Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение начальная общеобразовательная
школа № 24
(Конспект урока по
модулю
«Основы светской
этики» курса ОРКСЭ)
4 класс
Тема:
« Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»
Разработала: Котлова
Наталья Александровна
учитель начальных
классов
Р.п Чунский 2014г
Тема Род и семья – исток нравственных
отношений в истории человечества
Цель: формирование представления о семье
как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.
Задачи:
Ø
воспитывать
у детей любовь к своей семье, к родным;
Ø
учить
детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с
уважением;
Ø
подвести
детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;
Ø
показать,
что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание
старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
Ø
развивать
умение выражать свои чувства и мысли
Ø
развивать
интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений
Организационный
момент.
Проверка
готовности к уроку. Приветствие.
II. Актуализация знаний.
О чем
мы будем говорить на уроке, вы поймёте, если отгадаете загадку.
Без
чего на белом свете
Взрослым
не прожить и детям?
Кто
поддержит вас, друзья?
Ваша
дружная... (семья)
Что
такое по-вашему «семья»? Что слышится вам в этом слове? (семь «Я») Какие слова
вы вспоминаете, услышав это слово? (ответы детей)
III. Тема урока.
«Род
и семья – исток нравственных отношений».
В
загадке сказано, что без семьи не прожить. Почему?
IV. Работа по теме.
1.
Осознание
понятия «семья», «родословная». Беседа.
2.
Учитель: В семье формируется
культура человека, закладывается все то, что станет потом его способом
действовать в этом мире. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие
детей.
-
Послушайте стихотворение. (Его может прочитать учитель или подготовленный
ученик).
В
семейном кругу мы с вами растем
Основа
основ – родительский дом.
В
семейном кругу все корни твои,
И
в жизнь ты выходишь из семьи.
В
семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа
основ - родительский дом.
- Что
значит «родительский дом»? Какие однокоренные слова подберете? (родители, род,
родственники, родословная).
-Что видите на рисунке? Что необычного в дереве? Это не
обычное дерево, а «генеалогическое древо».
- Кто будет являться корнем этого дерева, а ветки?
(Обсудить правила оформления родословной).
В учебнике на с. 39 представлена родословная Пушкина. (Рассматривание,
обсуждение).
Предлагаю вам дома с родителями составить свою
родословную, узнать историю своей фамилии.
2.
Знакомство с праздниками, посвященными семье. Выделение качеств, которые
прививает человеку семья
Упражнение «Ассоциация».
У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с
этим словом возникают у вас? (можно использовать много ассоциаций и их
записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.)
1.
Если семья
– это постройка, то какая…
2.
Если семья
– это цвет, то какой…
3.
Если семья
– это музыка, то какая…
4.
Если семья
– это геометрическая фигура, то какая…
5.
Если семья
– это название фильма, то какое…
6.
Если семья
– это настроение, то какое…
Чтение и обсуждение притчи.
Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте одну
легенду.
1.
«В
давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом
долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся
жить, никогда не
2.
ссорясь,
не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель
посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово… Какое это слово? «
ПОНИМАНИЕ».
Учитель: Семья является хранителем
традиционной культуры быта народа; через нее осуществляется историческая связь
поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих
родства». Поэтому семья – это основа родины.
В нашей стране много праздников, но среди них есть,
посвященные семье. Какие? (Ответы детей).
Учитель: таких праздников 2.
Международный
день семей
отмечается ежегодно 15 мая
начиная с 1993 года.
Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.
День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года. (можно
кратко рассказать об истории Петра и Февронии).
- Что
стало его символом? (ромашка)
-
А какие качества личности должна формировать в человеке семья, чтобы он вырос
достойным гражданином?
Задание: Перед вами части ромашки
(серединки и лепестки).
На
лепестках напишите качества, приобретаемые человеком в семье, и соберите
ромашку. (Можно дать список слов для выбора тем, кто затрудняется с ответом).
Обсуждение
ответов детей.
3.
Осознание смысла семейных отношений. Фронтальная работа.
Учитель: Послушайте болгарскую сказку.
«Сказка
о бочке»
Жил-был
старик. Вот настал его последний час. Позвал он своих пятых сыновей и говорит:
_
Знайте, дети мои, я скоро умру. Но перед смертью расскажу вам притчу. Слушайте
хорошенько, а потом мне растолкуете, как поняли.
Старик
начал рассказ:
-
Рос в лесу дуб. Большое дерево было. С его толстых ветвей желуди дождём падали.
Корни его глубоко вросли в землю – соки из неё сосали. Трепала его буря, да
ничего с ним поделать не могла. Но вот пришел дровосек, примерился к дубу,
засучил рукава – и давай рубить. К вечеру повалил дерево, ветки обрубил, а
ствол приволок в плотницкую и распилил на тонкие полоски.
Забрал
те доски бочар и у себя в мастерской сделал из досок клепки, набил на них
обручи, сколотил донья и смастерил большую бочку. В ту бочку он каждую осень
наливал молодое вино, а потом продавал его тем, кто справлял свадьбу, крестины,
поминки. Так было, пока бочка оставалась целой…
Но
вот один обруч сломался, и клепки разошлись. Вино вытекло, и бочка рассохлась.
Ребятишки растащили обручи,
стали
их катать по улицам. Хозяйка сожгла в печи донья. Хороша была бочка, да на нет
сошла!..
Ну,
сыновья, растолкуйте мне притчу, - сказал отец.
Учитель: Ребята, а вы как бы
ответили. О чем хотел сказать старик?
Задумались
пятеро братьев. Ничего не смогли сказать отцу. Старик покачал головой и
говорит:
-
Молоды вы ещё и не догадываетесь. Ну, так слушайте. Лес, где растут большие
деревья, - это наша держава. Она вечная. Деревьям её – народу – вовеки не будет
конца. Бочка – это семья; клепки - это все мы, родичи; обручи – согласие, вино
– радость и счастливая жизнь. Пока в семье согласие - она живет счастливо. А
тот дом, где согласия нет, лучше ему в огне сгореть!... Берегите обручи, дети
мои.
Старший
сын поцеловал руку отцу и говорит:
-
Благодарим тебя, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его, пока живы и детям
своим передадим.
Учитель: Зачем старик рассказал эту
притчу сыновьям?
4.
Работа с пословицами, объяснение их смысла.
Работа
в группах.
Русский
народ оставил нам свою мудрость в половицах.
Пословицы
разделены на две части. Соберите их и объясните смысл. (У каждой группы по 6
пословиц, но объясняет она ту, которую просит учитель).
На
что и клад
|
коли
в семье лад
|
Родительское
слово
|
мимо
не молвится
|
Вся
семья вместе
|
так
и душа на месте
|
Отца
с матерью почитать
|
горя
не знать
|
Родители
трудолюбивы
|
и
дети не ленивы
|
Дом
согревает не печь
|
а любовь
и согласие
|
Учитель:
А от кого
зависит счастье и благополучие семьи? (От каждого члена семьи). И от вас?
(Да).
5.
Разыгрывание ситуаций, возникающих в семье и осознание в них роли ребенка.
Работа
в группах. Каждая
группа получает ситуацию, которую нужно разыграть, показывая свои действия.
1)
в семье кто-то тяжело заболел;
2)
мама пришла с работы усталая;
3)
папа что-то ремонтирует;
4)
в семье появилось животное;
5)
бабушка или мама готовит ужин;
6)
папа и мама поссорились.
Кроссворд
«Моя семья»
Семья
– это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счАстливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
1.
Сейчас
я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
2.
Я
3.
Кто
их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
4.
Я
5.
Кто
пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева всё так же ответила:
6.
Я
7.
Кто
платье сошьёт, постирает бельё
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы подруга моя!
И Ева промолвила
8.
Я…
Я... Я… Я…
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
4.
Итог урока.
О чем
говорили на уроке?
Какое
место в жизни человека занимает семья? Чем она важна?
Изменил
ли урок ваше понимание о семье? Осознание значимости себя в ней?
Индивидуальная
работа.
Перед
вами сердечки (у каждого своя, необходимо подписать на обороте), напишите,
какие добрые поступки вы можете совершать для сохранения спокойствия в своей
дружной семье.
Запомните
их и постарайтесь выполнять хотя бы что-то, но каждый день.
В
серединке нарисуйте смайлик, который отразит ваше настроение после этого урока.
(На
следующем уроке их можно раздать и попросить раскрасить те лепестки, на
которых отражены добрые дела, выполненные за неделю)
Подготовка к созданию семейного герба:
- Каким может быть герб?
- Какие цвета вы бы внесли в
семейный герб?
- Что может быть изображено
на гербе?
Герб семьи
5.
Домашнее задание.
Составить
генеалогическое древо семьи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.