Инфоурок Музыка КонспектыКонспект урока по музыке на тему "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера"

Конспект урока по музыке на тему "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера"

Скачать материал

5 КЛАСС

Тема: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера».

Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ

Зайцева А.С.

 

Цель урока: познакомить с особенностями оперного жанра,  жанра сценической музыки.

 

Задачи урока:

1.     знакомство с терминами «опера», «либретто»

2.     знакомство с инструментальными жанрами и формами внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова «Садко»;

3.     воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;

4.     развитие интереса к вокальному искусству.

 

Музыкальный материал:

1.     Н.А Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» - «Океан – море синее»;

2.     Н.А Римский-Корсаков песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»;

3.     Н.А Римский-Корсаков «Появление лебедей и их сказочное превращение» из оперы «Садко».

 

Ход урока:

1.            Повторение пройденного материала

У.: Мы продолжаем раздел «Музыка и литература». И вновь будем говорить о том, как музыка связана с литературой.

 

2.            Изучение нового материала

У: Сегодня мы перенесемся в музыкальный театр. Но прежде чем говорить о музыкальном театре, давайте разберёмся, что же такое театр вообще.

 

Д.:

 

У.: Именно Древняя Греция подарила миру само понятие «театр» и первых актёров. Бога виноделия Диониса любил отдохнуть и повеселиться. Свой отдых Дионис и определённая часть граждан любили переодеваться в необычные одежды, например козлиные шкуры, разрисовывали себе лица, надевали маски и пели. Сатиры (козлоногие существа, спутники Диониса), пели хвалебные песни о подвигах и страданиях бога. Так появилась «трагедия» (от греческих слов «трагос» - козёл и «одэ» - песн). «Трагедия» в современном понятии, где зрители проливают слёзы, очень давно была «песнью козлов». Следом за сатирами обязательно выступали другие граждане, поддерживая общий праздник, которые балагурили, придумывали весёлое и смешное. Так возникла «комедия» (от греческого «песнь комоса», «комос» в переводе с греческого означает шествие весёлых ряженых с весёлыми насмешками друг к другу). Годом рождения мирового театра принято считать 534 г. до н.э., когда была постановлена трагедия афинского поэта Феспида. Феспид - один из первых древних авторов, который ввёл в пьесу «главную роль». До него все трагедии и комедии исполнялись хором, а в произведениях Феспида появился «гипокрит», что значит ответчик.

На рубеже XVI-XVII веков в Италии возникла опера. Важнейшим элементом оперного произведения стало пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица.

Запишем тему урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера», и определение:

Опера – крупное вокально-инструментально произведение, объединившее в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.

Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы.

 

(работа с учебником с.48-49)

 

У.: На основе чего пишется опера?

 

Д.: Либретто.

 

У.: Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Запишем:

Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история.

Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе.

Как правило, опера пишется для хора, солистов и оркестра.

Сегодня мы будем говорить об опере, с которой встречались в начальной школе.

 

(работа с учебником с.52-53)

 

У.: В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера «Садко» написана русским композитором Н.А.Римским-Корсаковым. Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко

Обычно любая опера начинается увертюрой - оркестровым вступлением. Вступление к опере «Садко» - это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок «Океан - море синее». Сейчас мы услышим это вступление и попытаемся охарактеризовать прозвучавшую мелодию.

 

(заучит «Океан - море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)

 

Д.

 

У.: Какие инструменты исполняют основную тему?

 

Д.: Тему исполняют низкие струнные.

 

У.: Это главное зерно темы моря - главный лейтмотив оперы. Какую картину рисует музыка?

 

Д.: Музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря.

 

У.: Когда композитор нарисовал музыкальную картину моря, он  использовал приём повтора. Лишь в завершении вступления, в коде, появляется лёгкий оттенок сказочности.

Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру. Как вы думаете , что чувствует в душе Садко?

 

Д.: Он обижен и раздосадован.

 

У.: Сольные номера в опере бывают разные: песня, ария, каватина, речитатив. Но на берегу озера Садко поет песню, песню «Ой, ты тёмная дубровушка». А вот как она звучит, подумаем после того, как ее услышим.

 

(звучит песня «Ой, ты тёмная дубровушка» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова)

 

Д.: Грустно, печально.

 

У.: Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек.

 

(просмотр видео фрагмента, связанного с превращением лебедей и появлении Морской царевны)

У.:  Какими средствами Римский-Корсаков – «великий музыкальный сказочник» - нарисовал эту фантастическую картину?

 

Д.:

 

У.: Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы прерывает песню Садко, звучит гамма, связанная с характеристикой Морского царя. Затем появляется тема лебедей - певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.

 

У.: Мы прослушали разные эпизоды оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова: инструментальные и вокальные. Мы услышали песню Садко, и сейчас сами обратимся к песне.

 

(работа над песней)

 

3.            Обобщение урока

У.: Сегодня мы узнали много нового и вспомнили, о чем говорили ранее.  Что же  такое опера?

 

Д.: Опера – крупный вокально-инструментальный жанр.

 

У.: Какие виды искусств объединены в оперном спектакле?

 

Д.: Музыка (вокальная и инструментальная), литература, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие.

 

У.: Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, ты запомнил?

 

Д.:

 

У.: Фрагменты какой оперы мы сегодня услышали, и кто ее автор.

 

Д.: Опера «Садко», написал ее Н.А.Римский-Корсаков?

 

(выставление оценок)

 

У.: Спасибо за урок!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по музыке на тему "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

5 КЛАСС Тема: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера». Учитель МОУ Кузнечихинской СОШ Зайцева А.С. Цель урока: познакомить с особенностями оперного жанра, жанра сценической музыки. Задачи урока: 1. знакомство с терминами «опера», «либретто» 2. знакомство с инструментальными жанрами и формами внутри оперы, с исполнителями на примере оперы Н.А.Римского - Корсакова «Садко»; 3. воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки; 4. развитие интереса к вокальному искусству. Музыкальный материал: 1. Н.А Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» - «Океан – море синее»; 2. Н.А Римский-Корсаков песня Садко «Ой, ты, темная дубравушка» из оперы «Садко»; 3. Н.А Римский-Корсаков «Появление лебедей и их сказочное превращение» из оперы «Садко». Ход урока: 1. Повторение пройденного материала У.: Мы продолжаем раздел «Музыка и литература». И вновь будем говорить о том, как музыка связана с литературой. 2. Изучение нового материала У: Сегодня мы перенесемся в музыкальный театр. Но прежде чем говорить о музыкальном театре, давайте разберёмся, что же такое театр вообще. Д.: … У.: Именно Древняя Греция подарила миру само понятие «театр» и первых актёров. Бога виноделия Диониса любил отдохнуть и повеселиться. Свой отдых Дионис и определённая часть граждан любили переодеваться в необычные одежды, например козлиные шкуры, разрисовывали себе лица, надевали маски и пели. Сатиры (козлоногие существа, спутники Диониса), пели хвалебные песни о подвигах и страданиях бога. Так появилась «трагедия» (от греческих слов «трагос» - козёл и «одэ» - песн). «Трагедия» в современном понятии, где зрители проливают слёзы, очень давно была «песнью козлов». Следом за сатирами обязательно выступали другие граждане, поддерживая общий праздник, которые балагурили, придумывали весёлое и смешное. Так возникла «комедия» (от греческого «песнь комоса», «комос» в переводе с греческого означает шествие весёлых ряженых с весёлыми насмешками друг к другу). Годом рождения мирового театра принято считать 534 г. до н.э., когда была постановлена трагедия афинского поэта Феспида. Феспид - один из первых древних авторов, который ввёл в пьесу «главную роль». До него все трагедии и комедии исполнялись хором, а в произведениях Феспида появился «гипокрит», что значит ответчик. На рубеже XVI-XVII веков в Италии возникла опера. Важнейшим элементом оперного произведения стало пение, которое способно передать всю гамму чувств и переживаний. Через интонации раскрывается характер и темперамент каждого действующего лица. Запишем тему урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера», и определение: Опера – крупное вокально-инструментально произведение, объединившее в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие. Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы. (работа с учебником с.48-49) У.: На основе чего пишется опера? Д.: Либретто. У.: Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Запишем: Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе. Как правило, опера пишется для хора, солистов и оркестра. Сегодня мы будем говорить об опере, с которой встречались в начальной школе. (работа с учебником с.52-53) У.: В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства. Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера «Садко» написана русским композитором Н.А.Римским-Корсаковым. Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко Обычно любая опера начинается увертюрой - оркестровым вступлением. Вступление к опере «Садко» - это музыкальная картина моря, имеет подзаголовок «Океан - море синее». Сейчас мы услышим это вступление и попытаемся охарактеризовать прозвучавшую мелодию. (заучит «Океан - море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова) Д. … У.: Какие инструменты исполняют основную тему? Д.: Тему исполняют низкие струнные. У.: Это главное зерно темы моря - главный лейтмотив оперы. Какую картину рисует музыка? Д.: Музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря. У.: Когда композитор нарисовал музыкальную картину моря, он использовал приём повтора. Лишь в завершении вступления, в коде, появляется лёгкий оттенок сказочности. Садко, бедный гусляр, на пиру у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру. Как вы думаете , что чувствует в душе Садко? Д.: Он обижен и раздосадован. У.: Сольные номера в опере бывают разные: песня, ария, каватина, речитатив. Но на берегу озера Садко поет песню, песню «Ой, ты тёмная дубровушка». А вот как она звучит, подумаем после того, как ее услышим. (звучит песня «Ой, ты тёмная дубровушка» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова) Д.: Грустно, печально. У.: Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, на озере поднимаются небольшие волны. Вдали плывёт стая лебедей. Лебеди превращаются в прекрасных девушек. (просмотр видео фрагмента, связанного с превращением лебедей и появлении Морской царевны) У.: Какими средствами Римский-Корсаков – «великий музыкальный сказочник» - нарисовал эту фантастическую картину? Д.: … У.: Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы прерывает песню Садко, звучит гамма, связанная с характеристикой Морского царя. Затем появляется тема лебедей - певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода. У.: Мы прослушали разные эпизоды оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова: инструментальные и вокальные. Мы услышали песню Садко, и сейчас сами обратимся к песне. (работа над песней) 3. Обобщение урока У.: Сегодня мы узнали много нового и вспомнили, о чем говорили ранее. Что же такое опера? Д.: Опера – крупный вокально-инструментальный жанр. У.: Какие виды искусств объединены в оперном спектакле? Д.: Музыка (вокальная и инструментальная), литература, изобразительное искусство, драматическое (театральное) действие. У.: Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, ты запомнил? Д.: … У.: Фрагменты какой оперы мы сегодня услышали, и кто ее автор. Д.: Опера «Садко», написал ее Н.А.Римский-Корсаков? (выставление оценок) У.: Спасибо за урок!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 234 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.05.2020 461
    • DOCX 22.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ворожищева Елена Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ворожищева Елена Егоровна
    Ворожищева Елена Егоровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73741
    • Всего материалов: 202

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 70 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на фортепиано

Преподаватель игры на фортепиано

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 295 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 182 человека из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 905 человек

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе