Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по обучению грамоте по теме "Гласные буквы Я,я. Буква я- показатель мягкости согласных"(1 класс)

Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласные буквы Я,я. Буква я- показатель мягкости согласных"(1 класс)

Скачать материал

Открытый  урок

по обучению грамоте

в 1-А классе

МКОУ СОШ №21 им. И.С.Давыдова

 с.Обильного

(программа «Школа России»)

Тема: « Гласные буквы Я,я.

Буква Я-показатель

мягкости согласных»

 

 

Учитель: Л.В.Логвинова

 

     урок по обучению грамоте  в  1-А классе

Тема

Гласные буквы Я, я. Буква Я- показатель  мягкости  согласных.

Педагогическая цель

Создать условия для закрепления знаний учащихся о букве я, развития связной речи

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Определяют значение  новых  слов. Работают со скороговоркой и поговорками

Личностные результаты

Формируют границы собственного знания и незнания

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в тексте; логические – осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: умеют контролировать действия партнера

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Предложение, рассказ, скороговорка, поговорки

Образовательные ресурсы

«Лента букв», электронное  приложение к учебнику « Азбука»  В.Г.Горецкого, презентация к уроку

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный.

Артикуляционная гимнастика

– Выполните упражнения: «Пароход», «Иголка»

Выполняют упражнения под руководством учителя

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

 

                                                                                                                 Учитель:

— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

    (с буквой «я»)

— Посмотрите на доску  (на слайд):

— Сегодня у нас в гостях буква  Я. Она приплыла к нам на

    кораблике. Буква Я — настоящая морячка, Она подготовила

   для вас интересные задания.

 

Слушают учителя

о предстоящей работе

Безымянный.bmpПринимают учебную задачу, сформулированную учителем

Фронтальный. Устные ответы

IV. Закрепление знаний и способов действий.

 

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

 На слайде:

    оликбя                                                                                                  Слайд 2

    ляноби

    яоз

    аря

 — Составьте слова из каждой группы букв.

    яблоки

яблони

Зоя

Рая

— Что можно сказать о словах яблоки и яблони?

    (слово яблони – название фруктового дерева, слово яблоки  

    обозначает  название плодов этого дерева)

Что общего у этих двух слов? (они начинаются с буквы «я»)

— Сколько букв в этих словах? (по 6 букв)

Сколько звуков в этих словах?

    (яблоки – 7 звуков,  яблони – 7 звуков)

— Почему количество букв и звуков не совпадает?

    (т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [йa])

— Что общего у слов Зоя и Рая?

1)   это женские имена;

2)   буква стоит после гласной и обозначает два звука [йa];

3)   в этих словах по три буквы и 4 звука.

 

Учитель:

 

Всем на свете буква  Я

Доложить готова:

   —А вы знаете, кто я?

   Я не только буква Я –

   Буква, слог и слово! (А. Шибаев)

 

— В каких из этих слов буква «я» образует слог? (Зо-я, Ра-я)            Слайд 3

слайд3.bmp
 


Отгадайте имя девочки по первым звукам каждого слова:             Слайд  3

 

     ябеда,  напёрсток,  аквариум — Яна

— Что можно сказать о букве «я» в этом слове?

    (Буква «я» стоит в начале слова, имеет два звука,

     образует слог).

 

 

Читают.

Отвечают на вопросы

Выявляют способ чтения буквы я в начале слов и после гласных
в середине и на конце слов. Объясняют, что буква я обозначает слияние двух звуков

Фронтальный. Чтение, устные

ответы

 

 

 

 

 

 

 

слайд2.bmp 

 

 

 

 

 

 

 


Составление слов ,чтение слов, ,

определение значения слов

                                                                                                                                                                         Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

VФизкультминутка

Коллективная. Практический. Гимнастика для рук

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,солим

Мы капусту жмем

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Активно участвуют
в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V1Изучение нового материала

 

1. Работа  в парах

 

Работа в парах

Словесный, проблемный Чтение

 Работа в парах:

—Придумайте ещё имена с буквой «я», чтобы они

     начинались со слога я.

  (Я-ша,  Я-ков, Я-ро-слав, Я – ро – сла – ва)

 

  Проверка: заслушиваются ответы двух- трёх пар.

 

Читают слова , делят их на слоги

Определяют, что буква я образует слог

Работа в парах. Чтение, устные ответы

2. Игра : «Слоговой аукцион»

Групповая. Словесный.

 Слоговой аукцион.   Работа в группах (3 группы).                           Слайд  4                                                            

     — Найдите слова в слове. Кто больше найдёт таких слов?

слайд4.bmp 


     ярмарка (яр, марка, мак, як, рама, арка, ар)

     ябеда      (я, беда, еда, да, яд)

     ягода      (я, год, да, Яга, яд, ода)

 

Проверка: один из учеников группы называет получившиеся

                  слова. Выигрывает группа, назвавшая большее

                  количество слов.

   

    ( * Яр - крутой, обрывистый берег реки, обрыв).

Учитель:

— Какое слово обозначает ежегодный  регулярный большой торг, распродажу товаров обычно с увеселениями и развлечениями, проводимый в одном месте

и в одно время? (ярмарка)

У нас на Руси первые ярмарки появились примерно 500 лет назад! (16 век)

Учитель:

— Что общего у этих трёх слов? (Буква «я» стоит в начале слова,

     имеет два звука a]).

 

Читают, распределяют слоги Устраивают конкурс.

Правильно составляют новые слова

Различают звуки в словах. Наблюдают за произнесением звуков в  словах

Групповой.

Составление и чтение слов

3  Наблюдение за местонахождением буквы «я» в разных  словах

Фронтальная. Словесный, практический, наблюдение. Чтение, беседа

                                           Слайд 5

Учитель:

— Прочитайте слова:

аллея

поляна

деревья

земляника

1.Наблюдение.

  — Посмотрите на местонахождение буквы «я» в данных словах.

  — В каких словах «я» имеет два звука? Почему?

      (аллея – «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [йa];

       деревья –«я » стоит после буквы «ь» и имеет два звука [йa]).

  — В каких словах буква «я» находится после согласной?

      (поляна, земляника)

  — Назовите слоги с буквой «я»: поляна – ля

                                                    земляника – ля.

 — Что такое «поляна»? (Это небольшой ровный участок в лесу, без деревьев).

  —Как называется поляна, на которой растёт много земляники?

     (земляничная поляна)

 — Верно. И мы сейчас окажемся вместе с буквой Я на такой поляне.

                                                                                                                      

     Эта поляна не простая –  волшебная – поможет

     запомнить новый материал.

 

Анализируют слова

слайд5.bmpВыполняют задание по аналогии, наблюдают за местонахождением буквы «Я», определяют , где буква обозначает два звука, а где стоит после согласной и обозначает её мягкость.

Фронтальный. Чтение, устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

V11Физкультминутка

Коллективная. Практический.

На полянку мы заходим,

Много ягод там находим.

Мы по ягоды идём, дружно ягоды берём.

Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника!

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

Ниже, ниже приседай.

А теперь скорей вставай.

Выше, выше, высоко прыгайте легко-легко.

Ягодки покушайте,                                                                           Слайд  6

Тишину послушайте.

 

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются

здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

 

                                                                                                                                                      


Окончание табл.

 

2

3

4

5

6

V111 Итог урока

  

 

 

                                                                                    Слайд 15

слайд13.bmpУчитель:

— Давайте подведём итоги урока.

    С какой буквой мы работали на уроке?

    Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?

 

— Приведите примеры  таких слов. Вам может помочь

     волшебная полянка и буква Я.

 

  берёза   ключ   вишня   туфля   ягода   Яша

 

 

 

 

ix. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового узнали на уроке?

– Что запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласные буквы Я,я. Буква я- показатель мягкости согласных"(1 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласные буквы Я,я.Буква я-показатель мягкости согласных" разработан на основе календарно-тематического планирования рабочей программы "Русский язык.Литературное чтение" УМК " Школа России", учебник "Русская азбука" (автор Горецкий,  Климанова)

Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС,  с ууд,  с использованием презентации  ( слайды указаны к каждому этапу урока) В своей работе  конспект могут использовать как опытные педагоги, так и молодые учителя, можно использовать для проведения открытых уроков.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 838 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 694
    • DOCX 992.2 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Логвинова Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4964
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 38 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2646 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе