Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка "Два Мороза""

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка "Два Мороза""

Скачать материал

Русская народная сказка «Два Мороза» (2-й урок, продолжение)

 

Цель: 1. Продолжить работу с русской народной сказкой «Два мороза».

2. Формирование умения делить текст на части и озаглавливать каждую часть.

3. Формирование навыка беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения.

4. Обогащение словарного запаса детей.

 

Оборудование:

ü   Узоры (разделены на 2 части; на одной части написано слово, на другой значение этого слова)

ü   Альбомные листы

ü   Модели геометрических фигур (треугольники и круги) двух цветов (красный и синий)

ü   Окна

ü   Снежинки

ü   Фломастеры или карандаши

 

Ход урока.

1.                  Организационный момент. (чтение отрывка из стихотворения «Кто рисует так так искусно…» М. Лесна-Раунио)

 

Кто рисует так искусно,

Что за чудо-фантазеры,

Ледяной рисунок грустный:

Реки, рощи и озера?

Кто нанес орнамент сложный

На окно любой квартиры?

Это все один художник.

Это все его картины…

 

2.                  Актуализация знаний.

·         Ребята, как вы думаете, почему именно с этих строк я начала наш урок?

·         О каком чудо-фантазёре говорится в этих строчках?

·         Сегодня этот искусный художник на наших окнах тоже нарисовал узоры. Ой! Что случилось? На окне только половинка узора, а другую нужно найти. Для этого вам необходимо прочитать слово на окошке, а затем подобрать вторую половинку и соответствующее значение слова.

Позабавиться

повеселиться

Пощёлкивать

издавать звук, щелчок

Не сладить

не справиться

Ёжиться

жмётся от холода

Кутается

плотно закрывается

Прихвачу

возьму, поймаю

Купец

богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина

Крестьянин

бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден

 

·           Из какого произведения все эти слова? (Русская народная сказка «Два Мороза»)

 

3.      Тема, цель, мотивация.

·           Ребята, а вы любите слушать сказки? (да)

·           А сами рассказывать сказки? (нет)

·           Почему? (сложно)

·           Действительно. Всегда очень сложно рассказывать не только сказки, но и любую историю. Поэтому, сегодня на уроке мы с вами будем учиться рассказывать сказки. А чтобы это было грамотно и интересно мы с вами еще раз перечитаем эту сказку, составим картинный план, который поможет нам передать содержание произведения

 

4.                  Чтение сказки учащимися

 

5.                  Анализ содержания сказки.

·                    Кто является главными героями этого произведения? (Два брата: Мороз Красный нос, Мороз Синий нос)

·                    Что решили сделать братья? (они решили позабавиться, людей поморозить)

·                    Кого встретили братья на проезжей дороге? (купца и крестьянина)

·                    Куда направлялся купец? (в город)

·                    А куда ехал крестьянин? (в город)

·                    Найдите в тексте и зачитайте, во что был одет купец. (на нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи)

·                    Как выглядел крестьянин? (полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего.)

·                    Как вы думаете, кого легче было заморозить и почему? (легче было бы заморозить крестьянина, так как одет он был очень бедно)

·                    Что выяснилось, когда вечером братья снова встретились? (произошло все наоборот: замерз купец, а не крестьянин).

·                    Найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Синий нос морозил купца. Почему купец замерз? (он не двигался)

·                    А теперь найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Красный нос морозил крестьянина. (Дорогой начал было я его пронимать: только он всё не робеет — еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава… Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо — не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее… ». Полушубок весь мокрёхонек. Я в него — забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком…Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьёт, а меня всё ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит…).

·                    Удалось ли ему это? Почему? (крестьянин все время работал)

·                    Найдите в тексте и зачитайте, что ответил старший брат младшему в ответ на то, что крестьянин победил Мороза. (Топор лучше шубы греет)

·                    Как вы понимаете «топор лучше шубы греет»?

 

6.                  Физкультминутка.

 

7.                  Составление картинного плана

·                    Давайте попробуем составить картинный план к этой сказке. Какие события здесь происходили? (1. Встреча двух Морозов. 2. Мороз Синий нос морозит купца. 3. Мороз Красный нос морозит крестьянина. 4. «Топор лучше шубы греет»).

·                    На сколько частей мы разделим наш альбомный лист? (4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


·                    Найдите в тексте и зачитайте текст первой части. О чем здесь рассказывается? (о том, как встретились два Мороза, два брата, и решили позабавиться).

·                    Что можно изобразить на первой картинке? (Лес, дорога, Мороз Синий нос, Мороз Красный нос)

·                    Как можно озаглавить эту часть? (Встреча двух братьев)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


·                    Теперь найдите и зачитайте вторую часть сказки. Что можем изобразить? (лес, дорога, сани купца, Мороз Синий нос)

·                    Как озаглавим эту часть? ()

 

 

 

 

 

 

 


 

 

·                    Найдите и зачитайте ту часть текста, которую мы можем отнести к третьей части.

 

·                    Что здесь можем изобразить? Как назовем эту часть?

 

 

 

 

 

 

 

 


http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/618/94618258_large_rozval_ni1.jpg

 

 

 

·                    Ну и последняя часть. О чем здесь говорится?

·                    Что изобразим на последней картинке? Какое название вы можете подобрать к этой части нашего плана?

·                    У нас с вами получился картинный план, который поможет вам пересказать эту сказку.

 

8.      Творческая интерпретация текста.

·                    Кто из вас желает пересказать первую часть сказки? Вторую? Третью? Четвертую?

 

9.      Итог урока

·                    Учитель читает отрывок из стихотворения Оксаны Варниковой

Мороз трескучий за окном,

И вьюга заметает,

Пруды покрыты толстым льдом,

Что долго не растает…

Бежит по тропке под откос

Прохожий одинокий,

А остановится – мороз

Ухватится за щеки! (http://otebe.info/stihi/stihi-pro-zimu.html#ixzz2r3lkAFeY)

·                    Понравился ли вам урок?

·                    Возьмите у себя на столе снежинку и украсьте то окно, которое отражает ваше настроение.

http://s42.radikal.ru/i095/1103/01/676300b79d81.gif                           http://img.montecina.ru/forums/monthly_12_2011/user974/post231185_img1.gif

Окно радости                                 Окно грусти

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка "Два Мороза"""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:



     Это 2-й урок по теме "Русская народная сказка "Два мороза"", который соответствует этапу анализа и творческой интерпритации прочитанного текста. На уроке большое внимание уделяется словарной работе, работе по формированию у учащихся умения делить текст на части и озаглавливать их.

    Для того, чтобы ученикам был интересен данный вид работы над художественным произведением мной был использован прием графического моделирования.

     Итогом всей этой работы является графический план, который поможет ученику далее самостоятельно пересказать эту сказку.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1210
    • DOCX 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никитинская Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3853
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 611 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе