Тема: Слагаемые. Сумма.
Цель: познакомить с понятиями «слагаемые», «сумма».
Планируемые
результаты:
Учащиеся
научатся:
Ø читать равенства, используя математическую
терминологию (слагаемые, сумма );
Ø планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
Ø определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
Ø оценивать себя, границы своего знания и незнания;
Ø работать в паре и оценивать своего товарища.
Оборудование:
У учителя –таблицы «Название чисел при сложении», «Правила работы в паре»;
примеры, записанные на школьной доске; корзина и муляжи овощей; лесные
сказочные герои.
У учащихся – конверт с числами от 0 до 9; конверт со светофорами и смайликами для
самооценки; индивидуальный счётный материал (геометрические фигуры); карточка с
заданием для работы в паре; тетрадь на печатной основе, учебник.
Ход урока.
1. Организационный
момент.
- Прозвенел звонок - начался урок!
(Повернитесь друг к другу , улыбнитесь друг к другу, пожмите руки и
пожелайте удачи.)
2. Актуализация
знаний:
- Какое сейчас время года? (осень)
- Сегодня мы отправимся в осенний лес, в лесную школу. Посмотрите,
животные в лесной школе тоже учатся и у них тоже урок математики.
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (Лиса)
Мудрая Сова ,дала задание Лисичке
Давайте, ей поможем решить «весёлые задачки»:
а) Мы с мамой в
зоопарке были, Зверей с руки весь день кормили. Верблюда, зебру, кенгуру И длиннохвостую
лису. Большого серого слона Увидеть я едва смогла. Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я? А если их вы счесть смогли, Вы просто чудо! Молодцы!
б) Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят. Три яичка в гнезде У наседки лежат. Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей: Сколько будет цыплят У наседки моей?
в) На забор влетел
петух, Повстречал ещё там двух. Сколько стало петухов? У кого ответ
готов?
- Ребята, пока мы помогали лисе, волчок
тоже запутался давайте ему поможем.
1 столбик – вставить пропущенные числа, 2 столбик – вставить
знаки + или
-, 3 столбик – вставить знаки >, <,
или =.
6-О=5 9О2=7
7+1О5
Примеры записаны на
доске.
О+9=9 5О1=6
5О4+1
Учитель вызывает по 1
ученику на 8+О=10 7О0=7 4-4О4 каждый столбик.
Пока ребята помогают волчонку, мы поможем медвежонку:
Посчитайте от 5 до 10, от 9 до 4, от 2 до 8 через
один, от 1 до10 через два… (Дети считают в полголоса хором, чтобы не мешать
работающим у доски.)
Назовите следующее число:6,8,3.
Назовите предыдущее число:7,2,9.
Назовите соседей числа:4,8,2,1.
Молодцы! Помогли медвежонку! Он очень вам благодарен.
Достаньте из
конвертов светофоры. Проверим работу на доске.
(Дети светофором
оценивают каждый столбик решённых примеров.)
3. Самоопределение
к деятельности.
Ай, да белка – мастерица!
Вяжет детям рукавицы.
Извязала три клубка,
Два ещё лежат пока.
У кого ответ готов:
Сколько у неё клубков? (5)
Как вы узнали?
(3+2=5)
Как по-разному можно прочитать эту запись? (к 3 прибавить 2
получится 5, 3 плюс 2 равно 5, 3 да 2 будет 5, 3 увеличить на 2 получится 5).
-Можно ли по-другому
прочитать эту запись? Для этого нам надо узнать, как называются числа при
сложении. Кто может сказать, чему мы должны научиться на уроке? (читать
запись по-другому, узнать названия чисел при сложении)
4. Работа по теме урока.
1. Практическая работа.
(У учителя корзина и муляжи овощей, с помощью которых он
демонстрирует все действия зайчика)
В лесной школе учится зайчик. Он пошел в огород, сорвал и положил в
корзину 5 кочана капусты.
Положите на парту столько же кругов.
Потом дошёл до грядки с морковью, сорвал и положил в корзину 3
морковки.
Положите рядом столько же треугольников.
Что делал зайчик с овощами? (Складывал в корзину)
Какое действие он выполнял? (Сложение)
Что он складывал? (5 кочана капусты и 3 морковки)
Составьте выражение.( 5+3)
Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются
слагаемыми.
Назовите первое слагаемое.( 5 )
Назовите второе слагаемое. ( 3 )
Сколько всего фруктов у зайчика в корзине? ( 8 )
Сколько у вас на столе фигур? ( 8 )
Дополните нашу запись. ( 5+3=8)
Как вы можете назвать число 5? ( то, что получилось, ответ,
результат)
В математике результат сложения называется – СУММА.
Прочитайте хором эту запись по-новому.
Слагаемое
|
|
Слагаемое
|
|
Сумма
|
5
|
+
|
3
|
=
|
8
|
А теперь вернёмся к нашей белочке и прочитаем запись, используя слова
«слагаемое» и «сумма».
Физминутка.
Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
(взмахи поочерёдно правой и левой рукой)
Покажите мне ,ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит.
Просыпаться не спешит.
5. Закрепление изученного материала.
Мудрая Сова
,дает и нам задание.
1. Работа по учебнику.
а) -Откройте
учебник на стр. 86. Мы попали в «Детский мир». Кого вы видите на верхней
картинке?
- Назовём их
Света и Петя.
- В паре
составьте рассказ по картинке.( Парная работа.
- У Светы 3
красных кубика, а у Пети – 2 синих. А всего у детей 5 кубиков.
3 + 2 = 5
1 слагаемое, 2
слагаемое, сумма.)
- Какая запись
получилась? Прочитайте.
- Как называются
числа при сложении?
б) - Что заметили? (что на доске, то и в учебнике: математические
записи и рисунки к ним).
- Каждому ряду по заданию: назвать первое и второе слагаемые, записать
суммы.
- А я начинаю подходить к каждому с петушком (игрушка) и он
будет поклевывать того, кто ошибается.
- Встаньте те, кого петушок клюнул.
- Как вы думаете почему (не) совершили ошибки? (были (не) внимательны
на предыдущем этапе)
При наличии ошибок исправление – объяснение темы учащимися из ряда, кто
не совершил ошибок.
2. Работа в тетради на печатной основе.
Я тетрадочку открою
И, как надо, положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
- Сядьте ровно,
спинки прямые.
№ 1 6+…=7 8=…+1 3+2=…
5+1=… 6=5+… 3+1=…
…+2=6 7=5+… 7+….=9
- Что нужно сделать в этом задании? (заполнить пропущенные числа,
вычислить)
- Выполняем.
- Подчеркните равенства, в которых пропущены слагаемые.
- Что такое слагаемые? (числа, которые складываем)
- Поменяйтесь в паре тетрадками.
- Ошибки исправляем карандашом.
- Верните тетрадки товарищам.
- Поднимите руки у кого нет ошибок.
- У кого 1 ошибка.
- 2-3 ошибки.
- у кого больше 3 ошибок.
- Как вы думаете, почему возникли ошибки? (невнимательность, неумение
вычислять)
№ 2. 7 жучков бежали в домик,
Но один из них устал.
От товарищей отстал.
Сколько резвых насекомых
Продолжают путь домой?
Запишите для каждого рисунка свое равенство.(самостоятельная работа)
5+1=6
на доске правильные ответы 7-1=6
- Погладьте себя по головке два раза, кто не ошибся; один раз кто
ошибся и исправил.
Физминутка.
Поднимает руки класс-
Это «раз»,
Выше голова-
Это «два»,
«Три» в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На «четыре»- руки шире,
На «пять» себя обнять,
А на «шесть» - тихонько сесть.
3. Работа по учебнику.
Наши друзья предлагают нам решить задачи.
Я шел, пятачок нашел. С другом
пойдем, сколько найдем?
(Фронтальная работа. (-нельзя ответить.))
А вот на вопрос задачи № 3 с 87 учебника можно найти ответ.
Чтение задачи.
- Сколько было книг у Васи?
- Что произошло?
- Стало больше книг или меньше?
Выберите запись-решение задачи.
(Анализируют
условие задачи, выбирают нужную запись для решения.
6 + 2 6 – 2)
Анализ задачи № 4.
Какой знак действия нужно выбрать для решения задачи? Почему?
(индивидуальная работа 3 * 1)
- Звери спорят и не могут решить задачу. Помогите им.
Решите задачу «ловушку».
На столе стояли 3 стакана с чаем. Мальчик выпил 1 стакан чая. Сколько
стаканов осталось на столе?(3 стакана)
4. Работа в парах.(карточки)
-
Сейчас мы сами превратимся в лесных зверушек. Повернитесь друг к другу и
договоритесь, кто из вас будет мышкой, а кто – зайчиком. Придвиньте к себе
карточки с заданием. Первые три примера решает мышка, а зайчик ей помогает,
следующие три - наоборот. Кто справился, поднимите руки «домиком».
( 1. Внимательно слушай товарища.
2. Говори вполголоса.
3. Исправляя товарища- не обижай.
Парная работа. Одна пара работает у доски.
Контролируют и оценивают свою работу)
(дети работают в парах)
Вместе проверьте работу своей пары, пользуясь
доской. Кто проверил, поднимите руки домиком.
Оцените работу своей пары. (дети поднимают смайлик)
Те, у кого были ошибки, учитель выясняет, где
ошиблись и почему.
молод
6. Рефлексия.
Знают
-Спросить детей,что они запомнили…
Смогли…
Подумайте, всё ли вам было
понятно на уроке. Оцените себя.
Прикрепляют на доску картинки.
(-справился легко
затруднялся.
было трудно)
Ребята, Мудрая Сова очень рада что
мы помогли её ученикам.
И дарит нам вот
такое солнышко, чтоб оно светило
нам всегда.
Использованная литература:
1. Моро
М.И. - Математика. 1 класс. Учебник. – с. 86-87
2. Моро
М.И., Волкова С.И. - Математика 1 класс. Рабочая тетрадь на печатной основе. –
с. 32
3. Ситникова
Т.Н, Яценко И.Ф. - Поурочные разработки по математике: 1 класс
– М.: ВАКО, 2013. – с. 166-170
4.
Информация из интернета.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.