Конспект
урока по музыке
во
2 классе
по программе «Музыка» Е.Д.Критской,
Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной
«Проводы
зимы. Масленица»
подготовила учитель музыки
Сударикова
Светлана Николаевна
2013г.
Цель:
Знакомство
с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным
фольклором (масленичные песни, частушки)
Планируемые
результаты
Предметные:
Наблюдение за использованием музыки в
жизни человека;
Умение воспринимать музыку и выражать свое
отношение к музыкальным произведениям;
Развитие художественного вкуса и интереса
к музыкальному фольклору России;
Умение выявлять характерные свойства
народной и композиторской музыки;
Умение оценивать произведения разных видов
искусства;
Использование элементарных умений и
навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в
различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике
(импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные:
Размышление о роли русской народной музыки
в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
Овладение способностью к реализации
собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения
проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и
речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие
в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости,
личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Укрепление культурной, этнической и
гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Продуктивное сотрудничество со
сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности
и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования;
Развитие духовно- нравственных качеств
(доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости;
уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Тип урока:
первичное
усвоение новых знаний.
Дидактическое
обеспечение урока: мультимедийная презентация
Техническое
обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Методы: деятельностный
подход
Виды деятельности
учащихся:
·
Слушание
музыки
·
Пение
·
Инструментальное
музицирование
·
Музыкально
- пластическое движение
Музыкальный
материал:
·
Проводы
зимы (р. н. п. Л.Зыкина)
·
Р.н.п.
«Как вставала я ранешенько»
·
Р.н.п.«Блины»
·
Частушки…
Ход урока.
1.Организационный этап (вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.)
Музыкальное
приветствие:
«Здравствуйте,
ребята! Здравствуйте, учитель!»
Все сумели
мы собраться,
За работу
дружно взяться
Будем
думать, рассуждать
Можем мы
урок начать
2.
Актуализация знаний
Какая
музыка по настроению встретила вас в классе? (РНП) Вам
понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему? Как вы думаете -
кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют р.н. песни?
(на праздниках, посиделках, на гуляньях) Нас скоро ожидает праздник, а вот
какой –
Отгадайте
мою загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
3. Постановка цели и задач урока
Учитель: И тема
нашего урока называется «Масленица» - долгожданные проводы зимы и
веселая встреча весны, солнечного тепла
подходит ли
загадка к теме нашего урока?
Цель нашего урока – познакомиться с историей и
традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку,
игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои
музыкальные, артистические и творческие способности
А кто из вас бывал на таком народном
гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?
У: Почему этот
праздник получил такое название? (от традиции печь блины)
У: Чем блины
хозяйки смазывают? (маслом)
У: Есть такое
выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
У: Кого ж надо было
задобрить?
Д: зимушку
У: Правильно! Зима
еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
А вы хотите узнать, как на Руси отмечали
проводы зимы?
Давным- давно - это был языческий праздник поклонения
богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему
живому. Длится, праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая
неделя. Праздновали
на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли
блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми,
хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней А кто их
придумывал? ( Народ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они
передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
Все дни масленой недели имеют свои
названия:
У: Понедельник
- наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье
- устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.
У: В первый день
наряжали масленицу. А из чего ее делали?
(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское
платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали,
величали, блинами угощали, в санях возили…
Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да
хороводы водили.
Давайте вместе встретим масленицу песней
«Как вставала я ранешенько»
(исполняет учитель, дети поют припев)
У: Как здорово вы
поете. Какая песня по настроению? Чем мы выразили понедельник? (песней)
У: Второй день
Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли
как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
Учитель: А в какие игры
играют на Масленицу?
А еще на масленицу играли в такие игры,
как:
·
Катание
с гор
·
Бой
мешками
·
Ледяной
столб
·
Снежный
тир
·
Кулачные
бои
·
Перетягивание
каната
·
Жмурки
Приглашаю детвору на веселую игру – называется игра горелки.
р.н.игра «Горелки»
Игроки стоят
парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все
хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
раз, два – не воронь
Беги как огонь!
Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на
перемене.
У: Чем мы во вторник занимались? (играли)
У: Вот среда
подходит «Лакомкой зовется»
Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки,
сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
У: Какое главное угощение на празднике?
Дети: Блины
У: На
что блины похожи? (на солнышко)
Блины имели особое значение: круглые, румяные,
горячие – блины стали символом солнца, Первые
блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а
потом съедали: кто быстрее. Ох, и вкусный первый блинок! А вы давно
блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины»
У: Какая
песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием настрой на
вокально - хоровую работу: «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь,
ноги в пол упри смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно
и удобно»
Разучивание
песни.
А теперь
давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.
При
разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
1.
Дикцию
(четкое произношение текста);
2.
Характер
произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);
У: Молодцы,
ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали
блины)
У: Давайте
все вместе придумаем движения к песне. И исполним с движением.
Физ.
Минутка на песню Блины
У: Про этот
праздник народ придумал много поговорок и пословиц. А вы знаете поговорки,
пословицы об этом празднике?
«Не житье -
бытье, а масленица»,
У: Как вы
понимаете смысл этой поговорки –«Не житье – бытье, а масленица» ( так говорят о
привольной хорошей жизни)
«На горках
покататься, в блинах поваляться»
«Не все
коту масленица, а будет и Великий пост»
Сразу
после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время
отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты,
У: Наступает
четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит
Ледяные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут
девушек – суженых своих.
У: Посмотрите на картину русского
художника Бориса Кустодиева Что вы видите, какой праздник здесь изображен?
Докажите -
Какие приметы праздника вы видите? ( Катались на горках и качелях, на
санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)
У: Внимательно
приглядитесь, какую музыку можно услышать, вглядываясь в эту картину?
Д:– Можно услышать
шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
У: А какой муз.
инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один
праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? В руки ты
ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная
(гармонь)
У: А какой инструмент
как брат гармони – только еще современнее?
У него рубашка в
складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой …Баян
У: Вот
картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую
задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть? подскажите мне…частушка.
Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).
Частушка- это
веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад,
произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок Кто
сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки-
озорной, насмешливый, шутливый Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях
почти всегда поют частушки? ( Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют
частушки, всем весело, хочется танцевать.)
Я сейчас
спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных
инструментах (раздаю муз. инструменты, вспоминая названия).
( трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)
Частушки
про Масленицу.
Вместе
дружно мы живем
вам
частушки пропоем
Нынче масленку
встречаем
всех блинами
угощаем
В
понедельник с ясной зорьки
Все
катаются на горке.
Яства
всякие жуют,
Громко
песенки поют.
У: А кто
хочет сам исполнить частушки - выходите смелее! А теперь, мы все вместе споем
частушки. Я начну – вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно
петь – будет песенка звенеть!
Частушки исполняем
Веселей
играй, гармошка.
Масленица,
не грусти!
Приходи
весна скорее,
Зиму прочь
от нас гони!
Мы вам
спели, что хотели,
Хорошо ли,
плохо ли.
А теперь
мы вас попросим,
Чтоб вы
нам похлопали.
У: Как мы
четверг выразили? Частушкой звонкой
У: В пятницу и
субботу ходили к родственникам в гости
Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье
с ней попрощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?
(сжигали чучело в костре.)
Для чего сжигали? ( Как символ победы
весны, сжигали лютую зиму.) В последний день праздника люди просили
друг у друга прощения .А кто знает как называют в народе этот день?(
Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у
кого вы будете просить прощение? Расстаются с Масленицей с сожалением:
«Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!».
У: Шумный
веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
Рефлексия
(подведение итогов урока)
У: И наш урок
подошел к концу, сядьте поудобнее, что мы сегодня узнали в результате нашего
урока? где побывали? А мы сейчас проверим, были вы внимательны на уроке.
Давайте отгадаем мои загадки:
Желтая тарелка на
небе висит,
Желтая тарелка
всем тепло дарит? (Солнце)
И с икрой, и со
сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)!
Как называются
маленькие, шуточные песенки? (Частушки)
Как называются
веселые развлечения во время масленичных гуляний?
(Игры)
А блины на
Масленице символ чего?
Дети: Символ
солнца.
У: Молодцы,
все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей
работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели?
А кого вы хотели бы поблагодарить за урок?
У: И в наше
время снова возрождаются народные традиции и обряды.
Звучит
песня «Масленица» - раздаю солнышки
У: Ребята,
я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но
оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание.
Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про
Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме
«Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к
следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень
замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!
Ребята, вы
славно все здесь занимались!
Хочу сказать
спасибо вам!
А также угостить
баранками
И пожелать
здоровья всем!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.