Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по математике

Конспект урока по математике

Скачать материал

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Встречное движение».

Автор: Прохорова Юлия Ивановна, учитель начальных классов

Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №36 с углублённым изучением иностранных языков»

Класс: 4

Основные цели:

1) формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при встречном движении, фиксировать результат в виде формулы;

2) тренировать умение использовать построенную формулу для решения задач на встречное движение;

3) тренировать умение решать задачи на работу, тренировать вычислительные навыки.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация.

 

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;

2) определить содержательные рамки урока: встречное движение;

3) мотивировать к учебной деятельности.

 

Организация учебного процесса на этапе 1:

На слайде текст стихотворения  (С-1).

- Прочтите стихотворение. Определите, чему будет посвящён сегодня урок. (На уроке будем работать с задачами на движение.)

- Сегодня вы продолжите работу с задачами на одновременное движение.

- Что вам помогало на прошлых уроках успешно справлять с затруднениями?

- А зачем я вам предлагаю на уроке задания с затруднениями? (Чтобы мы поняли, чего мы не знаем, чтобы поняли, что на уроке будет нового.)

- А что вы дальше делаете, после того, как определите, чего вы не знаете? (Мы самостоятельно строим новый способ.)

- С чего начинаем работу? (С повторения.)

Обучающиеся активно вступают в диалог, выдвигают гипотезы, с вниманием прислушиваются к мнению одноклассников. Учитель руководит и направляет процесс.

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания о видах движения, скорости сближения, формуле движения;

2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (задание по определению расстояния между объектами при встречном движении без использования координатного луча);

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (не возможность найти расстояние между объектами при встречном движении);

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.

 

Организация учебного процесса на этапе 2:

(Слайды с 2 – 9)

1) Отгадайте 1 величину. Дети отгадывают ребус, слово скорость.  Что такое скорость? Работают с карточкой( прил. 1) Вставьте нужные слова из словарика.

- Отгадайте 2 величину. Дети отгадывают загадку. Что такое время? Дают определение по карточке (прил.1)

- Отгадайте 3 величину? Что такое расстояние? Даётся определение расстояния. (прил.1)

Переходим к следующему слайду.

- Какие величины не используются в задачах на движение?

- По какому признаку можно разделить данные величины на 3 группы?

Задание сравнить величины. Дети работают в группе на карточке (прил.2)

- Что вас удивило? (Длину и скорость сравнивать нельзя)

Переходим к следующему слайду и поговорим о скорости. Предположите, какая скорость может быть у объектов?

Давайте вспомним формулы нахождения величин. Переверните лист (прил. 1) и запишите формулы нахождения расстояния, скорости и времени.

Переходим на следующий слайд и проверяем выполненную работу таким образом, если высказывание истинное – вы показываете плюс. Если высказывание ложное- показываете знак минус.

- Как много вы знаете, а умеете ли решать задачи?

Лыжник Вася проехал 10 000 м за 30 минут, а лыжник Петя за 42 минуты. Кто бежал с большей v?

Ласточка полетела за комаром одновременно друг за другом. Между ними 25 км. скорость ласточки 50 км/ч, скорость комара 3 000 м/ч. Ласточка съест комара?

Тройка лошадей бежала со v  12 км/ч. С какой скоростью бежала каждая лошадь?

Два мальчика одновременно побежали навстречу друг другу и встретились посередине. Можно сказать, что они бежали с одинаковой скоростью ?         

Ответы зажигаются на экране.

2) - Решите задачу. Условие и вопрос на экране. (С-10)

Учащиеся работают на карточках (прил.3) и показывают результаты учителю. При необходимости проводится коррекция ошибок.

- Что вы сейчас повторили? (Формулу движения, скорость сближения при встречном движении.)

- Какой следующий шаг вы можете сделать? (Мы можем рассмотреть задание с затруднением.)

- А зачем? (Выполняя, это задание мы поймём, чего мы не знаем, что нового сегодня будет на уроке.)

3) На доске текст задачи:

Толя и Коля одновременно отплыли навстречу друг другу с двух концов бассейна. Толя плыл со скоростью 4 м/с, а Коля – 6 м/с. Через сколько секунд встретились мальчики, если длина бассейна 50 м?

 

 
 

 

 

 

 


- Запишите номер формулы, которая поможет ответить на вопрос задачи.

Все выполняют задание самостоятельно на планшетках.

- У кого нет ответа? (…)

- Сформулируйте своё затруднение. (Мы не смогли найти нужную формулу для решения задачи.)

- Какие результаты вы получили? (…)

Если есть ответы, они записываются на доске.

- Вы можете обосновать выбор формулы? (…)

- Что вы можете сказать о выполнении пробного задания? (Мы не смогли записать формулу, которая может быть использована при ответе на вопрос задачи, мы не можем обосновать свой выбор.))

- Что вы будете делать? (Надо остановиться и подумать, почему мы не смогли выполнить задание.)

