Инфоурок Математика Другие методич. материалыКонспект урока по математике на тему "Пушкин и математика" (7 класс)

Конспект урока по математике на тему "Пушкин и математика" (7 класс)

Скачать материал

Свет гения летит через года…

Урок математики в 7 классе.

Пушкин и математика.

Цель: обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С. Пушкина; выяснить, как прослеживается связь творчества поэта с математикой, какие математические меры используются для оценки гениальности.

Задачи:

Личностные: Помочь детям осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, формирование способности к самооценке своих действий, поступков, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

Метапредметные: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; показать связь литературного творчества с математикой; формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формирование адекватного оценивания результатов своей деятельности; Развитие познавательного интереса, логического мышления, развитие навыков групповой работы.

Предметные: Повторить действия с рациональными числами, свойства пропорции.



Ход урока:

Приветствие учеников,

Я вас приветствую, друзья!

Нам жить без встреч таких нельзя,

Ведь, интеллект чтоб развивать,

Проблемы надобно решать.

визуальная проверка готовности их к уроку, настрой на продуктивную работу на уроке.

Приветствуют учителя,

2

Актуализация учебной деятельности

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о гениальном человеке, которого, я уверена, знают все. О ком именно? Чтобы ответить на этот вопрос прошу вас выполнить не большую разминку. (Предлагает ученикам решить 8 примеров, ответы записать в таблицу и с помощью ключа прочитать имя гения)






Решают устно примеры, а ответы записывают в таблицу, с помощью ключа разгадывают имя гения.

3

Постановка цели урока.

- Вы удивлены? Какие вопросы возникли у вас, когда вы узнали о ком мы будем говорить на уроке математике?

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ сегодня на уроке?

Формулируют вопросы.

Ставят цель на урок.

4.

«Поверил я алгеброй гармонию»

На доске записаны числа:

1,1,2,3,5,8,13, …

-Установите закономерность и назовите следующие 5 чисел этого ряда.(За каждый верный ответ учащийся сам берет себе смайлик, лежащий в коверте на столе)



- Эти числа названы по имени средневекового математика Леонарда Пизанского или Фибоначчи.

- Перед вами томики стихов А.С.Пушкина. ? Выберите по 5 небольших стихотворений и подсчитайте количество строк в них.

Что вы заметили?




- В творческой манере поэта проявляется вполне закономерная тенденция; он явно предпочитает стихотворения, размер которых близок к числам Фибоначчи. Наиболее выдающиеся произведения поэта, шедевры его творчества явно тяготеют к размерам 8,13, 21 и 34 строки. Этот факт никак нельзя признать случайностью, игрой слепой вероятности. Наличие этих чисел выражает одну из фундаментальных закономерностей творческого метода поэта, его эстетические требования, чувства гармонии.

- Но гармония в мире выражается не только числами Фибоначчи. Посмотрите на доску.

- Что записано? Прочитайте эту математическую модель.




- Эта пропорция называется «гармоническая пропорция» или «золотое сечение».

- Четкий ритм, закономерное чередование ударных и безударных слогов, упорядоченная размерность стихотворений, их эмоциональная насыщенность, делают поэзию родной сестрой музыкальных произведений. Каждый стих обладает своей музыкальной формой – своей ритмикой и мелодией.

- Проверить будет ли выполняться золотая пропорция для 8 главы «Евгения Онегина». Я вам немного помогу. Строка «Бледнеть и гаснуть – вот блаженство …» делит всю главу на две части. В первой 477 строк, а во второй 295. Как это можно сделать?

Н. Васютинский говорил:

Тончайшее соответствие величине золотой пропорции! Это великое чудо гармонии, совершенное гением Пушкина!





Устанавливают закон, по которому записаны данные числа, и называют следующие 5 чисел.





Работают со стихотворениями.




Делают выводы, что количество строк в стихотворениях близко к числами Фибоначчи.









Слушают учителя.




















- Пропорция. Отношение суммы двух чисел к большему из них равно отношению большего числа к меньшему.


















Проверяют выполнение этой пропорции.



Физкультминутка.





5

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок …

Задание 1 группе.

- Вычислить минимальное расстояние от царства Салтана до города-дворца основанного князем Гвидоном, до которого могла доплыть бочка с царицей и её сыном в течении суток. (на столах у каждой группы распечатки с отрывками сказок и необходимыми данными)


Скорость течения в океанах и морях колеблется от 0,6 до 2,5 м/с, первые признаки волн начинают появляться после того, как скорость ветра действующего на поверхность воды, достигает 1,2 м/с.

Задание 2 группе.

Посчитать возможную высоту холма в сказке «Скупой рыцарь». (на столах у каждой группы имеются данные к каждой задаче)


Одна горсть земли имеет объем приблизительно 0,008 м3, воинов всего было около 700000, но поскольку комки и камни не укладываются плотно, то объем насыпи будет в два раза больше, чем объем всей земли. Высоту насыпи найдите по таблице.


Вывод, Поэзия Пушкина базировалась на глубоком знании предмета, охвате его всех сторон.

Решают задачи, данные которых находят в отрывках сказок и из географических и исторических данных.

6

Найдите ошибку

В фрагменте сказки «Сказка о царе Салтане» найдите математическую ошибку.


- Что ошибка, незамеченная автором?

- Нет конечно!

Широко распространено мнение, что Пушкин был не совсем в ладах с математикой. Из воспоминаний его сестры Ольги, мы узнаем, что он бывало плакал над задачами по арифметике. В воспоминаниях об учебе в лицее «первый друг» Иван Пущин рассказывал от том, как однажды учитель вызвал Пушкина к доске решать задачу, где как раз надо было разделить 33 на 2. Но деление у юного Александра никак не получалось. Это был именно тот день, когда учитель сказал ему: »Ступайте Пушкин на место и продолжайте лучше сочинять свои стихи». В это время Пушкин завершал работу над сказкой о царе Салтане. Вернувшись из лицея к своему письменному столу, поэт вспомнил эпизод с делением. Историю о том неудавшимся делении и зашифровал поэт в рассказе о 33 богатырях выходящих из моря парами!

Читают внимательно фрагмент и ищут ошибку в тексте.








Слушают учителя.

7

Рефлексия

- Как вам кажется, ребята, вы смогли увидеть связь поэзии Пушкина и математики?

- Помогает ли математика доказать гениальность Пушкина?

- Интересна ли вам была полученная информация на уроке?

Отвечают на вопросы.

8

Подведение итогов урока

Подсчитать количество смайликов у каждого учащегося и в каждой группе.


Выставить оценки учащимся.

Считают количество смайликов у себя, находят количество смайликов в каждой группе

8

Заключение.

История развития человечества подтверждает, что гениальность всегда многогранна. Вспомним Леонардо-да-Винчи, И. Ньютона, К. Циолковского, Д. Менделеева, М. Ломоносова. А.С. Пушкин не был исключением. Математику он хорошо не знал, но, как гений, не мог обойти стороной ее мерило гармонии и красоты. Не зная золотого сечения и чисел Фибоначчи, он интуитивно их использовал в своем творчестве.

Гениальность Пушкина состоит не только в созданном им творческом наследии. Значимость его таланта созвучна с той ролью, которая отведена в мировой истории России. Он не мог не появиться. Без него не было бы и России.

А он и вправду бесподобный гений,
Неповторимый в просверках мгновений
И незабвенный в памяти веков, –
Таков вердикт всемирных языков.
(Е. Исаев)









Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по математике на тему "Пушкин и математика" (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок на тему "Пушкин и математика" проводился в 7 классе, и был предоставлен на районный конкурс "Урок года", где занял 3 место. 

Цель: обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках   А.С. Пушкина; выяснить, как прослеживается связь творчества поэта с математикой, какие математические меры используются для оценки гениальности.

Задачи:

Личностные: Помочь детям осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, формирование способности к самооценке своих действий, поступков,  умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

Метапредметные:формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; показать связь литературного творчества с математикой; формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формирование адекватного оценивания результатов своей деятельности; Развитие познавательного интереса, логического мышления, развитие навыков групповой работы.

 

Предметные:  Повторить действия с рациональными числами, свойства пропорции.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 356 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 471
    • DOCX 21.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колчина Людмила Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колчина Людмила Александровна
    Колчина Людмила Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3201
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Математика" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 203 человека из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 511 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1245 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 796 человек

Курс повышения квалификации

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 452 человека

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек