МБОУ
«Новомирская ООШ»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО БИОЛОГИИ
«Общие
закономерности биологической эволюции»
9 класс
Подготовила:
учитель биологии
Животкевич
Н.Н
2014/15
уч.год
Цель
урока:
рассмотреть общие
закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного
процесса, продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы,
выделять главное, анализировать, делать выводы.
Задачи:
Обучающие:
на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций
углубить представление о результатах эволюции, рассмотреть общие закономерности
биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса,
проанализировать явление дивергенции и конвергенции на микроэволюционном
уровне.
Развивающие:
продолжить развитие интеллектуальных и информационных умений через развитие
биологических задач, требующих логического мышления, продолжить формирование
умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации,
умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически
мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной
форме. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений.
Воспитывающие:
воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, культуры труда и общения,
формирование диалектико-материалистического мировоззрения, развитие
познавательного интереса к предмету, признание ценности знаний для
саморазвития.
Тип урока:
комбинированный.
Вид урока:
урок усвоения знаний.
Метод ведения:
диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.
Уровень усвоения:
частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности:
устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом,
заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы
самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.
Приемы деятельности учителя:
создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и
решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.
Развитие умений учащихся:
взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать
нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать
способности к самоанализу.
Основные понятия урока:
филогенез, дивергенция, конвергенция
Источники информации:
Биология. ОБЩИЕ ЗАКОМЕРНОСТИ. 9 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2011. – 66
стр; электронная презентация.
Выставление оценок за урок:
по усмотрению учителя, самооценка учащихся.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка учебной проблемы.
Поиск решения проблемы.
Первичное закрепление знаний.
Вторичное закрепление знаний. Выполнение
теста.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход
работы:
№п.п
|
Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Сопровождение
|
1
|
Орг.
Момент
1
мин
|
- Здравствуйте,
ребята. Садитесь. Дежурный сообщите имена отсутствующих?
|
Сегодня на уроке
отсутствуют……..
|
|
2
|
Опрос
д/з
10
мин
|
- На прошлом
уроке мы с вами изучили тему: «Главные направления эволюции».
- И так, давайте
повторим изученный материал:
1. задание: Дайте
определение понятиям: ароморфоз, идиоадаптации, общая дегенерация, приведите
примеры.
2. задание: На
доске изображены примеры, описывающие разновидности направлений эволюции,
распределите их в тир графы: ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация..(выполните
письменно в тетради)
3. задание:
электронные тест (1 человек)
|
1.
Задание:
Ароморфоз
– это усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более
высокий уровень. (переход от пассивного питания к активному – появление
челюстей у позвоночных)
Идиоадаптация
– это приспособление к специальным
условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня
организации животных или растений.
(пятипалая
конечность млекопитающихся)
Общая
дегенерация – это упрощение организации ведущий
к исчезновению органов активной жизни. (виды перешедшие от свободного образа
жизни к паразитизму отличаются по строению – аскарида человеческая и плоский
червь ламинария)
2.
Задание:
1)
ячеистые легкие у рептилий;
2)
первичная кора головного мозга у
рептилий;
3)
голый хвост у бобра;
4)
отсутствие конечностей у змей;
5)
отсутствие корней у повилики;
6)
возникновение перегородки в желудочке
сердца у рептилий;
7)
молочные железы у млекопитающих;
8)
образование ластов у моржей;
9)
отсутствие кровеносной системы у цепней;
10)
отсутствие потовых желез у собак
|
Слайд
№1,2
|
3
|
Изучение
новой темы:
15мин
Целеполагание:
Поиск
решения проблемы
Групповая работа с текстом учебника.
Диалоговое общение на основе работы с
материалами учебника:
Запись в тетради:
|
- Сравните дождевого червя и личинку
майского жука.
- Чем можно объяснить, то, что дождевой
червь и пиявка имеют различия в строении, хотя и относятся к одному типу?
- Чем можно объяснить, то, что дождевой
червь и личинка майского жука обладают некоторыми чертами сходства, но
относятся к разным типам животных?
- Как вы думаете, что сегодня мы с вами
будем изучать на уроке?
Дополнительно мы узнаем о правилах
эволюции.
Продолжим учиться работать с учебной
литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие
сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко
отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания
тестового характера, оценивать свою работу.
- Вспомните определение эволюции?
- Среди форм эволюции выделяют:
Дивергенцию
Конвергенцию
- Рассмотрим более подробно эти формы и
выясним их эволюционное значение.
- Задание для 1
группы: прочитайте текст учебника с.66-67 “Дивергенция”. Раскройте содержание
понятия дивергенция. Чем можно объяснить различие признаков у организмов
родственных групп.
Задание для 2 группы: прочитайте текст
учебника с.67-70 “Конвергенция”.
- Раскройте содержание понятия
конвергенция. Чем можно объяснить возникновение общего сходства у
неродственных групп организмов. Приведите примеры сходства строения органов у
неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях.
- Что такое
дивергенция?
- Расхождение признаков организма в
пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием
изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка
образуются разные подвиды и виды.
- Приведите примеры дивергенции.
(рассмотреть в качестве примера
дивергенцию млекопитающих и видоизмененных листьев растений) (Приложение №1)
- На каком уровне можно наблюдать
дивергенцию.
- Какова роль дивергенции в процессе
эволюции?
Формулирование вывода: после
возникновения крупных систематических групп на пути ароморфоза начинается
крупная дивергентная эволюция этой группы путем приобретения адаптаций.
- Что такое конвергенция? (Приложение
№2)
- Как могло возникнуть сходное внешнее
сходство у животных разных систематических групп? А внутреннее?
- Может ли эволюционный процесс дать
обратный ход и жизнь вернется к истокам?
- Подвести к выводу: в истории Земли
нередко возникали физические условия, повторяющие уже существовавшие ранее.
Например, территория Западной Сибири неоднократно поднималась со дна моря и
вновь опускалась.
Виды отличаются друг от друга не
отдельными признаками, а сложными комплексами признаков. А повторение всего
комплекса признаков статистически невероятно, исходя из чего: эволюция –
процесс необратимый.
- Правила эволюции: (Приложение №3)
памятки
Правило необратимости эволюции
Правило чередования главных направлений
эволюции.
- После текста вам даны два вопроса на
которые вы должны подготовить ответ к следующему уроку.
|
Дождевой червь
относится к типу Кольчатые черви классу Малощетинковые черви. Имеет вытянутое
цилиндрическое тело, на переднем конце тела находится небольшая подвижная
головная лопасть, лишенная глаз, антенн и щупалец. Тело сегментировано,
снабжено маленькими щетинками.
Пиявка
относится к типу Кольчатые черви, классу Пиявки. Имеет вытянутое, уплощенное
в спинно-брюшном направлении тело, на переднем и заднем концах расположены
присоски, щетинки отсутствуют.
Личика
майского жука относится к типу Членистоногие,
классу Насекомые. Внешне похожа на червя, хорошо передвигается в почве, Из-за
того что обитают под землей не имеют глаз. Хорошо развит ротовой аппарат
грызущего типа, благодаря ему личинка майского жука роет землю и питается
растительными остатками и корнями растений.
Ведут разный
образ жизни – среда обитания, пиявка – хищник или паразит, а червь в основном
растительноядные или могут питаться органическими веществами, содержащимися в
песке.
Способ добычи
пищи, образ жизни.
Закономерности
эволюции.
Эволюция – процесс исторического
развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и
естественного отбора.
Работа в группах с учебником
Дивергировать могут виды, семейства,
отряды.
Дивергенция приводит к возникновению
разнообразных по строению и функциям организмов, что обеспечивает более
полное использование условий среды.
Конвергенция - схождение признаков в
процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими
сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково
направленного естественного отбора.)
В одних условиях существования животные,
относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное
внешнее строение (конвергентное сходство)
- Нет.
Читают вслух
текст памятки.
|
Слайд
3
Слайд
№4
Слайд №5,6,7
Слайд №8,9,10
Слайд 11
|
4
|
Закрепление:
10мин:
|
- Сравнительная характеристика
объективных показателей основных форм органической эволюции.
Форма эволюции Краткая
характеристика Причины сходства признаков Причины различия признаков Примеры .
- Сравните организмы и объясните, к
какому явлению относится их сходство или различие. Ответы внесите в таблицу:
Дивергенция Конвергенция
Медведка и крот (сходство форм передних
ног)
Сосна обыкновенная и сосна кедровая
(различия в строении)
Заяц-беляк и заяц-русак
Верблюд и курдючная овца (запас жира)
Верблюд одногорбый и верблюд двугорбый
Речной рак и скорпион (имеют клешни)
Речной рак и краб (имеют клешни)
Виноградная улитка и большой прудовик
Плавунец окаймленный и плавунец
черный-тинник
Тушканчик и кенгуру (длинные задние
ноги)
Лягушка и жаба
Лягушка и комнатная муха (анабиоз)
Бражник и колибри (не садятся на цветок в
процессе питания, а зависают над ним в воздухе, быстро-быстро перебирая
узкими крыльями)
Еж и ехидна (сходство покрова)
|
Дивергенция Расхождение
признаков организма в пределах одной систематической группы, которое
возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге
от одного общего предка образуются разные подвиды и виды. Родство организмов Формирование
разного рода адаптаций в различных условиях среды
Конвергенция Схождение
признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов,
приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных
условиях и одинаково направленного естественного отбора. Формирование
сходных адаптаций в одинаковых условиях среды Организмы относят к
разным систематическим группам.
Ключ
Дивергенция
Конвергенция
2, 3, 5, 7, 8, 9, 11 1, 4, 6, 10,
12, 13, 14
|
Слайд
№ 12
Слайд №13-26
Слайд №27
|
5
|
Повторение:
5
мин:
|
- А теперь я предлагаю вам поработать
над повторение и вспомнить основные моменты изученных ранее тем:
- На слайде изображены рисунки видов
борьбы за существование, нужно выбрать 1 лишний в каждом ряду..
- Перед вами матрешки с понятиями, но
они перепутаны соберите их правильно.
|
Работа с интерактивной доской
1 – 3, 2-1, 3-3.
Работа у доски.
|
|
6
|
Вывод
по уроку:
4
мин:
|
- И так с какими новыми понятиями мы
познакомились на уроке?
- Что бы понять как прошел наш урок я
попрошу вас ответить на вопросы:
1. На уроке я работал активно
/ пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен
/ не доволен
3. Урок для меня показался коротким /
длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало
хуже
6. Материал урока мне был понятен / не
понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / не интересным
|
Отвечают и сдают листочки
|
Слайд
№ 28
|
7
|
Д/З:
1
мин:
|
- Домашнее задание п 13, ответ на вопросы
в памятке, Плотников А, Зыкова В, Курбатова А получают олимпиадные задания.
|
Записывают в дневнике.
|
Слайд
№ 29
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Дивергенция
Появление новых форм всегда связано с приспособлением к
местным географическим и экологическим условиям существования. Так, класс
млекопитающих состоит из многочисленных отрядов, представители которых
отличаются родом пищи, особенностями мест обитания, то есть условиями существования
(насекомоядные, рукокрылые, хищные, парнокопытные, китообразные и т. д.).
Каждый из этих отрядов включает подотряды и семейства, которые, в свою очередь
характеризуются не только специфическими морфологическими признаками, но и
экологическими особенностями (формы бегающие, скачущие, лазающие, роющие,
плавающие). Внутри любого семейства виды и роды различаются образом жизни,
объектами питания и т. п. Как указывал Дарвин, в основе всего эволюционного
процесса лежит дивергенция. Дивергенция любого масштаба есть результат действия
естественного отбора в форме группового отбора (сохраняются или устраняются
виды, роды, семейства и т. д.). Групповой отбор так же основан на
индивидуальном отборе внутри популяции. Вымирание вида происходит за счёт
гибели отдельных особей.
Своеобразие морфологических особенностей организмов,
приобретаемых в процессе дивергенции, имеет некоторую единую основу в виде
генофонда родственных форм. Конечности всех млекопитающих сильно отличаются, но
имеют единый план строения и представляют собой пятипалую конечность. Поэтому
органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение,
независимо от выполняемой функции, называют гомологичными. Примером
гомологичных органов у растений являются усы гороха, колючки кактуса – всё это
видоизменённые листья.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Конвергенция
В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к
разным систематическим группам, могут приобретать сходное строение. Такое
сходство строения возникает при сходстве функций и ограничивается лишь
органами, непосредственно связанными с одними и теми же факторами среды. Внешне
очень похожи хамелеоны и агамы, лазающие по ветвям деревьев, хотя относятся к
разным подотрядам.
У позвоночных животных конвергентное сходство
обнаруживают конечности морских рептилий и млекопитающих.
Схождение признаков затрагивает в основном лишь
те органы, которые непосредственно связаны со сходными условиями среды.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№3
ПРАВИЛА
ЭВОЛЮЦИИ
1.
Правило необратимости эволюции:
Л. Долло в 1893 г. так сформулировал закон о необратимости
эволюции: "Организм ни целиком, ни даже отчасти не может вернуться к
состоянию, уже осуществленному в ряду его предков".
Бельгийский палеонтолог Л. Долло сформулировал общее положение,
что эволюция представляет процесс необратимый. Это положение многократно затем
подтверждалось и получило название закона
Долло. Сам автор дал очень краткую формулировку закона необратимости
эволюции. Он не всегда бывал правильно понят и вызывал иногда не вполне
обоснованные возражения. По Долло, «организм не может вернуться, даже частично,
к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков».
2. ПРАВИЛО
ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭВОЛЮЦИИ
Сформулированное А. Н.
Северцовым (1910) правило, согласно которому между путями эволюции имеются определенные
соотношения: после ароморфоза (выхода группы в новую среду)
начинается интенсивный аллогенез (освоение новых условий
среды) и формирование новых таксонов данной естественной группы организмов
(происходит адаптивная радиация). Такое чередование
направлений эволюции характерно для всех групп животных и растений.
Задания:
Найди информацию об ученых, которые внесли вклад в создание данных законов.
Дай определения выделенным понятиям, используя дополнительную литературу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.