Конспект урока по
теме "Геометрические головоломки" в 5 классе
Класс: 5.
Цели и задачи:
познакомить учащихся с историей
танграма, определить фигуры, из которых состоит танграм; развивать умение
составлять фигуры из танграма; коммуникативную и творческую компетентности.
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Проверка домашнего задания (2
мин)
Учитель: На прошлом уроке вы
разделились на группы и должны были сделать из бумаги правильные многогранники.
Показываем.
3. Объяснение новой темы (10 мин)
Учитель: Хорошее изображение – это
качество, необходимое в равной мере и математику, и поэту. Великий французский
просветитель Вольтер как – то сказал: «В голове у Архимеда было гораздо больше
воображения, чем в голове у Гомера». На рисунке 1 изображена часть крепостной
стены. Один из камней стены имеет столь причудливую форму, что если вытащить
его из стены и положить иначе, то стена станет ровной. Изобразите этот камень. Учитель
проверяет выполнение данного задания. Учитель: следующее задание – отец, у
которого было четыре сына, имел квадратное поле. Четверть поля (рисунок 2) он
оставил себе. Остальные часть обещал отдать сыновьям, если те сумеют разделить
поле между собой на равные по площади и по форме части. Как сыновьям выполнить
это? Учитель проверяет выполнение данного задания. Учитель: Занимательных задач
на разрезание квадрата – множество. Если разрезать квадрат, как показано на
рисунке 3, по получится популярная китайская головоломка ТАНГРАМ, которую в
Китае называют «чи чао ту», т.е. умственная головоломка из семи частей.
Название «Танграм» возникло в Европе, вероятнее всего, от слова «тань» (что
означает «китаец») и корня «грамма» (в переводе с греческого «буква»). Танграм
– это квадрат разрезанный на специальные части. Вероятно, эти части квадрата
первоначально служили для демонстрации геометрических фигур. В самом деле,
можно легко составить из частей квадрата: прямоугольник, параллелограмм,
трапецию и другие. С определениями этих фигур и их свойствами знакомство
произойдет позже – в старших классах, а пока нужно знать названия фигур, из
которых состоит сам квадрат танграма: треугольники разных размеров, квадрат и
параллелограмм Фигурки Давайте внимательно рассмотрим заготовленные трафареты и
разрежем их по линиям. У нас должно получиться 7 плоских геометрических фигур.
Элементы Танграма можно использовать в повседневной жизни. Например, дизайнеры
создали вот такие полочки.
4. Решение задач.(10 мин)
Учитель: теперь вы получите
карточки с картинками. Вам нужно составить их с помощью фигур танграма. При
этом приветствуется помощь соседу, если кто-то из вас выполнил быстрее. Если вы
оба выполнили задания, то можете получить дополнительную карточку.
Карточка
1
Карточка
2
5. Работа на компьютере.(18 мин)
Учащиеся по двое садятся за
компьютеры. На компьютеры заранее открыта flash – игра «Танграм» в интернете по
адресу: http://www.playfree.ru/play-20389.html?PHPSESSID=4ff2119e2b30be4e60f2f41f916d88e6. В
зависимости от количества решенных заданий за 10 минут, учащиеся получают
оценки.
6. Итоги урока.(2 мин)
Учитель: сегодня вы узнали об очень
интересной головоломки «Танграм». Скажите вам понравилось собирать различные
фигурки? Ответ учащихся. Учитель: на уроке учащиеся получили следующие оценки…
Молодцы!
7. Домашнее задание.(2 мин)
Учебник «Наглядная геометрия» 5 – 6
класс. Стр. 40 № 5, 6, 7, 8.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.