- 18.12.2020
- 564
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ Зайцева А.С. 6 КЛАСС Тема урока: «Инструментальная баллада». Цель урока: подвести обучающихся к осмыслению основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы. Задачи: 1. знакомство обучающихся с основными моментами творчества Ф. Шопена, повлиявшими на создание тех или иных музыкальных произведений; 2. знакомство с жанром «инструментальная баллада»; 3. развитие умения анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Музыкальный материал: 1. Ф. Шопена «Баллада№1»; 2. Ю. Левитанский, Я. Френкель песня «Баллада о гитаре и трубе». Ход урока: 1. Повторение пройденного материала У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение образов камерной музыки на примере одного из самых талантливых польских композиторов – Фредерика Шопена. На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами фортепианной музыки Ф. Шопена, говорили о широте его взглядов на мир, постигали контрастные музыкальные образы, воплощённые в различных жанрах фортепианной миниатюры. Какие жанры фортепианной миниатюры вы знаете? Д.: Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд… У.: Как вы думаете, можем ли мы отнести все эти жанры к камерной музыки? Почему? Д.: … У.: Правильно. А Шопен имеет непосредственное отношение к камерной музыке. Мы говорили о том, что он, когда был ещё подростком, часто приглашался в знатные варшавские дома в качестве пианиста. Такие салонные концерты были очень популярны в высшем свете в начале 19 века. Именно здесь Шопен начал импровизировать вариации польских танцев – мазурок и полонезов. Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий. Вспомните понятие «прелюдия»? Д.: Прелюдия - инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная, раскрывающая, как правило, один образ. У.: Шопен создал множество интересных и разнохарактерных прелюдий, каждая из которых наделена ярким музыкальным образом. С какими прелюдиями Ф. Шопена мы знакомились на прошлом уроке? Д.: «Прелюдия №7», «Прелюдия №20». 2. Изучение нового материала Существует ещё один жанр инструментальной музыки, воспетый Ф. Шопеном. Это баллада. Инструментальная баллада. Об этом жанре и пойдет речь сегодня на уроке. (работа с учебником с. 102-103) В средние века в странах романского языка народная танцевальная песня называлась балладой (от латинского «балло» — «танцую»). Произошла она от хороводных песен во Франции и Италии. Позднее у западно-европейских народов эта песня приобретает повествовательный характер, часто с драматическим и лирическим содержанием. Сочиняли баллады трубадуры и труверы (поэты-певцы), исполняли жонглеры, менестрели, барды. Запишем тему урока: «Инструментальная баллада» и определение: Музыкальная баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев. В музыке баллада впервые получила классическое выражение в вокальном произведении Франца Шуберта. С одной из баллад Шопена мы уже знакомы. Какой? Д.: Баллада «Лесной царь» на основе баллады Иоганна Гёте. У.: Запишем еще одно определение: Инструментальная баллада - жанр, характерный для романтической музыки. Сегодня мы познакомимся с «Балладой №1» соль минор для фортепиано Ф. Шопена. В ней ярко выражено героико-трагическое настоящее страны и народа. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическими картинами, лирическая взволнованность — с картинной живописностью. Какое настроение несёт эта музыка? (звучит фрагмент из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена) Д.: Спокойствие, умиротворение… У.: Какие музыкальные образы создаёт у слушателя? Д.: … У.: В «Балладе №1» эпические, драматические и лирические образы тесно переплетены. Сдержанное вступление выполняет функцию пролога. Давайте постараемся передать свои впечатления от того, как развивается музыка в графическом изображении с помощью линий (таблица на доске). лирические интонации плавная линия в горизонтальной плоскости трагические скорбные мотивы линия уходит вниз порывистые, взволнованные интонации линия переходит в верхнюю плоскость Давайте ещё раз прослушаем «Балладу №1» и графически изобразим эту музыку. Результаты работы занесем в таблицу в тетрадь. «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена (звучит фрагмент из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена, ученики «зарисовывают музыку») У.: Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с песней Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского, написанной в жанре баллады, «Баллада о гитаре и трубе». (работа над песней) 3. Обобщение урока У.: Подведём итоги нашего урока. С каким жанром инструментальной музыки мы сегодня познакомились? Д.: Баллада. У.: Вспомните понятие «баллада»? Д.: Баллада – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев. У.: Какую балладу Фридерика Шопена мы сегодня изображали графически? Д.: «Баллада №» соль минор. У.: К какому жанру музыки относится эта баллада? Д.: Инструментальная. У.: С какой вокальной балладой мы сегодня познакомились? Д.: Песня Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». (выставление оценок) У.: Спасибо всем за работу на уроке. Дома я предлагаю вам записать в тетради известные примеры обращения современных композиторов и исполнителей к жанру «баллада». Спасибо за урок.
6 653 470 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Лихонина Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.