Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыКонспект урока по обществознанию 10 класс.Тип урока: углубление и систематизация знаний. Форма урока:урок - дискуссия.

Конспект урока по обществознанию 10 класс.Тип урока: углубление и систематизация знаний. Форма урока:урок - дискуссия.

Скачать материал

Урок по обществознанию  10 класс.                                                         

 

 

 Тема:                         Участие граждан в политической жизни

 

 

Цель:

формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой  культуры.

 

Задачи:

1) сформировать  представления учащихся о политических демократи­ческих ценностях: демократическом политическом процессе;

 

2) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

 

3) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

 

 

Оборудование:

компьютер, проектор,  презентация, документы.

 

 

Тип урока:    

углубления и систематизации знаний.

 

 

Форма урока:

урок-дискуссия.

                 

  Приветствие учителя.

 Посмотрели друг на друга,  улыбнулись и пожелали успеха

      Ребята, мы продолжим изучать  раздел « Политическая сфера». Урок у нас насыщенным будет, поэтому домашнее задание я проверю с сегодняшней темой на следующем уроке.

Стремясь достичь поставленных целей, власть действует не в безвоздушном пространстве.

На территории, находящейся в зоне её политического влияния, существуют различные политические партии, общественные организации, социальные слои и группы, личности. Все лица, представляющие власть, партии, движения, общественные организации, называются социально – политическими силами  или участниками политического процесса.

Политический процесс ( слайд № З)

Некоторые политологи сравнивают политический процесс  с  двуликим Янусом.

 историческая справка о нём:

Был в мифологии и такой бог. Правда, сначала он числился древним царём Лациума, страны латинян, от всесильного Сатурна получивши дар ясно видеть всё в прошлом и будущем. Именно за эту двойную способность Януса стали изображать с двумя лицами: молодым, обращённым в будущее, и старым, смотрящим назад, в глубь времён. Потом,  как и многие другие герои легенд, он постепенно превратился сам в двуликого бога начала и конца. Сегодня двуликим Янусом мы называем неискреннего человека.

Вопрос: Как вы понимаете это сравнение?

    Только открытые политические процессы, происходящие на глазах у всего общества и при сознательном политическом участии граждан ведут в будущее.Это демократические процессы, в которых принимают граждане участие, политическое участие.

 

Как вы понимаете консервативный процесс и реформаторский процессы?

       А) консервативный – процесс, когда властные структуры стремятся сохранить, законсервировать существующее  положение в политической сфере ( форма государственного правления, административный аппарат, имеющиеся политические партии и т.д.Если власть намерена сохранить всё в неизменном виде, то она вынуждена ограничить свободу действий тех, кто не поддерживает власть.

 Б) реформаторский – процесс протекает открыто,  и представлен различными действиями: избирательной кампанией, митингами, демонстрациями, сотрудничеством.

Работа с учебником ( стр.263 – 264)

 Какие типы политических процессов вам известны? Какова структура политического процесса?

Назовите стадии политического процесса.                                                     

                         

  Эпиграфом к уроку будут слова политического деятеля.

 

Если вы не займётесь политикой,   политика займётся вами.

                                                                                          Шарль Монталамбер   (Слайд2)

 

 

Формулирование темы урока.

Цель сегодняшнего урока через рассуждение сформулировать своё отношение к участию в политической жизни.

Что вы на уроке должны сделать?

- Узнать, что такое участие в политической жизни?

- Определить формы участия.

- Выяснить причины пассивности.

- Определить своё отношение к политической жизни.

- Что нужно для повышения активности людей?

 Проблемный  вопрос (слайд 4)

               Какую точку зрения вы считаете наиболее верной: Участие граждан в политической жизни – это право? обязанность? необходимость

 

Демократические процессы  открыто происходят на глазах всего общества и при   сознательном и  активном  политическом участии народа.

И что же  такое политическое участие? (слайд 6)

Каким бывает политическое участие? (схема, слайд 6)

 

Задание:

Сравните два высказывания, в чем сходство и различие точек зрения? (слайд 7)

     Французский просветитель 18 в. Ж.Ж. Руссо, один из создателей теории общественного договора и сторонник народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеет обязательной силы.                                     

     Современник Руссо, американский мыслитель и политический деятель  Томас  Джефферсон, считал народ источником власти и заявлял о его праве учреждать правительство и принимать политические решения через избранных в него народных представителей.

Общее:

 идея народного суверенитета.

Различия:

Руссо – сторонник прямого (непосредственного) участия, Джефферсон – сторонник непосредственного ( представительного) участия.

Учитель:

       Перед вами  лежит документ, который имеет высшую силу в государстве. Как он называется?  Когда  он принят? Какова особенность последней Конституции? Вот и открываем  2 главу.

            Анализ документа – гл.2 ст.31,32 Конституции РФ

Вопросы классу:

 С точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ?

 Как граждане РФ могут участвовать в управлении делами государства?

 Каковы формы участия граждан в политической жизни?

Приведите примеры опосредованного политического участия.

 

 И примеры  непосредственного участия,   но для этого мы используем работу в группах.

       Работа в группах: (слайд 8)

Задания:

1 группа: доказать, что самым эффективным способом участия в политической жизни являются митинги, шествия, пикетирования

2 группа: доказать, что самым эффективным способом участия в политической жизни является участие в политических партиях

3 группа: доказать, что самым эффективным способом участия в политической жизни является участие в выборах

Участие в политике – дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым эмоциям и впечатлениям. Почему?

Обратимся  к высказыванию:

 «Политики всюду одинаковы. Они обещают тебе построить мост там, где нет реки.»(Н.С. Хрущёв) (слайд 9)

Вопросы классу:

 Как вы понимаете его смысл? О каком явлении идет речь?

 

 Что такое популизм? (слайд 10)

Совпадают ли по смыслу словосочетания:  человек – популист и популярный человек? Ответ объясните.

- Не совпадают по смыслу.

- Популист – деятель, который заигрывает с массами, а популярный человек – тот, кто пользуется широкой известностью.

В чем его опасность и вред?

- Популист безнравствен, т.к.он манипулирует доверием людей.Вред популизма в том, что он разрушает доверие людей к политику и политике, обесценивает даже самые прекрасные идеи и ценности.)

 

Как можно бороться с этим явлением?

(Ответ: повышать политическую  культуру граждан, которая состоит из элементов: научные знания, ориентация на демократические ценности и нормы, модели поведения, согласованные с установленными демократическими правилами)

Учитель:

Мы давно забыли о достоинствах бога Януса. Когда мы называем  кого – нибудь « двуликим Янусом», мы хотим сказать: неискренний, двуличный человек. Таким человеком и является популист. Нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо великая опасность попасть под влияние популиста. Все обещания требуют критического к себе отношения. ( Вспомнить обещания кандидатов в Президенты)

 

Все ли из нас участвуют в политике, в выборах?

Конечно,  не все  люди участвуют в выборах, которые являются  активным  проявлением участия в политической жизни. У таких людей  - политическая апатия, отсутствие интереса к политике.

Как называется в политологии уклонение от участия в выборах?

 (правильный ответ: абсентеизм) (слайд 11)

Выделить причины участия и неучастия в политической жизни, а также пути решения данной проблемы.

Задания  по группам

1 группа: определить основные причины пассивности граждан в политической жизни (отстранение части граждан от политики; ощущение, что « от меня ничего не зависит», т.е. как бы человек не проголосовал – ничего не изменится; название программ партий и трудности с выбором; отсутствие политических знаний; слабое и медленное освоение демократических ценностей, т.к. люди низко их оценивают.)

2 группа: обосновать причины необходимости участия в политической жизни

( неравнодушие к судьбе страны, своего региона, села; участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится страной; )

3 группа: выработать пути решения данной проблемы

( интерес и желание, политические  знания,  применение знаний, т.е. уметь аргументировать)

Учитель узнала интересный факт и делюсь с вами:

  Как выяснилось, в ряде зарубежных стран выборы являются обязательными. В Голландии, Испании, ФРГ, многих государствах Латинской Америки голосование рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания.
В Турции вообще может наступить уголовная ответственность за постоянное злостное уклонение от выборов. В Австрии граждане, не принявшие участия в голосовании, подвергаются 4–недельному тюремному заключению. В Австралии избиратель может быть наказан штрафом. Такая же история и в Аргентине, где явка избирателей также обязательна. По закону за неучастие в выборах налагается штраф в размере от 50 до 500 песо (от 20 до 200 долларов). Не явившийся на выборы избиратель не только штрафуется, но и лишается возможности в течение трех лет занимать государственные должности. В Бельгии предусмотрен прогрессивный штраф, то есть за каждое новое непосещение избирательного участка сумма штрафа постоянно увеличивается. Так что можно в такие долги залезть, что просто ужас. Согласно греческому законодательству волеизъявление на выборах есть не только право, но и обязанность гражданина. За неявку на выборы могут последовать серьезные санкции, вплоть до ареста. Вопросы классу: Считаете ли вы, что необходимо наказывать за уклонение от участия в выборах?

Нужно ли вводить подобные санкции в нашей стране?

Учитель:  продолжить наш разговор хочу  притчей,  а  вы объясните её смысл

                В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично. И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно. Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен. Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Всё в твоих руках…»

И, конечно,  вернёмся  к проблемному вопросу урока:

 Какую точку зрения вы считаете наиболее верной: Участие граждан в политической жизни – это право? обязанность? необходимость? (слайд 12)

Учитель: 

 Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в политической жизни. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого, что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее. Все в ваших руках.

  А закончить наш урок хочу еще одним высказыванием: «Всякий народ имеет такое правительство, какое заслуживает» (Ж. Местр.) (слайд 13)

 

Домашнее задание: написать эссе по высказыванию: «Всякий народ имеет такое правительство, какое заслуживает» (Ж. Местр.)

Метод « Выходная карта»

1.Главная мысль урока.

 2. Вопрос, который остался после обсуждения.

 3.Назовите мысль, с которой вы не согласны.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по обществознанию 10 класс.Тип урока: углубление и систематизация знаний. Форма урока:урок - дискуссия."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Постоянной заботой политиков является мотивация участия граждан в официальной политике. 

Актуальность проблемы участия, которое подразумевает не только политическое участие граждан в жизни страны, но и другие деятельностные аспекты, рассматривается как одна из важнейших характеристик современного общества. В основе этого понятия лежит  представление, согласно которому без широкого участия, соответственно, обеспечение шансов для участия граждан в принятии решений невозможно достижение общественного согласия.          Конспект урока по обществознанию тема:" Участие в политической жизни страны" ( 10 класс).Тип урока: углубление и систематизация знаний. Форма урока: урок - дискуссия.В разработку входят конспект и презентация.Урок можно использовать и при повторении. Применяется групповой метод работы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 507 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Обществознание 10-11 классы
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 1. Роль экономики в жизни общества
  • 03.10.2020
  • 286
  • 4
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Мультимедийная презентация к уроку "Кредитно-денежная политика государства" для дисциплина ОГСЭ. 05 "Основы бюджетной грамотности"
  • Учебник: «Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.
  • Тема: Глава 12. Государство и экономика
  • 02.10.2020
  • 710
  • 6
«Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1217
    • DOCX 21.7 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коровина Людмила Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81311
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 865 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 326 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 324 человека

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе