Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
Большетумановская
основная общеобразовательная школа
Конспект урока в 4 классе на тему
«Встречное движение»
УМК «Школа России»
Учебник Математика
Авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова и др.
Подготовила
учитель начальных классов
Лобанова Валентина
Владимировна
2012 г.
Цель:
Образовательная:
Формировать умение решать задачи на
движение, содействовать развитию
практических навыков работы с величинами, обеспечить
условия для
развития у школьников умений формулировать
проблемы, предлагать пути
их решения учить применять на практике.
Развивающая:
Развивать
интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную
деятельность.
Воспитательная:
Воспитание
стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Вид урока
- урок усвоения новых знаний.
Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2007
Средства
обучения: компьютер, мультимедийный проектор,
презентация Power Point.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся научатся решать задачи на встречное движение, закрепят навык
решения многозначных примеров в столбик.
Вид планируемых
учебных действий
|
Планируемые результаты
|
Планируемый
уровень достижения результатов обучения
|
Предметные
|
Учебные действия:
научиться решать задачи на движение, закрепить
умения решать примеры,
|
Уметь решать задачи на движения, выполнять
действия с многозначными числами, с величинами
|
Регулятивные
|
Понимать цель и учебные задачи урока, принимать и
сохранять учебную задачу.
Уметь анализировать, выделять и формулировать
задачи;
Соотносить результат своей деятельности с целью
урока и оценивать его;
Уметь регулировать свои действия, прогнозировать
деятельность на уроке;
Уметь выделять главное из полученной информации,
составлять план ответа, различать способ и результат действия.
|
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Проверять
результаты учебной деятельности.
Адекватно воспринимать указания на ошибки и
исправлять их.
.
|
Познавательные
|
Добывать новые знания, выполнять письменно
действия с многозначными числами, выполнять действия с величинами, выбирать
единицу для измерения величины
|
Добывать новые знания
|
Коммуникативные
|
Формулировать собственное мнение и позицию,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
использовать речь для регуляции своего действия, объяснять свои действия.
|
Сотрудничать со сверстниками и учителем при
решении задач.
Уметь осознанно строить речевое высказывание по
теме урока.
Выстраивать логическую цепь рассуждений.
|
Личностные
|
Понимать необходимость учения,
проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам
решения задачи
|
Проявлять широкую мотивационную основу
учебной деятельности.
|
Комментарии: данный урок проводится в 4 классе (обучение по
традиционной системе). На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный
опрос учащихся, самопроверка, работа в парах. Проводится 1 физкультминутка.
Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки.
Ход урока:
1. Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Откроем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» Слайд 2.
Эти слова пусть будут девизом нашего урока.
На этом уроке мы будем решать разные задачи.
I. Самоопределение к деятельности.
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
Математическая разминка. Слайд 3.
1)Цепочка примеров.
Д: 450 : 9 = 50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 =
1000
2) Расположите
дроби в порядке возрастания. Слайд 4.
8/19 4/19 2/19 9/19
11/19 14/19 10/19 1/19
Ж И В Е И Е
Н Д
Ученики
записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях
Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой) Слайд 4.
- Прочитайте, что у
вас получилось? (клик мышкой)
Дети: 1\19, 2\19,
4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.
-
Что такое движение?
Д: - Движение –
это перемещение ... в пространстве
Запомните. Это
ключевое слово нашего урока.
- А математическая разминка – это движение
мысли.
II. Актуализация
знаний.
- Какие величины не используются в задачах на
движение? Слайд 5.
Дети: тонны, центнеры, м2, кг
- По каким признакам можно разделить
данные величины на группы?
Д: скор, время, расст.
- Запишите у себя в тетрадях, дополните
таблицу. (проверка по слайду) Слайд 6.
-
Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?
Д.
Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времен.
-
Ребята, какие действия можно производить с величиной?
Д:
- Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить/
- Какие ещё величины характеризуют процесс
движения?
Д: Расстояние, время
-Какими буквами мы обозначаем скорость, время,
расстояние?
Соберите формулы (на партах, один у доски на
магнитах)
Проверка. Проговаривание формул.
III.
Постановка учебной задачи (слайды,
чтение темы)
А какой может быть
скорость движения предметов в зависимости от
направления?
Д: - Скорость
сближения, скорость удаления. Слайд 7.
Посмотрите на
слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня
будем решать?
Д: Задачи на
встречное движение. Слайд 7.
Фронтальная
работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.
Составьте задачу по рисунку. Слайд 8.
Д: Из двух пунктов
навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 70 км\час, а
другой 80 км\час. Время в пути 2 часа.
- Какие величины
известны?
Д: Скорость и время
Какие нет?
Д: Расстояние между
пунктами.
- Какое время для
этих поездов?
Д: 2 часа.
Что значит 2 часа?
Д: каждый был в
пути 2 часа
- С помощью чего мы
решаем задачи на движение?
Д: чертеж, таблица
Начертите чертеж.
Проверьте.
- Мы можем сразу
ответить на вопрос задачи? Почему?
-Можно ли узнать
расстояние, которое прошел первый поезд?
Д: да, мы знаем
скорость и время.
-Второй?
Д: тоже известно
время и скорость поезда.
(решение) (
учащиеся выходят к доске, решают)
-А теперь мы можем
узнать все расстояние?
Д: можем, сложить
расстояния, которые прошли 2 поезда вместе.
- А есть ли другой
способ решения задачи?
Д: думаем, что да
- Как по – другому можно
найти расстояние, более коротким, рациональным способом?
Д: можно узнать
скорость сближения
-Что это такое?
Д: на сколько км
они сближаются за 1 час
- На сколько км каждый
час сближаются поезда?
Д: на 150
км
-Каждый час
расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?
Д: уменьшаться
- Запишите этот
вариант решения задачи. Почему он более короткий?
Д: выполняется
меньше действий. (Один ученик объясняет у доски)
- Кто прокомментирует
ответ?
- Кому не понятно
решение задачи?
- Мы говорили о
том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины. Есть задачи,
которые нельзя решить первым способом.
2. Предлагаю
посмотреть на экран. Составьте задачу. Слайд 9.
Д: «Из двух сёл
выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость
трактора 9 км/ч, а скорость повозки 7
км/ч. Расстояние между сёлами 30 км.
- Задайте вопрос?
Д: Через какое
время они встретились.
- Что нужно для
решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим. ( на слайде) Слайд 9.
- Какая величина в задаче общая?
Д: расстояние
- Можно ли сразу найти время движения?
Д: нет, мы не знаем какое время двигался
каждый.
- Что надо найти в этой задаче вначале?
Д: скорость сближения
( на доске по действиям).
Решение самостоятельно. Проверка.
- Что найдём? Как найти время? (самост,
проверка)
Запись ответа (проверка)
Физминутка.
От зелёного
причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
Он назад поплыл
сначала.
Раза, два,
А потом поплыл
вперёд.
Раз, два.
И поплыл, поплыл по
речке
Набирая полный ход.
IV.
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
Слайд 10.
Самостоятельное решение задач.
Перед вами 3 задачи.
Они разные по сложности. Выберите любую из них. Представьте в виде чертежа
или таблицы. Решите самостоятельно.
1.
Два мальчика плыли одновременно навстречу друг
другу с двух концов бассейна со скоростью 20
м / мин. Через сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100
м.
2.
От двух причалов вышли одновременно навстречу друг
другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29
км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.
3.
Из двух городов вышли одновременно навстречу друг
другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60
км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.
Кто решал первую
задачу? И т. д.
Проверка задач. (
на слайде) Слайд 11.
2. При движении по
дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам
предлагаю задание, которое развивает внимание. Найдите ошибки в решении
примера. Решите правильно.
4001 053
832 974
-----------
3169 079 Слайд
12.
V. Рефлексия деятельности. Слайд 13.
Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше
будешь»
- Как вы понимаете её?
Д: если двигаться медленнее и с осторожностью,
соблюдая правила, можно проехать без происшествий.
- Как вы думаете, с одинаковой скоростью
перемещаются предметы?
Д: конечно, нет.
Помогите мне, распределите скорость движения.
( на слайде) Слайд 14.
Я приготовила для вас еще одно интересное
задание. Это блиц, быстрый ответ на вопрос.
У вас на партах карточки с примерами, около
каждого примера стоит номер. Задание, быстро решить примеры.
Карточки с примерами:
Итак, проверяем на таблице. ( проверка по
цепочке) Слайд 15.
-Какая цифра получилась?
Д: получилась цифра 5.
- В будущем мы все должны научиться решать
задачи на движение только на 5.
Домашнее задание. Слайд 16.
Итоговая рефлексия. Слайд 17.
ü
Какие виды работ выполняли на уроке?
ü
Какое задание было для вас интересным?
ü
Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах
и почему?
ü
Пригодятся ли вам знания на расчёт пути, времени и
скорости в жизни?
Спасибо за урок! Слайд 18.
Список литературы:
1. Я иду на
урок в начальную школу: Математика. Книга 2: Книга для учителя.- М.:
Издательство «Первое сентября», 2000г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.