Экологическая
безопасность. 3класс.
Цели:
Познакомить
детей с терминами “Экологическая безопасность”, “Цепь загрязнения”, “Бытовой
фильтр”, доказать детям, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье;
Научить
выполнять правила личной экологической безопасности; развивать речь, мышление, формировать
коммуникативные навыки обучающихся, обогащать словарный запас; способствовать
бережному отношению к окружающей природе; повышать уровень экологической
культуры учащихся.
Оборудование:ТСО
– компьютер (презентация), видеофрагменты, карточки для индивидуальной работы,
тест для школьников (презентация)
1.Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте,
ребята! Поздороваемся с нашими гостями…Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши
глаза и самое главное, несмотря на мороз, – ваше желание учиться. Сегодня на
уроке мне понадобится ваше внимание, ваша работа, помощь.
Слайд1.
«Прежде природа угрожала человеку, а сейчас
человек угрожает природе»
Ж.-И.Кусто
- Как вы понимаете это высказывание?
2.Актуализация
знаний.
Возьмите
друг друга за руки, будто здороваетесь при встрече. Что вы почувствовали?
(Тепло, радость от встречи). А если это руки мамы, близкого человека, то ещё
лучше. Мы чувствуем, что о нас заботятся, любят. Нигде нам так не бывает
хорошо,
как дома.
Слайд
2. Картинка «домик»
Планету
Земля, на которой мы живём тоже можно назвать нашим общим домом.
Слайд3
картинка планеты Земля.
-
Тема нашего урока Экология, а точнее экологическая безопасность. (Слайд). Какие
слова для вас новые, непонятные?
Слайд домик.
Не
просто так появился домик. Он нам поможет расшифровать, что такое экология. А
может кто-то знает что это такое?
Экос
– это дом, логос – учение.
Работа
в группах: значение слова экология (биология, зоология).
Экологическая
безопасность.
Учение
об общем доме. Слайд расшифровка.
-
Нашей Земле в 21 веке угрожает опасность. И все учёные прикладывают массу
усилий, чтобы сохранить нашу Землю цветущей и обезопасить её от угроз.
-
О каких угрозах пойдёт речь и как идёт процесс загрязнения
Работа
в группе. Методичка стр.244.
Задание:
нарисуйте схему загрязнения атмосферы.
-
Что получилось? (Цепь загрязнения). Слайд верный.
Приготовьтесь
работать
индивидуально те, кто сидит по двое, а кто-то поработает
индивидуально. Вспомните правила работы в парах. Составьте самостоятельно цепь
загрязнения, используя картинки. (Проверка –презентация).Слайд
ПОЧВА
- Проверьте свой результат. Кто допустил
ошибку? Почему? Над чем ещё надо поработать?
Воскресенье в лесу.
За неделю только и было разговоров в
классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница.
Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже
транзистор.
Веселой
музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая
дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это
урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А
грибы которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро
наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед
уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли
костра подмигивали нам на прощание.
В
кустах мы нашли гнездо какой -то птицы. Подержали теплые яички и положили их
обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила
его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции.
Через час подошел поезд. Весело прошел день.
-Перечислите ошибки, которые совершили
школьники во время прогулки.
Работа в парах.
(-Нельзя ходить в поход без взрослых.
-В лесу нельзя включать громкую музыку- она
распугивает птиц и зверей.
-Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не
следует, т.к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
-Для костра собирается сушняк, а не ломаются
ветки. В жаркую погоду разводить костры запрещается.
-Полиэтилен, банки очень долго разлагается в
природе, их нельзя выбрасывать в лесу.
-Костер после прогорания следует забросать
землей или залить водой.
-Трогать яйца птиц не следует – птица может не
сесть на яйца.
-Нельзя брать в город здоровых детенышей
зверей и птиц.
-Луговые и лесные цветы рвать не следует –
жизнь оборванных цветов недолговечна).
Закрепление знаний учащихся сопровождается
презентацией «Как прекрасна наша природа».
5.Физкультминутка.
Мальчики ветер (дуют) – девочки березки
(качаются)
Девочки ветер (дуют) – мальчики дубы
(качаются)
6. Экологические задачи.
Задача 1.
На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг
чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?
Составим краткую запись:
3 чел.- 51 кг
5 чел.-?
Решение: 1)
51:3=17 (кг) – на одного человека.
2)17х5=85
(кг) – на 5 человек.
Составим обратные задачи:
1.На 5 человек требуется 85 кг чистого
воздуха. Сколько кг чистого воздуха потребуется для 3 человек?
5 чел.- 85 кг
3 чел.-?
85:5х3=51(кг)
2.На семью из 3 человек в сутки требуется 51
кг чистого воздуха. На сколько человек хватит 85 кг чистого воздуха?
3 чел.-51 кг
?- 85 кг
85:(51:3)=5 (чел.)
- Сравните задачи. Что особенного вы заметили?
Задача 2. Решение
экологической задачи в парах (взаимопроверка)
Вяз выделяет в год 14 кг кислорода, клен в 2
раза меньше. Сколько всего кг кислорода выделяют в год дуб и клен вместе?
7. Выполни действия. Отгадай слово.
Расположи числа в порядке возрастания, и ты
прочитаешь слово:
Л
|
94:2+60:12
|
Г
|
54:6+9х8
|
К
|
7х9-8х4
|
О
|
14х3+0
|
Э
|
6х8:4
|
О
|
35х2-40 х:2
|
- Какое слово у вас
получилось? (Получилось слово ЭКОЛОГ).
- Кто он такой? (Человек, не допускающий
загрязнения окружающей среды.)
III. Проверка знаний
8.Проверь себя.
А сейчас мы проведем небольшой тест по
вопросам.
1.Что такое цепь загрязнения?
а) загрязняющие вещества попадают в реку;
п) загрязняющие вещества попадают в
организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
2.Какими путями в организм человека попадают
вредные вещества из окружающей среды?
в) через воздух, воду, почву;
р) через воздух, воду и продукты питания.
3.Что такое экологическая безопасность?
а) как растения и животные, люди, живут
вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
о) экологическая безопасность- это защита
от вредного действия загрязненной окружающей среды.
4. Как можно себя защитить от загрязненного
воздуха?
к) отойди в сторону;
г) не задерживайся в тех местах, где
грязный воздух.
5.Как защититься от загрязненной воды?
м) не пей грязную воду;
н) научись пользоваться бытовым фильтром.
6. Какие правила личной экологической
безопасности связаны с продуктами питания?
о) мой овощи и фрукты;
а) пользуйся экологически
чистыми продуктами.
7.Цепь загрязнения.
с) вытоптанные тропинки;
з) сжигание листвы – гибель насекомых, дым
(ядовит).
-Какое слово получилось? (Если вы правильно
ответили на вопросы теста)
ПРОГНОЗ
IV. Рефлексия (работа в парах, используя
алгоритм – карточки)
1. Какая цель была поставлена в начале урока?
2.Что было понятно?
3.Что непонятно?
4.Что мешало, отвлекало?
V. Итог урока
Важно знать, предвидеть, что может случиться.
А потому надо беречь природу, относиться к ней бережно.
VI. Домашнее задание
Подготовить рассказ на тему «Экологические
прогнозы»
Текст к уроку
1.Что такое цепь загрязнения?
а) загрязняющие вещества попадают в реку;
п) загрязняющие вещества попадают в организм
растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.
2.Какими путями в организм человека попадают
вредные вещества из окружающей среды?
в) через воздух, воду, почву;
р) через воздух, воду и продукты питания.
3.Что такое экологическая безопасность?
а) как растения и животные, люди, живут
вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;
о) экологическая безопасность- это защита от
вредного действия загрязненной окружающей среды.
4. Как можно себя защитить от загрязненного
воздуха?
к) отойди в сторону;
г) не задерживайся в тех местах, где грязный
воздух.
5.Как защититься от загрязненной воды?
м) не пей грязную воду;
н) научись пользоваться бытовым фильтром.
6. Какие правила личной экологической
безопасности связаны с продуктами питания?
о) мой овощи и фрукты;
а) пользуйся экологически
чистыми продуктами.
7.Цепь загрязнения.
с) вытоптанные тропинки;
з) сжигание листвы – гибель насекомых, дым
(ядовит).
Раздаточный материал
-Нельзя ходить в поход без взрослых.
-В лесу нельзя включать громкую музыку- она
распугивает птиц и зверей.
-Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не
следует, т.к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
-Для костра собирается сушняк, а не ломаются
ветки. В жаркую погоду разводить костры запрещается.
-Полиэтилен, банки очень долго разлагается в
природе, их нельзя выбрасывать в лесу.
-Костер после прогорания следует забросать
землей или залить водой.
-Трогать яйца птиц не следует – птица может не
сесть на яйца.
-Нельзя брать в город здоровых детенышей
зверей и птиц.
-Луговые и лесные цветы рвать не следует –
жизнь оборванных цветов недолговечна).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.