

Тест « Про воздух»


4


5

Вода

Мотивация к учебной деятельности.

-А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечемА название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе.   Это – вода. 

- Как ты разгадал ребус? ( В О нарисовано ДА – получается вода.) 

-.У кого из вас другой ответ?


5

6











7

Моцарт. Музыка.

Сообщение темы и целей урока.

-А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпер “(Вода,) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. ---Сегодня мы будем говорить про воду.





А австрийский музыкант, композитор Вольфганг Амадеус Моцарт про воду сказал совершенно по- другому, на языке музыки.

-Закройте глаза, представьте себе лето, идёт дождь.

-какой музыкальный инструмент уловили. Какое настроении передает музыкант?



 


Работа с учебником.

Прочитайте в учебнике, какие слова использует авто учебнике при описании воды на стр.54. ( Чтение сильного ученика).


На доске запись

Вода-это

(На доске карточка со словами Вода – это) А что вы о ней знаете? Д. Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять.

 У. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.



6






























Работа по теме урока.

А).Чтение стихотворения (Ксения Катя, Оля)

Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)

Вы слыхали о воде? 
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
и в водопроводном кране. 
Как сосулька, замерзает,
в лес туманом заползает. 
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. 
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. 
Без неё вам не умыться,
ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить: 
без воды нам не прожить!

У. Что нового вы узнали о воде из стихотворения?




8 Исследователь

Б) Знакомство с понятием исследователь.

-Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

(Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.)

- Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?

( Вода.)

-Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.




План работы нашего исследования 

(на доске).



























































9

Свойства воды.

Оформление выводов в тетради.









10

Распространение воды в природе.



11

Состояние воды

















































12

Круговорот воды

  1. Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.

  2. Наблюдение за распространением воды в природе.

  3. Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.

  4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

Практическая работа с оформлением таблицы.

Опыт №1

У. Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане? Д. Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (дети демонстрирует. )

У. Почему? Д. Она текуча.

У. Какой сделаем вывод? Д. Вода-жидкость текучая.

-Попробуйте на вкус. Добавьте сахар. Попробуйте. ( Св-во- без вкуса, растворитель)

- Добавьте кукурузную крупу. ( Не растворяется)

- Добавьте камешки. ( Тонут, значит, тяжелее воды)

- Возьмите чистый стакан. Определите цвет воды. Закрасьте воду. ( Прозрачная . Нет цвета)

- А теперь сделайте наобарот. Пропустите через фильтр. ( Вода фильтруется, очищается)

Опыт №2

 Всегда ли она жидкая?

Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?

(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. )

 Какой сделаем вывод?

Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.

Опыт №3

- Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?' Д. Она испарилась.(Или кипятить воду в чайнике, перед этим измерив количество воды) и

- Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар.

-Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какими свойствами обладает вода? (Без цвета, без запаха, без вкуса, течёт, растворяет некоторые предметы,)

Какие превращения имеет вода?

Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Слайд №5 (Первый пункт плана стирается с доски).



У. Давайте перейдем ко второму вопросу.

2. Распространение воды в природе

У. Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите.

Д. Океан, лужа, ручей, родник, дождь.

У. Вода в природе в твердом состоянии – это…(

У. Вода в природе в газообразном состоянии – это…

Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

  • Заря-зареница
    По миру ходила,
    Слезу уронила. 
    Месяц видел,
    Солнце скрыло. (Роса)

  • Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь. )

  • Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег. )

  • Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

  • Похож я с виду на горох,
    Где я пройду – переполох. (Град. )

  • И не снег, и не лед,

  • А серебром деревья уберет. (Иней)

  • Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было,
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман)

  • Белая простыня
    По небу плыла. (Облако)

(Второй пункт плана стирается с доски)

-Почему вода не заканчивается?




































































































13

Планета Земля











14

Соотношение пресной и солёной воды.

Давайте перейдем к третьему вопросу.

3. Значение воды для растений, животных и человека.

Слайд№6

- Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? (Голубой.)

- А почему? (Это вода. )

-Действительно, голубой цвет – это вода. . Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.






Работа с учебником. Стр. 52.












 Где мы используем воду?

- С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

(На доске карточка со словами Вода – это )

- Значит, вода – это…( Вода – это жизнь.)

(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)

- Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.

(Учитель устанавливает карточку “здоровье”)

Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)

У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

(Третий пункт плана стирается с доски)



7


Физминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись. 
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль. 
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.



8







































































































15

Использование №16

Охрана воды.

Продолжение работы по теме урока.

У. Перейдем к четвертому вопросу.

4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. 

- Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей) У. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма! 

(Лера и Арина)

Рыбак:

Из страны заморской, дальней 
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
На Тишанку поспешил
Леску в воду опустил

Друзья: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друзья:

Какую?

Может, рыбку золотую?

Рыбак:

Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь:

речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь:

Грязь всю в речку к нам сливают 
От нее все погибает 
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда, браток, какая!

Рыбак:

Что же делать? Как нам быть?
Соберу-ка, я друзей
И решим вопрос скорей.

У. Грустная сказка! Но и быль не радостней. 
Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. 
Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. 
Рассмотритеслайды. Объясните, отчего загрязняется вода?

- Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

- Как еще человек загрязняет воду? Д. Бросает мусор, моет машины.

- Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, в нашей реке Уча? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)

Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других. 
По возможности очищать берега близлежащих рек, озер. 
Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. 
Не уничтожать растения и обитателей водоемов. 
Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)

У. Надеюсь, вы так и будете поступать.

(Четвертый пункт плана стирается с доски)

Подведем итог. Вывод в учебнике ученики читают самостоятельно. (стр. 55)





Рефлексия учебной деятельности

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки.

Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!

Природу не уродуй,
Природу не обидь
Родился человеком
Так надо им и быть!

Слайд №8

У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?





VIII. Домашнее задание

Придумать табличку с призывом о бережном отношении к воде.




Итого:





Приложение.

Вода.

( Оформляется детьми после проведения опытов с комментированием)

Свойства воды:

  1. Нет в…

  2. Нет ц…

  3. Нет з…



  1. Растворитель (сахар, соль…)Применяется это свойство в приготовлении еды.



  1. При охлаждении в объёме у…



и превращается в л…



При нагревании превращается в п…






  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по окружающему миру на тему " Про воду" (2 класс, УМК "Школа России") содержит цели, задачи с учётом ФГОС и план урока, перечень оборудования и литературу. Оформлен в виде таблицы со столбцами : этапы урока, номер и название слайда, содержание, время. В приложении содержится индивидуальная дидактическая карточка, которую нужно оформить после каждого проделанного ребёнком опыта.

Форма работы: урок с элементами интеграции( литературное чтение, музыка, физика.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приёмы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальна подготовка учащихся дополнительного материала, практикум.

 

 

 

Скачать материал
Автор Сюмайкина Надежда Анатольевна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 13755
Номер материала 1631
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации
«Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»