Свет гения летит через года…
Урок математики в 7 классе.
Пушкин и математика.
Цель: обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С. Пушкина; выяснить, как прослеживается связь творчества поэта с математикой, какие математические меры используются для оценки гениальности.
Задачи:
Личностные: Помочь детям осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, формирование способности к самооценке своих действий, поступков, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
Метапредметные: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; показать связь литературного творчества с математикой; формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формирование адекватного оценивания результатов своей деятельности; Развитие познавательного интереса, логического мышления, развитие навыков групповой работы.
Предметные: Повторить действия с рациональными числами, свойства пропорции.
Ход урока:
Приветствие учеников, Я вас приветствую, друзья!
Нам жить без встреч таких нельзя,
Ведь, интеллект чтоб развивать,
Проблемы надобно решать.
визуальная проверка готовности их к уроку, настрой на продуктивную работу на уроке.
Приветствуют учителя,
2
Актуализация учебной деятельности
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о гениальном человеке, которого, я уверена, знают все. О ком именно? Чтобы ответить на этот вопрос прошу вас выполнить не большую разминку. (Предлагает ученикам решить 8 примеров, ответы записать в таблицу и с помощью ключа прочитать имя гения)
Решают устно примеры, а ответы записывают в таблицу, с помощью ключа разгадывают имя гения.
3
Постановка цели урока.
- Вы удивлены? Какие вопросы возникли у вас, когда вы узнали о ком мы будем говорить на уроке математике?
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ сегодня на уроке?
Формулируют вопросы.
Ставят цель на урок.
4.
«Поверил я алгеброй гармонию»
На доске записаны числа:
1,1,2,3,5,8,13, …
-Установите закономерность и назовите следующие 5 чисел этого ряда.(За каждый верный ответ учащийся сам берет себе смайлик, лежащий в коверте на столе)
- Эти числа названы по имени средневекового математика Леонарда Пизанского или Фибоначчи.
- Перед вами томики стихов А.С.Пушкина. ? Выберите по 5 небольших стихотворений и подсчитайте количество строк в них.
Что вы заметили?
- В творческой манере поэта проявляется вполне закономерная тенденция; он явно предпочитает стихотворения, размер которых близок к числам Фибоначчи. Наиболее выдающиеся произведения поэта, шедевры его творчества явно тяготеют к размерам 8,13, 21 и 34 строки. Этот факт никак нельзя признать случайностью, игрой слепой вероятности. Наличие этих чисел выражает одну из фундаментальных закономерностей творческого метода поэта, его эстетические требования, чувства гармонии.
- Но гармония в мире выражается не только числами Фибоначчи. Посмотрите на доску.
- Что записано? Прочитайте эту математическую модель.
- Эта пропорция называется «гармоническая пропорция» или «золотое сечение».
- Четкий ритм, закономерное чередование ударных и безударных слогов, упорядоченная размерность стихотворений, их эмоциональная насыщенность, делают поэзию родной сестрой музыкальных произведений. Каждый стих обладает своей музыкальной формой – своей ритмикой и мелодией.
- Проверить будет ли выполняться золотая пропорция для 8 главы «Евгения Онегина». Я вам немного помогу. Строка «Бледнеть и гаснуть – вот блаженство …» делит всю главу на две части. В первой 477 строк, а во второй 295. Как это можно сделать?
Н. Васютинский говорил:
Тончайшее соответствие величине золотой пропорции! Это великое чудо гармонии, совершенное гением Пушкина!
Устанавливают закон, по которому записаны данные числа, и называют следующие 5 чисел.
Работают со стихотворениями.
Делают выводы, что количество строк в стихотворениях близко к числами Фибоначчи.
Слушают учителя.
- Пропорция. Отношение суммы двух чисел к большему из них равно отношению большего числа к меньшему.
Проверяют выполнение этой пропорции.
Физкультминутка.
5 | Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок … | Задание 1 группе. - Вычислить минимальное расстояние от царства Салтана до города-дворца основанного князем Гвидоном, до которого могла доплыть бочка с царицей и её сыном в течении суток. (на столах у каждой группы распечатки с отрывками сказок и необходимыми данными)
Скорость течения в океанах и морях колеблется от 0,6 до 2,5 м/с, первые признаки волн начинают появляться после того, как скорость ветра действующего на поверхность воды, достигает 1,2 м/с. Задание 2 группе. Посчитать возможную высоту холма в сказке «Скупой рыцарь». (на столах у каждой группы имеются данные к каждой задаче)
Одна горсть земли имеет объем приблизительно 0,008 м3, воинов всего было около 700000, но поскольку комки и камни не укладываются плотно, то объем насыпи будет в два раза больше, чем объем всей земли. Высоту насыпи найдите по таблице.
Вывод, Поэзия Пушкина базировалась на глубоком знании предмета, охвате его всех сторон. | Решают задачи, данные которых находят в отрывках сказок и из географических и исторических данных. |
6 | Найдите ошибку | В фрагменте сказки «Сказка о царе Салтане» найдите математическую ошибку.
- Что ошибка, незамеченная автором? - Нет конечно! Широко распространено мнение, что Пушкин был не совсем в ладах с математикой. Из воспоминаний его сестры Ольги, мы узнаем, что он бывало плакал над задачами по арифметике. В воспоминаниях об учебе в лицее «первый друг» Иван Пущин рассказывал от том, как однажды учитель вызвал Пушкина к доске решать задачу, где как раз надо было разделить 33 на 2. Но деление у юного Александра никак не получалось. Это был именно тот день, когда учитель сказал ему: »Ступайте Пушкин на место и продолжайте лучше сочинять свои стихи». В это время Пушкин завершал работу над сказкой о царе Салтане. Вернувшись из лицея к своему письменному столу, поэт вспомнил эпизод с делением. Историю о том неудавшимся делении и зашифровал поэт в рассказе о 33 богатырях выходящих из моря парами! | Читают внимательно фрагмент и ищут ошибку в тексте.
Слушают учителя. |
7 | Рефлексия | - Как вам кажется, ребята, вы смогли увидеть связь поэзии Пушкина и математики? - Помогает ли математика доказать гениальность Пушкина? - Интересна ли вам была полученная информация на уроке? | Отвечают на вопросы. |
8 | Подведение итогов урока | Подсчитать количество смайликов у каждого учащегося и в каждой группе.
Выставить оценки учащимся. | Считают количество смайликов у себя, находят количество смайликов в каждой группе |
8 | Заключение. | История развития человечества подтверждает, что гениальность всегда многогранна. Вспомним Леонардо-да-Винчи, И. Ньютона, К. Циолковского, Д. Менделеева, М. Ломоносова. А.С. Пушкин не был исключением. Математику он хорошо не знал, но, как гений, не мог обойти стороной ее мерило гармонии и красоты. Не зная золотого сечения и чисел Фибоначчи, он интуитивно их использовал в своем творчестве. Гениальность Пушкина состоит не только в созданном им творческом наследии. Значимость его таланта созвучна с той ролью, которая отведена в мировой истории России. Он не мог не появиться. Без него не было бы и России. А он и вправду бесподобный гений, Неповторимый в просверках мгновений И незабвенный в памяти веков, – Таков вердикт всемирных языков. (Е. Исаев)
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.