Данный этап работы был разнообразен информационно-коммуникативными технологией, работой в паре и группе, что повлияло на познавательную активность обучающихся. Применяемые  формы организации познавательной деятельности обеспечивали сотрудничество между школьниками, способствовали включению каждого ученика в деятельность по достижению цели.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Что вам необходимо было сделать? (Надо было определить, какую из представленных формул можно использовать для ответа на вопрос задачи.)

- Почему возникло затруднение?

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

в коммуникативной форме

Этап 4

 
организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1. уточнение цели проекта (построить формулу для нахождения расстояния при встречном движении);

2. уточнить тему урока;

3. определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);

4. построение плана достижения цели.

 

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Поставьте перед собой цель.

- Сформулируйте тему урока. (Задачи на встречное движение.)

Тема фиксируется на доске.

- Что вы можете использовать для достижения цели? (Изображение движения, таблица, формула движения, формула нахождения скорости сближения.)

- По какому плану вы будете действовать? (1. Изобразить движение на координатном луче. 2. Заполнить таблицу. 3. Выявить закономерность. 4. Записать формулу.)

 

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: формулы нахождения расстояния при встречном движении;

2) создать условия для построения формулы для нахождения расстояния при встречном движении, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

 

Организация учебного процесса на этапе 5:

Дальше работу можно организовать в группах. Каждой группе раздаётся задание .

Каждая группа выполняет задание самостоятельно, время работы 5 минут. Одна из групп представляет результат своей работы, остальные дополняют, уточняют.

 

Если группы затрудняются выполнить задание, можно организовать подводящий диалог.

Какое было расстояние между мальчиками? Покажи.

С какой скоростью они приближались?

Покажи, на сколько уменьшилось расстояние между мальчиками через одну секунду. А через две секунды?

С какой скоростью приближались мальчики? Как ее найти?

Через сколько секунд встретились мальчики?

Заполни таблицу. (прил. 4)

- Как это вычислить по формуле, не используя построение?

- Запишите, чему будет равно первоначальное расстояние .

- Запишите формулы нахождения первоначального расстояния и расстояния через заданное время в общем виде.

Результат работы фиксируется в виде эталонов:

Верно ли, выражение 50 : (4 + 6) является решением задачи?

s = (v1 + v2) × t

t = s : (v1 + v2)

 
 

 

 

 

 


- Как можно прочитать эти формулы?

- Вы построили способ, который позволяет справиться с затруднением? (Да.)

- Какие задачи вы теперь сможете решать? (Задачи на встречное движение.).

- Что вы дальше должны сделать? (Потренироваться решать задачи.)

На данном этапе изучения  материала для выхода из проблемной ситуации детям предложена практическая работа , в результате которой дети «открывали» новые приемы, искали выходы из затруднения, опираясь при этом на предыдущий опыт и знания.

 

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, новых правил при выполнении задания.

 

Организация учебного процесса на этапе 6:

С- 13,14 Переходим по слайдам. Чтение задачи и выполнение самостоятельное.

Чтобы найти через сколько встретятся поезда надо всё расстояние разделить на скорость сближения.

456 : (72 + 80)= 3 (ч)

Ответ: через три часа.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;

2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).

 

Организация учебного процесса на этапе 7:

- Вы готовы поработать самостоятельно и проверить знания, которые вы сегодня открыли? (…)

Работа в учебнике

4 (1, 2), стр. 90 (только решить задачи).

Задание можно выполнить устно, с комментарием.

1) Чтобы найти первоначально расстояние надо скорость сближения умножить на время:

(4 + 5) × 3 = 27 (км)

2) Чтобы найти скорость второго объекта надо найти скорость сближения : 27 : 3 = 9 (ч). Из скорости сближения вычесть скорость первого объекта: 9 – 4 = 5 (км/ч).

Проверка проводится фронтально, во внешней речи.

- Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

- Что вы использовали при выполнении задания? (Схему, формулу.)

- Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)

- В чем причина?

- У кого все верно?

Задания на уроке, выполненные обучающимися способствовали достижению поставленных целей, обеспечивали эффективность методов обучения и соответствовали содержанию учебного материала.

 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Организация учебного процесса на этапе 9:

- Что нового вы открыли сегодня на уроке. (Мы узнали, как найти расстояние при движении навстречу.)

- Вы приблизились к желаемой цели?

- Что вам помогло выйти из затруднения?

Организация круглого стола с пониманием детьми, что у них получилось и что не получилось. Составление синквейна по теме.

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по математике"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Встречное движение».

Автор: Прохорова Юлия Ивановна, учитель начальных классов

Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №36 с углублённым изучением иностранных языков»

Класс: 4

Основные цели:

1) формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при встречном движении, фиксировать результат в виде формулы;

2) тренировать умение использовать построенную формулу для реш

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 710 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 364
    • DOCX 56.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Прохорова Юлия Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Прохорова Юлия Ивановна
    Прохорова Юлия Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 15023
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1474 человека из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 784 человека

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 683 человека

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе