Предмет:
Окружающий мир
Класс: 1Б
Тема
урока: Как мы
общаемся с миром.
Цель урока: Познакомить с органами чувств и признаками, отличающих человека
от других живых существ (речь, память, мышление)
Планируемые
результаты: учащиеся научатся называть органы чувств, а
также признаки, отличающие человека от других живых существ (речь, память,
мышление), характеризовать предложенные картины русских художников, отвечать
на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Формы
и методы обучения:
Методы:
объяснительно-иллюстративные. Формы: индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.
Информационно-методическое
обеспечение
А.А.Плешаков
Окружающий мир: рабочая тетрадь для 1 класса. Ч.1,
16-17с.
А.А.
Плешаков Окружающий мир Учебник 1 класс 18-21с.
Презентация
Ход урока.
I.Организационный
момент.
Здравствуйте
ребята! Я рады вас видеть. Садитесь Ребята в начале нашего урока подарите
улыбку друг-другу, а я подарю вам свою. Хорошо!
II.
Этап мотивации, актуализация знаний.
- Ребята, вот и наступила осень. Так хочется
тепла, солнышка. А вы хотите на несколько минут вернуться в лето? Это не так
сложно. Просто нужно представить. Давайте закроем глаза и начнем считать 1,2,3.
Представьте, что вы очутились в лесу. Остановились и увидели… Откройте глазки.
Посмотрите ах, какая ягодка! Расскажите, какая она? (Ягода красная, сладкая,
ароматная) Слайд 1(рисунок ягоды)
- Молодцы. Пошли дальше. Глаза закрываем. Идем,
идем и видим дерево. Слайд 2 (дерево) Прикоснитесь к нему. Расскажите,
какое дерево? Ствол дерева какой? (Ствол дерева шершавый)
- Снова глазки закрыли. А вот мы уже на берегу
речки. Мы увидели камни. Слайд 3 (речка) Расскажите, какие они?
(Камень круглый, мокрый)
- Итак, что вы узнали о ягоде, о дереве, о
камнях?
(Ответы детей)
Ягода красная, сладкая, ароматная.
Ствол дерева шершавый.
Камень круглый, мокрый.
III.
Постановка проблемы.
-Что
помогло вам дать такие ответы? При помощи каких чувств мы общаемся с миром?
(Глаза,
нос, рот, руки)
(Учитель
вывешивает карточки со словами на доску: ЗРЕНИЕ, СЛУХ, ОСЯЗАНИЕ, ВКУС,
ОБОНЯНИЕ)
-Прочитайте
слова, что их объединяет? Как эти слова можно связать с окружающим нас миром?
(С помощью зрения мы видим, с помощью слуха мы слышим разные звуки, на вкус мы
можем всё попробовать, обоняние позволет нам все понюхать, с помощью осязания
мы можем определить, какой предмет- тёплый, мокрый, скользкий и т.д.)
-Как
бы вы сформулировали тему урока? (Высказывания детей)
-Прочитайте
тему урока, проверьте свои предположения. Слайд 4(Как мы общаемся с миром) и
сформулируйте, чем мы сегодня будем заниматься?
IV.
Изучение нового материала.
1.
-Я хочу вас познакомить с одним интересным
человечком. Слайд 5(человечек )
Что
вы заметили? (нет лица., глаз, рта, ушей) Он считает, что они ему не нужны. Как
вы думаете, он прав? (нет) Что
мы с вами будем доказывать человечку?
Я загадаю вам загадку.
Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной.
Глаза.
-А это что такое ребята? (Радуга) Слайд
6(Радуга) А что вам помогала узнать радугу?(Цветы)
-А вы ребята, когда- нибудь увидели
настоящую радугу? Ответы) Слайд 7 (Картина)
Какая бывает радуга? (Ответы )
Мы чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги.
Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги.
-Давайте ребята, сделаем вывод, благодаря зрению
что мы смогли определить? (Определили цвет, форму, увидели красоту)
Дайте определение, что такое глаз?
Глаз – это орган зрения. . Слайд 8 (рисунок Глаза)
Давайте нарисуем нашему человечку
глаза и объясним ему, для чего они нужны ему.( Сл.8)
Физкультминутка
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те вороты высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три-
Как ворота эти звать?
Целых семь, ты
посмотри! Можешь их
нарисовать?
2.
А теперь играем игру «Определи на слух»
Один
ученик, с завязанными глазами определяет по голосу того ученика, который
назовёт его имя?
.Работа
с учебниками.
-Давайте
откроем учебники, страница 1и 8(18). Прочтем задание. Что нам нужно сделать?
(составить рассказ о том, сто видят, слышат, чувствуют герои картин)
-
Посмотрите на первую картину. Картина Аркадия Александровича Пластова «Родник»
Что делает девочка? Что она видит? Что слышит?
(На
картинке А.А. Пластова «Родник» девочка набирая воду, видит, полное ведро или
ещё нет, слышит шум воды, чувсвует её прохладу.)
-
А что вы можете сказать о второй картине? Картина Николая Петровича Богданова -
Бельского «Праздник на крылечке»
(На
картинке Н.П. Богданова-Бельского «Праздник на крылочке» девочки слушают
мальчика, который играет на балайке, .Дети смотрят друг на друга и улыбаются,
им весело. В воздухе чувствуется морозная свежесть)
-Ребята,
какие звуки окружающей нас природы мы можем услышать?
Дайте определение, что такое уши? (Уши –орган
слуха) Слайд 9-(Уши)
Давайте нарисуем нашему человечку
глаза и объясним ему, для чего они нужны ему.( Сл.9)
3. -А теперь закрытыми глазами определяем, что это?
(Выходят из каждого ряда 1 ученик или 1ученица)
Лук
Чеснок
Какой орган помог ребятам? (НОС)
Дайте научное определение носу? Слайд 10-(нос)
НОС - это орган обоняния.
Расскажите человечку, для чего
нужен нос? (Запахи,еда, неприятные запахи, запах гари, дышать)
Давайте нарисуем нашему человечку
нос. ( Сл.10)
4.
Отгадайте
загадку
Всегда во рту, а не проглотишь?
(ЯЗЫК) Слайд11-(Загадка)
Один ученик угадывает съеденный
продукт.(На тарелочке кусочки продуктов: яблоко,лимон, печенье, конфетка)
Посмотрите на слайд и
расскажите человечку, для чего нужен язык?
Давайте нарисуем нашемему человечку
рот и язычок. (Сл.11)
5.
Стаканчики
тёплой и холодной водой. На одному ученику предлагается определить в каком
стакане холодная вода, а в каком стакане тёплая вода?
(В
сумке мяч, апельсин, помидор, клубок.)
Что же помогло тебе определить? Кожа ( Слайд12)
Кожа – это орган осязания.
Определите , о чём нам расскажет наша кожа?
Горячий - холодный, пушистый -колючий.
Давайте сделаем вывод, как человек воспринимает
окружающий мир? (Слайд 13)
(Человек видит происходящие вокруг, слышит звуки,
чувствует вкус, воспринимает запахи, ощущает через кожу различные предметы.)
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все ниже, ниже.
Деревцо все выше,выше.
V. Этап первичного
закрепления.
1.Работа по учебнику.
- Третья картина Прянишникова
Иллариона Михайловича «Дети на рыбалке»
Расскажите чем заняты дети? Что они
слышат, видят?( На картине И.М. Прянишникова «Дети на рыбалке» ребята
рассматривают пойманную рыбу. Они ощущают прохладу летней реки, так как ходят
босиком по воде. Девочки на берегу слышат разговор ребят)
2. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
-
А теперь ооткройте
страницу 16 рабочей тетради и определите, какие органы помогут Ване
познакомиться с природой?
Я буду называть предмет, а вы его
покажите.
Нос Глаз Язык Уши Кожа.
Молодцы, как хорошо вы справились.
Выполняем задание №3. Что помогает
нам лучше видеть. А что лучше слышать?
(Слайд 14)
(Лучше видеть
помогают микроскоп, бинокль, телескоп, очки;
Лучше слышать
помогают микрофон, наушники.)
3.Работа по
учебнику
. - Рассмотрите
картинки на с.19. Для каждого подберите ключевое слово со с.18.
( Картинка вверху слева-слух, так
как мальчик и девочка слушают пение соловья,
картинка вверху справа – вкус, так
как дети едят мороженое и арбуз, картинка в центре –осязание, так как
девочка гладит собаку, а мальчик сжимает камешки, картинка внизу слева-обоняние,
так как девочка чувсвует аромат цветов,
- Подумайте, а как еще мы можем общаться с
миром?
- Посмотрите в учебнике на странице 20
картину Александра Ивановича Лактионова «Летом» Что делают девочки?
- Способны ли животные, так же как и
человек общаться с миром? (нет, так как у них не развито речь, память,
мышление)
- Вспомните когда вы последний раз
выходили на природу? Вспомните, что вы чувствовали? Счастье? Радость?
Огорчение? Вы вдохновлялись, смотря на эту красоту? Так же наш окружающий мир
своей неповторимостью, своей красотой вдохновляла поэтов, художников,
писателей, музыкантов. Откройте учебник, страница21. Эта картина двух
художников Репина Ильи Ефимовича и Ивана Константиновича Айвазовского. Картина
называется «прощание Пушкина с морем»
Какие чувства она у вас вызывает?
Представьте, что вы находитесь том, оживите картину, что вы видите чувствуете и
т.д.
VI.
Рефлексия.
-Назовите тему урока?
-Ответьте на вопрос «Как мы общаемся с
окружающим миром?
-Какое задание вам понравилось вам больше
всего?
--Что вызвало затруднение?
- Оцените свои достижения на уроке. (Слайд15)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.