Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Встречное движение».
Автор: Прохорова
Юлия Ивановна, учитель начальных классов
Школа: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя
общеобразовательная школа №36 с углублённым изучением иностранных языков»
Класс: 4
Основные цели:
1) формировать у
учащихся умение проводить исследования значения расстояния между движущимися
объектами в заданный момент времени при встречном движении, фиксировать
результат в виде формулы;
2) тренировать умение
использовать построенную формулу для решения задач на встречное движение;
3) тренировать
умение решать задачи на работу, тренировать вычислительные навыки.
Мыслительные операции, необходимые на этапе
проектирования: анализ, синтез, обобщение, аналогия,
классификация.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании
значения уметь учиться;
2) определить содержательные рамки урока: встречное
движение;
3) мотивировать к учебной деятельности.
Организация
учебного процесса на этапе 1:
На слайде текст
стихотворения (С-1).
- Прочтите
стихотворение. Определите, чему будет посвящён сегодня урок. (На уроке будем
работать с задачами на движение.)
- Сегодня вы продолжите работу с задачами на
одновременное движение.
- Что вам помогало на прошлых уроках успешно
справлять с затруднениями?
- А зачем я вам предлагаю на уроке задания с
затруднениями? (Чтобы мы поняли, чего мы не знаем, чтобы поняли, что на уроке
будет нового.)
- А что вы дальше делаете, после того, как
определите, чего вы не знаете? (Мы самостоятельно строим новый способ.)
- С чего начинаем работу? (С повторения.)
Обучающиеся
активно вступают в диалог, выдвигают гипотезы, с вниманием прислушиваются к
мнению одноклассников. Учитель руководит и направляет процесс.
2. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать
знания о видах движения, скорости сближения, формуле движения;
2) тренировать мыслительные операции,
необходимые на этапе проектирования;
3) мотивировать к
пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) предъявить
индивидуальное задание для пробного действия (задание по определению расстояния
между объектами при встречном движении без использования координатного луча);
5) организовать
выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (не возможность
найти расстояние между объектами при встречном движении);
6) организовать
анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в
обосновании выполнения задания.
Организация
учебного процесса на этапе 2:
(Слайды с 2 – 9)
1)
Отгадайте 1 величину. Дети отгадывают ребус, слово скорость. Что такое
скорость? Работают с карточкой( прил. 1) Вставьте нужные слова из словарика.
-
Отгадайте 2 величину. Дети отгадывают загадку. Что такое время? Дают
определение по карточке (прил.1)
-
Отгадайте 3 величину? Что такое расстояние? Даётся определение расстояния.
(прил.1)
Переходим
к следующему слайду.
- Какие величины не используются в задачах на
движение?
- По какому признаку можно разделить данные величины
на 3 группы?
Задание
сравнить величины. Дети работают в группе на карточке (прил.2)
- Что вас удивило?
(Длину и скорость сравнивать нельзя)
Переходим к
следующему слайду и поговорим о скорости. Предположите, какая скорость может
быть у объектов?
Давайте вспомним
формулы нахождения величин. Переверните лист (прил. 1) и запишите формулы
нахождения расстояния, скорости и времени.
Переходим на
следующий слайд и проверяем выполненную работу таким образом, если высказывание
истинное – вы показываете плюс. Если высказывание ложное- показываете знак
минус.
-
Как много вы знаете, а умеете ли решать задачи?
Лыжник
Вася проехал 10 000 м за 30 минут, а лыжник Петя за 42 минуты. Кто бежал с
большей v?
Ласточка
полетела за комаром одновременно друг за другом. Между ними 25 км. скорость
ласточки 50 км/ч, скорость комара 3 000 м/ч. Ласточка съест комара?
Тройка
лошадей бежала со v 12 км/ч.
С какой скоростью бежала каждая лошадь?
Два мальчика
одновременно побежали навстречу друг другу и встретились посередине. Можно
сказать, что они бежали с одинаковой скоростью ?
Ответы зажигаются
на экране.
2) - Решите задачу.
Условие и вопрос на экране. (С-10)
Учащиеся работают
на карточках (прил.3) и показывают результаты учителю. При необходимости
проводится коррекция ошибок.
- Что вы сейчас
повторили? (Формулу движения, скорость сближения при встречном движении.)
- Какой следующий
шаг вы можете сделать? (Мы можем рассмотреть задание с затруднением.)
- А зачем? (Выполняя,
это задание мы поймём, чего мы не знаем, что нового сегодня будет на уроке.)
3) На доске текст
задачи:
|
|
Толя и Коля одновременно отплыли навстречу
друг другу с двух концов бассейна. Толя плыл со скоростью 4 м/с, а Коля – 6
м/с. Через сколько секунд встретились мальчики, если длина бассейна 50 м?
|
|
- Запишите номер
формулы, которая поможет ответить на вопрос задачи.
Все выполняют задание самостоятельно на
планшетках.
- У кого нет ответа? (…)
- Сформулируйте своё затруднение. (Мы не
смогли найти нужную формулу для решения задачи.)
- Какие результаты вы получили? (…)
Если есть ответы, они записываются на доске.
- Вы можете обосновать выбор формулы? (…)
- Что вы можете
сказать о выполнении пробного задания? (Мы не смогли записать формулу, которая
может быть использована при ответе на вопрос задачи, мы не можем обосновать
свой выбор.))
- Что вы будете
делать? (Надо остановиться и подумать, почему мы не смогли выполнить задание.)
Данный этап работы был разнообразен
информационно-коммуникативными технологией, работой в паре и группе, что
повлияло на познавательную активность обучающихся. Применяемые формы
организации познавательной деятельности обеспечивали сотрудничество между
школьниками, способствовали включению каждого ученика в деятельность по
достижению цели.
3. Выявление места и
причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных
операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где
возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий
учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе
организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех
конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения
исходной задачи такого класса или типа.
Организация
учебного процесса на этапе 3:
- Что вам необходимо было сделать? (Надо было
определить, какую из представленных формул можно использовать для ответа на
вопрос задачи.)
- Почему возникло затруднение?
4. Построение проекта выхода из
затруднения.
Цель:
в коммуникативной
форме
организовать построение учащимися проекта будущих
учебных действий:
1. уточнение цели
проекта (построить формулу для нахождения расстояния при встречном движении);
2. уточнить тему
урока;
3. определение
средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);
4. построение
плана достижения цели.
Организация
учебного процесса на этапе 4:
- Поставьте перед собой цель.
- Сформулируйте тему урока. (Задачи на
встречное движение.)
Тема фиксируется на доске.
- Что вы можете использовать для достижения
цели? (Изображение движения, таблица, формула движения, формула нахождения
скорости сближения.)
- По какому плану вы будете действовать? (1. Изобразить
движение на координатном луче. 2. Заполнить таблицу. 3. Выявить закономерность.
4. Записать формулу.)
5. Построение
проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) организовать
коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта,
направленного на приобретение недостающих знаний: формулы нахождения расстояния
при встречном движении;
2) создать условия
для построения формулы для нахождения расстояния при встречном движении,
зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной
схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;
3) организовать
уточнение общего характера нового знания.
Организация
учебного процесса на этапе 5:
Дальше работу можно организовать в группах.
Каждой группе раздаётся задание .
Каждая группа выполняет задание самостоятельно,
время работы 5 минут. Одна из групп представляет результат своей работы,
остальные дополняют, уточняют.
Если группы затрудняются выполнить задание,
можно организовать подводящий диалог.
Какое
было расстояние между мальчиками? Покажи.
С
какой скоростью они приближались?
Покажи, на сколько уменьшилось
расстояние между мальчиками через одну секунду. А через две секунды?
С какой скоростью приближались
мальчики? Как ее найти?
Через сколько секунд встретились
мальчики?
Заполни таблицу. (прил. 4)
- Как это вычислить по формуле, не используя
построение?
- Запишите, чему будет равно первоначальное
расстояние .
- Запишите формулы нахождения первоначального
расстояния и расстояния через заданное время в общем виде.
Результат работы фиксируется в виде эталонов:
Верно ли, выражение 50 : (4 + 6) является
решением задачи?
|
|
s = (v1
+ v2) ×
t
t = s
: (v1 + v2)
|
|
- Как можно прочитать эти формулы?
- Вы построили способ, который позволяет
справиться с затруднением? (Да.)
- Какие задачи вы теперь сможете решать?
(Задачи на встречное движение.).
- Что вы дальше должны сделать?
(Потренироваться решать задачи.)
На данном
этапе изучения материала для выхода из проблемной ситуации детям предложена
практическая работа , в результате которой дети «открывали» новые приемы,
искали выходы из затруднения, опираясь при этом на предыдущий опыт и знания.
6. Первичное закрепление во внешней
речи.
Цель:
зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в
применении, новых правил при выполнении задания.
Организация учебного процесса на этапе
6:
С- 13,14 Переходим по слайдам. Чтение задачи и
выполнение самостоятельное.
Чтобы найти через сколько встретятся поезда
надо всё расстояние разделить на скорость сближения.
456 : (72 + 80)= 3 (ч)
Ответ: через три часа.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
Цель:
1) организовать
самостоятельное выполнение учащимися заданий на новые понятия;
2)
организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при
необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация
учебного процесса на этапе 7:
- Вы готовы поработать самостоятельно и
проверить знания, которые вы сегодня открыли? (…)
Работа в учебнике
№ 4 (1,
2), стр. 90 (только решить задачи).
Задание можно выполнить устно, с комментарием.
1) Чтобы найти первоначально расстояние надо
скорость сближения умножить на время:
(4 + 5) × 3 = 27 (км)
2) Чтобы найти скорость второго объекта надо
найти скорость сближения : 27 : 3 = 9 (ч). Из скорости сближения вычесть
скорость первого объекта: 9 – 4 = 5 (км/ч).
Проверка проводится фронтально, во внешней
речи.
- Проверьте себя по эталону для самопроверки и
зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».
- Что вы использовали при выполнении задания?
(Схему, формулу.)
- Кто допустил ошибки при выполнении задания?
(…)
- В чем причина?
- У кого все верно?
Задания на
уроке, выполненные обучающимися способствовали достижению поставленных целей,
обеспечивали эффективность методов обучения и соответствовали содержанию
учебного материала.
9. Рефлексия учебной деятельности на
уроке.
Организация учебного процесса на этапе
9:
- Что нового вы открыли сегодня на уроке. (Мы
узнали, как найти расстояние при движении навстречу.)
- Вы приблизились к желаемой цели?
- Что вам помогло выйти из затруднения?
Организация
круглого стола с пониманием детьми, что у них получилось и что не получилось.
Составление синквейна по теме.
Домашнее задание
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.