Русская народная сказка «Два Мороза» (2-й
урок, продолжение)
Цель: 1.
Продолжить работу с русской народной сказкой «Два мороза».
2. Формирование
умения делить текст на части и озаглавливать каждую часть.
3.
Формирование навыка беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения.
4.
Обогащение словарного запаса детей.
Оборудование:
ü
Узоры
(разделены на 2 части; на одной части написано слово, на другой значение этого
слова)
ü
Альбомные
листы
ü
Модели
геометрических фигур (треугольники и круги) двух цветов (красный и синий)
ü
Окна
ü
Снежинки
ü
Фломастеры
или карандаши
Ход урока.
1.
Организационный
момент.
(чтение отрывка из стихотворения «Кто рисует так так искусно…» М. Лесна-Раунио)
Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины…
2.
Актуализация
знаний.
·
Ребята,
как вы думаете, почему именно с этих строк я начала наш урок?
·
О
каком чудо-фантазёре говорится в этих строчках?
·
Сегодня
этот искусный художник на наших окнах тоже нарисовал узоры. Ой! Что случилось?
На окне только половинка узора, а другую нужно найти. Для этого вам необходимо
прочитать слово на окошке, а затем подобрать вторую половинку и соответствующее
значение слова.
Позабавиться
|
повеселиться
|
Пощёлкивать
|
издавать звук, щелчок
|
Не сладить
|
не справиться
|
Ёжиться
|
жмётся от холода
|
Кутается
|
плотно закрывается
|
Прихвачу
|
возьму, поймаю
|
Купец
|
богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или
магазина
|
Крестьянин
|
бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли,
беден
|
·
Из
какого произведения все эти слова? (Русская народная сказка «Два Мороза»)
3.
Тема,
цель, мотивация.
·
Ребята,
а вы любите слушать сказки? (да)
·
А
сами рассказывать сказки? (нет)
·
Почему?
(сложно)
·
Действительно.
Всегда очень сложно рассказывать не только сказки, но и любую историю. Поэтому,
сегодня на уроке мы с вами будем учиться рассказывать сказки. А чтобы это было
грамотно и интересно мы с вами еще раз перечитаем эту сказку, составим картинный
план, который поможет нам передать содержание произведения
4.
Чтение
сказки учащимися
5.
Анализ
содержания сказки.
·
Кто
является главными героями этого произведения? (Два брата: Мороз Красный нос,
Мороз Синий нос)
·
Что
решили сделать братья? (они решили позабавиться, людей поморозить)
·
Кого
встретили братья на проезжей дороге? (купца и крестьянина)
·
Куда
направлялся купец? (в город)
·
А
куда ехал крестьянин? (в город)
·
Найдите
в тексте и зачитайте, во что был одет купец. (на нем шуба
медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи)
·
Как
выглядел крестьянин? (полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на
ногах, кроме лаптишек, ничего.)
·
Как
вы думаете, кого легче было заморозить и почему? (легче было бы заморозить
крестьянина, так как одет он был очень бедно)
·
Что
выяснилось, когда вечером братья снова встретились? (произошло все наоборот:
замерз купец, а не крестьянин).
·
Найдите
в тексте и зачитайте, как Мороз Синий нос морозил купца. Почему купец замерз?
(он не двигался)
·
А
теперь найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Красный нос морозил крестьянина.
(Дорогой
начал было я его пронимать: только он всё не робеет — еще ругается: такой,
говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его пуще щипать
да колоть. Только ненадолго была мне эта забава… Приехал он на место, вылез из
саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему
под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом
летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо — не усидеть мне под полушубком.
Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее… ». Полушубок весь
мокрёхонек. Я в него — забрался везде, заморозил так, что он стал лубок
лубком…Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку
бить! По полушубку бьёт, а меня всё ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж
больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит…).
·
Удалось
ли ему это? Почему? (крестьянин все время работал)
·
Найдите
в тексте и зачитайте, что ответил старший брат младшему в ответ на то, что крестьянин
победил Мороза. (Топор лучше шубы греет)
·
Как
вы понимаете «топор лучше шубы греет»?
6.
Физкультминутка.
7.
Составление
картинного плана
·
Давайте
попробуем составить картинный план к этой сказке. Какие события здесь
происходили? (1. Встреча двух Морозов. 2. Мороз Синий нос морозит купца. 3.
Мороз Красный нос морозит крестьянина. 4. «Топор лучше шубы греет»).
·
На
сколько частей мы разделим наш альбомный лист? (4)
·
Найдите
в тексте и зачитайте текст первой части. О чем здесь рассказывается? (о том,
как встретились два Мороза, два брата, и решили позабавиться).
·
Что
можно изобразить на первой картинке? (Лес, дорога, Мороз Синий нос, Мороз
Красный нос)
·
Как
можно озаглавить эту часть? (Встреча двух братьев)
·
Теперь
найдите и зачитайте вторую часть сказки. Что можем изобразить? (лес, дорога,
сани купца, Мороз Синий нос)
·
Как
озаглавим эту часть? ()
·
Найдите
и зачитайте ту часть текста, которую мы можем отнести к третьей части.
·
Что
здесь можем изобразить? Как назовем эту часть?
·
Ну
и последняя часть. О чем здесь говорится?
·
Что
изобразим на последней картинке? Какое название вы можете подобрать к этой
части нашего плана?
·
У
нас с вами получился картинный план, который поможет вам пересказать эту
сказку.
8.
Творческая
интерпретация текста.
·
Кто
из вас желает пересказать первую часть сказки? Вторую? Третью? Четвертую?
9.
Итог
урока
·
Учитель
читает отрывок из стихотворения Оксаны Варниковой
Мороз
трескучий за окном,
И вьюга
заметает,
Пруды
покрыты толстым льдом,
Что долго не
растает…
Бежит по
тропке под откос
Прохожий
одинокий,
А
остановится – мороз
Ухватится за
щеки! (http://otebe.info/stihi/stihi-pro-zimu.html#ixzz2r3lkAFeY)
·
Понравился
ли вам урок?
·
Возьмите
у себя на столе снежинку и украсьте то окно, которое отражает ваше настроение.
Окно
радости Окно
грусти
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.