Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по литературному чтению "Сказка о царе Салтане...А.С.Пушкин по системе"Школа 2100" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению "Сказка о царе Салтане...А.С.Пушкин по системе"Школа 2100" 4 класс

Скачать материал

 

 

 

План – конспект

урока по чтению в 4 классе

 

 

 

 

 

 

Тема урока:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Пушкин
 "Сказка о царе Салтане..."

Верещагина Валентина Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4» Сорочинск

 

 

 

 

 

 

Сорочинск

28.10.14 год

 

 

а. с. пушкин.
«Сказка о царе салтане»

        Цель: познакомить учащихся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …»

       Задачи урока :

        образовательная – формировать основу правильного типа читательской деятельности;

        развивающая – развивать монологическую и диалогическую формы устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

        воспитывающая – воспитывать  читательский интерес к сказкам А.С.Пушкина ; уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения.

УУД: Личностные УУД:

- осознание обучающимися ценности изучаемого предмета и совместной учебной деятельности;

Метапредметные:

-уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- уметь оформлять свои мысли в устной форме учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Оборудование:портрет А.С.Пушкина, рисунки и поделки детей на тему «Моя любимая пушкинская сказка», выставка книг со сказками Пушкина, иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина.                                        Ход урока

I.Организационный момент.Приветствие(1 мин)

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке.

II. Работа с текстом до чтения

2.1.Введение в тему(2 мин)

- Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

-Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, отправимся в гости к А.С.Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане…»

-Нам пришло приглашение (Слайд 1)

«Приглашаем вас принять участие в записи сказки на радиостанции «Юные таланты»

« По этому приглашению,   (Слайд 2)

По нашему хотению

Доставь, волшебный экран, нас

До места назначения.

Крибле, крабле,бумс»

2.2.Актуализация знаний «Интервью с ведущей радиостанции «Юные таланты»(5 мин)

-Здравствуйте, дорогие ребята. Я, ведущая передач радиостанции, очень рада, что вы приняли наше приглашение. Перед началом нашей совместной работы, я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С.Пушкине, что-то рассказать вам и показать.

Интервью:

1.В каком городе родился А.С.Пушкин?(Москва)

2.К какому роду принадлежала семья Пушкиных?(Старинный дворянский род)

3.Чем больше всего интересовались в этой семье? (Литературой и театром)

4.На каком языке, в то время было принято разговаривать в дворянском обществе? (на французском языке)

5.Какую литературу любил Сергей Львович – отец Саши? (французскую)

6.Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче? (собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке)

7.Кем был дядя А.С.Пушкина –Василий Львович? (известный поэт того времени)

8.Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей? (иностранцы-гувернёры)

9.Что вы знаете о маленьком Саше? (рано научился читать и делал это с большим удовольствием, своё первое стихотворение сочинил на французском языке)

10.Кто помог ему понять красоту русского слова, силу простого русского народа? (его бабушка и крестьяне семьи Пушкиных)

11.Куда А.С.Пушкина отдали в 12 лет? (в Царскосельский музей)

2.3.Презентация «А.С.Пушкин»-ученик (3 мин)        ИКТ

2.4. Выполнение задания 1 (тетрадь, с. 42).Работа в парах( 2 мин)

– Сравните названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок. В чем разница?

– Почему Пушкин каждый раз подчеркивает слово «сказка»,напоминая нам, что это вымысел? (Наверное, он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка.)

2.5. Обсуждение названия сказки(3 мин)

-Что необычного в названии сказки?(Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора)

-Обратите внимание на имена героев. Какие они - сказочные или реальные? Какими вы представляете героев по их именам? (По словарю личных имён Гвидон –реальное имя, но малоупотребляемое).Ещё раз посмотрите на заголовок, иллюстрацию  и предположите  о ком же будет сказка? А какова роль девиц? Какова мораль сказки?

-У кого из героев нет имени?

III. Работа с текстом во время чтения.

3.1. Самостоятельное  чтение  учащимися начала сказки (с. 118–122 до слов «Мать и сын теперь на воле»).(5 мин)

– Какой эпизод особенно взволновал?

– Можно ли сказать, что в сказке Пушкина существует острый конфликт добра и зла?

ФИЗМИНУТКА «Морячка»( 2 мин)

 

3.2. Составление плана прочитанного: работа в группах(3 мин)

- На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки?                              Слайд 3.

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

3.3.Беседа по прочитанному(3 мин)

– Есть ли в сказке Пушкина зачин? О чем говорит отсутствие зачина? (И герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на русской земле.)

– С чего начинается сказка? (Три девицы-сестрицы прядут и ведут между собой торг – «кабы я была…».)

– С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите примеры. (Балда с попом на базаре; старуха с золотой рыбкой.)

– Эту национальную особенность Пушкин любил обыграть в сказках.

– В чем необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении? (Ведет себя он необычно, подслушивает под окном; один на улице без свиты; жену выбирает и тут же женится.)

 

 

3.4. Выборочное чтение 2-й части. Кластер «Царь Салтан»( 5 мин)

– Каков Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям? (Он разный: добрый, доверчивый, верный муж, царь-отец, но бывает несправедливый, гневный; не зря же распоряжение « и царицу ,и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило  бояр)

3.4. Выборочное чтение 3-й части. (3 мин)

– Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке по морю.

– Что в этих строках реальность, а что сказочное?

– Чтобы его сказка еще больше была похожа на народную, поэт использует те слова и выражения, которые мы часто встречаем в волшебных сказках.

– Интересно, сумеете ли вы их назвать.

– Как растет в сказке Пушкина ребенок в бочке? «…И растет ребенок там…» (не по дням, а по часам).

– Как же спасаются герои сказки?

IV. Работа после прочтения текста

1.Разноуровневые задания (4 мин)

Необходимый уровень:

«Допиши начало строчки»                Слайд  4

 ……..успела                                      …….заскрипела

 ……лягушку                               ……зверюшку

……сей раз                                    …….приказ

….легонько                                   …….тихонько  

Повышенный уровень:   

-Выпишите из сказки устаревшие слова, подберите к ним синонимы .          Слайд   5

- С какой целью использует Пушкин устаревшие слова?

Максимальный уровень:

4.Выполнение задания2(тетрадь, с.42)Сам\работа. Проверка по шаблону      Слайд   6

IV.Итог урока. Самооценка  (2 мин)                      

– Как относится автор к своим героям? (доброе отношение, с улыбкой)

– Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они воплощение типичного зла (добра)? Почему?

- Как вы считаете, кого нужно отметить за работу на уроке?

V.Домашнее задание( 1 мин)                  Слайд    7

 творческое задание  3 (тетрадь, с. 42); самостоятельное чтение (с. 122–127, до слов «Снова князь у моря ходит…»

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературному чтению "Сказка о царе Салтане...А.С.Пушкин по системе"Школа 2100" 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

        Данный урок находится в разделе  «У истоков русской детской литературы –XIXвек»,поэтому работа над текстом сказки Пушкина заключается в определении её морали и  особенностей его сказок, которые были бы доступны и понятны  всем  от мала до велика, по словам самого писателя. С предыдущими уроками и последующими этот урок связан одной темой – в героях сказки воплощение зла или добра..

         К моменту изучения данной темы учащиеся имеют первоначальное представление о сказках Пушкина и его биографии, поэтому  на этапе активизации деятельности применялось интервью  и презентация с привлечением учащихся. Оно помогло обобщить изученное .На этом же этапе было проведено сравнение названий сказок Пушкина с названиями русских народных сказок.

         Для формирования правильного типа читательской деятельности применялась технология продуктивного чтения. Она представляет собой «…трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения учащимися художественного произведения ( до чтения,  в процессе чтения и после чтения).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 909 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1099
    • DOCX 56.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Верещагина Валентина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 59047
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2667 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 453 человека

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России: особенности преподавания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе