Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по математике в 4 классе по теме "Встречное движение"

Конспект урока по математике в 4 классе по теме "Встречное движение"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Большетумановская основная  общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

Конспект урока в 4 классе на тему

«Встречное движение»

 

 

 

 

 

УМК «Школа России»

Учебник Математика

Авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова и др.

 

 

 

 

 

 

                                                     Подготовила

учитель  начальных классов

                                       Лобанова Валентина           

                                                            Владимировна                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

 

Цель:

Образовательная:

   Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию   

   практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для  

   развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути   

   их решения учить применять на практике.

 

Развивающая:

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

 

Воспитательная:

Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать  свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.

 

Вид урока -  урок усвоения новых знаний.

Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice  2007

 Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся решать задачи на встречное движение, закрепят навык решения  многозначных примеров в столбик.

Вид планируемых учебных действий

Планируемые результаты

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

 Учебные действия:

научиться  решать задачи на движение, закрепить умения решать примеры,

Уметь решать задачи на движения, выполнять действия с многозначными числами, с величинами

Регулятивные

Понимать цель и учебные задачи урока, принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь анализировать, выделять и формулировать задачи;

Соотносить результат своей деятельности с целью урока и оценивать его;

Уметь регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке;

Уметь выделять главное из полученной информации, составлять план ответа, различать способ и результат действия.

 

 

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Проверять результаты учебной деятельности.

Адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять их.

.

Познавательные

Добывать новые знания, выполнять письменно действия с многозначными числами, выполнять действия с величинами, выбирать единицу для измерения величины

Добывать новые знания

Коммуникативные

Формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, использовать речь для регуляции своего действия, объяснять свои действия. 

Сотрудничать со сверстниками и учителем при решении задач.

Уметь осознанно строить речевое высказывание по теме урока.

Выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные

Понимать необходимость учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задачи

 

 

 Проявлять широкую мотивационную основу учебной деятельности.

 

 Комментарии: данный урок проводится в 4 классе (обучение по традиционной  системе). На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах. Проводится 1 физкультминутка. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки.

    Ход урока:

 

1. Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Откроем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!»         Слайд 2.

 

  Эти слова пусть будут девизом нашего урока. На этом уроке мы будем решать  разные задачи.

 

I. Самоопределение   к деятельности.

 

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

 

Математическая разминка. Слайд 3.

1)Цепочка примеров.

Д: 450 : 9 =  50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 = 1000

2) Расположите дроби в порядке возрастания.  Слайд 4.

8/19     4/19     2/19     9/19     11/19     14/19     10/19     1/19

Ж           И         В          Е           И           Е           Н           Д  

 

Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в  рабочих тетрадях

 

  Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой)   Слайд 4.

- Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)

Дети: 1\19,  2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.

- Что такое движение?

Д: - Движение – это перемещение  ...   в пространстве 

Запомните. Это ключевое слово нашего урока.

 

- А математическая разминка – это движение мысли.   

 

 II. Актуализация знаний.                     

- Какие величины не используются  в задачах на движение? Слайд 5.

Дети: тонны, центнеры,  м2, кг

- По  каким признакам можно  разделить  данные  величины на группы?

Д: скор, время,  расст.

 - Запишите у себя в тетрадях, дополните таблицу. (проверка по слайду) Слайд 6.

 

- Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?

Д. Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времен.

- Ребята, какие действия можно производить с величиной?

Д:  - Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить/

- Какие ещё величины характеризуют процесс движения?

Д: Расстояние, время

-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?

 Соберите формулы (на партах, один у доски на магнитах)

Проверка. Проговаривание формул.

 

 

III.                   Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы)

А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от  

  направления?

Д: - Скорость сближения, скорость удаления. Слайд 7.

 Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать?

Д: Задачи на встречное движение. Слайд 7.

Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.

 Составьте задачу по рисунку. Слайд 8.

Д: Из двух пунктов навстречу друг другу вышли два поезда.  Один двигался со скоростью 70 км\час, а другой 80 км\час. Время в пути 2 часа.

- Какие величины известны?

Д: Скорость и время

Какие нет?

Д: Расстояние между пунктами.

- Какое время для этих поездов?

Д: 2 часа.

 Что значит 2 часа?

Д:  каждый был в пути   2 часа

- С помощью чего мы решаем задачи на движение?

Д:  чертеж, таблица

  Начертите чертеж.     

  Проверьте.

-  Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?  Почему?

-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?

Д: да, мы знаем скорость и время.

 -Второй?

Д: тоже известно время и скорость поезда.

  (решение)  ( учащиеся выходят к доске, решают)

-А теперь мы можем узнать все расстояние?

Д: можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе.

- А есть ли другой способ решения задачи?

Д: думаем, что да

- Как по – другому  можно найти расстояние, более  коротким, рациональным способом?

Д: можно узнать скорость сближения

-Что это такое?

Д:  на сколько км они сближаются  за 1 час

- На сколько  км  каждый час сближаются поезда?

Д:  на 150 км

-Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?

Д: уменьшаться

 - Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?

 Д: выполняется меньше действий. (Один ученик объясняет у доски)

- Кто прокомментирует ответ?

- Кому не понятно решение задачи?

- Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины.  Есть  задачи, которые  нельзя решить  первым способом.

 

2. Предлагаю посмотреть на экран.  Составьте задачу.  Слайд 9.

Д:  «Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 9 км/ч, а скорость повозки 7 км/ч.  Расстояние между сёлами 30 км.

- Задайте вопрос? 

Д: Через какое время они встретились.

- Что нужно для решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим. ( на слайде) Слайд 9.

- Какая величина в задаче общая?

Д:  расстояние

- Можно ли сразу найти  время движения?

Д: нет, мы не знаем какое время двигался каждый.

- Что надо найти в этой задаче вначале?

 Д: скорость сближения

( на доске по действиям).

 Решение самостоятельно. Проверка.

 - Что найдём? Как найти время? (самост, проверка)

Запись ответа (проверка)

 

Физминутка.

     От зелёного причала

    Оттолкнулся теплоход.

    Раз, два.

    Он назад поплыл сначала.

    Раза, два,

    А потом поплыл вперёд.       

    Раз, два.

    И поплыл, поплыл по речке

    Набирая полный ход.

 

 

IV.                     Самостоятельная работа с самопроверкой       по эталону

                           Слайд 10.

       Самостоятельное решение задач.

Перед вами 3  задачи. Они разные по сложности.  Выберите любую из них. Представьте  в виде   чертежа или таблицы.  Решите самостоятельно.

 

1.      Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью  20 м / мин. Через  сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.

 

2.       От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл  со скоростью  29 км / ч,  а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.

 

3.      Из двух городов вышли одновременно  навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

 Кто решал первую задачу? И т. д.

 Проверка задач. ( на слайде) Слайд 11.

 

2. При движении  по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание.   Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.

 

4001 053

  832 974

-----------

3169 079       Слайд 12.

 

 

V. Рефлексия деятельности. Слайд 13.

 

Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»

- Как вы понимаете её?

Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.

- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются  предметы?

Д: конечно, нет.

Помогите мне, распределите скорость движения. ( на слайде) Слайд 14.

Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это блиц, быстрый ответ на вопрос.

  У вас на партах карточки с примерами, около каждого примера стоит номер. Задание, быстро решить примеры.

 

Карточки с примерами:

№1

400 : 200 =

 

 

 

№ 2

144 – 140 =

 

 

 

№ 3

63  : 9  =

 

 

 

№ 4

100 -  52 =

 

 

 

№ 5

450 - 150 =

 

 

 

№ 6

108 : 2 =

 

 

 

№ 7

200 - 184 =

 

 

 

№ 8

450 : 50 =

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 


Итак, проверяем на таблице.  ( проверка по цепочке) Слайд 15.

-Какая цифра получилась?

Д: получилась цифра 5.

- В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на  5.

 

Домашнее задание. Слайд 16.

 

Итоговая рефлексия. Слайд 17.

 

ü  Какие виды работ выполняли на уроке?

ü  Какое задание было для вас интересным?

ü  Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?

ü  Пригодятся ли вам  знания на расчёт пути, времени и скорости в жизни?

 

 

Спасибо за урок! Слайд 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000г.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по математике в 4 классе по теме "Встречное движение""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок проводится в 4 классе (обучение по традиционной  системе). На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах. 

 Цель:

Образовательная:

   Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию  

   практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для 

   развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути  

   их решения учить применять на практике.

 

Развивающая:

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

 

Воспитательная:

Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать  свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.

 

Вид урока -  урок усвоения новых знаний.

Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice  2007

 Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint.

 

Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся решать задачи на встречное движение, закрепят навык решения  многозначных примеров в столбик.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 169 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 526
    • DOCX 75 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лобанова Валентина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3928
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе