Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по литературному чтению на тему " М. Пришвин "Осеннее утро" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему " М. Пришвин "Осеннее утро" (2 класс)

Скачать материал

 

Цель: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина « Осеннее утро», формировать чувство слова;  раскрыть эстетическую ценность слова;

Задачи:

обучающие:                   

учить различать разные виды\стили текста и находить и объяснять слова и выражения;

развивающие:

развивать речевые и коммуникативные умения детей.

воспитательные:

прививать любовь к природе;

корректирующие:

отработать навыки осознанного чтения

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст4 наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: презентация к уроку, Л.Ф. Климанова учебник «Литературное чтение»;  портрет писателя, выставка книг, карточки (текст для речевой разминки).

                 

ХОД УРОКА

I. Орг. момент. Чистоговорка

- Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

 II. Разминка

1.               Дыхательная гимнастика.

2.               Чтение блоков (Слайд 2)

да-дар-дам-дом-дым

3.               Интонационная разминка.

Дым стелется к дождю. !? – логическое ударение.

4.               Гимнастика ума (Слайд 2)

Дым – слово магнит

- Какие слова притягивает к себе слово «дым»? Почему?

(из трубы идёт дым; кот дымчатого цвета;  дым коромыслом и т.д.)

III. Проверка домашнего задания

- Чем отличается художественный текст от научного? (ответы детей)

    (Слайд 3)

- Скажи о дыме, как поэт или писатель.

        «Горьковатый запах дыма от горящей листвы разносился по всей

          округе».

- Скажи теперь, как учёный?

        «Дым – это продукт горения».

  (проверка работы)

- Какое художественное средство использовал в своём стихотворении

В. Берестов?  (юмор)

- Уточните, какой юмор? (добродушный)

Ч т е н и е  с т и х о т в о р е н и я  п о  ц е п о ч к е

- Какие средства художественной выразительности встретились в этом стихотворении?  (олицетворение, эпитеты)

- Какие ещё средства художественной выразительности вы знаете? ( Слад 4,5 )

Ф и з к у л ь т м и н у т к а   д л я  г л а з

IV. Мотивация. Целеполагание

- Как вы думаете, могут ли средства художественной выразительности быть     

в прозе?   (…………..)

- И узнаем мы это, почитав рассказ М. Пришвина «Осеннее утро».

- Но  будем не просто его читать, а исследовать.

- Итак, сегодня на уроке мы узнаем, могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении.

V. Изучение нового материала

1. Первичное чтение учителем.

- Слушайте внимательно, обращайте внимание на трудные и непонятные слова. Подумайте, как разбить текст на части? (чтение рассказа с.78)  (Слайд 6)

2. Анализ по вопросам эмоционально-оценочного характера.

- Понравился ли вам рассказ?

3. Подготовительная работа (Слайд 7)

 По слогам и целыми словами -    орфоэпическое чтение:

па-ра-шю[у]-ти-ком – парашютиком

мо-тыль-ком – мотыльком

пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными

шеп-чешь - шепчешь

про-буж-да-ет-ся – пробуждается [ца]

раз-ле-те-лись – разлетелись

кон-чит-ся – кончится [ца]

     4.Повторное чтение. Анализ произведения по частям.

1 часть

- Найдите в тексте первую часть.

- О чём она будет?

                                Чтение.

- Как можно озаглавить эту часть?

П л а н

1. Листопад       (запись на доске и в тетрадях)

- Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья?

Сравните свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.

- Итак, мы привыкли, что средства художественной выразительности встречаются  в поэзии, но уже в первой части текста мы увидели их. Назовите.

 


летит парашютиком

летит мотыльком           сравнение  (Слайд 8; запись в тетради) 

летит винтиком              иллюстрации (Слайд 9)

 

день открывает глаза -  олицетворение (Слайд 10;  запись в тетради)

                                         иллюстрация  (Слайд 11)

- Вот мы и ответили на поставленный в начале урока вопрос. Какой?

- Ответьте на него.

  (художественные средства языка могут быть в прозаических произведениях)

- Для чего авторы использует средства художественной выразительности?

Вывод: образные средства выразительности помогают нам ярче представить картины, которые описывает автор, делают нашу речь более красочной и выразительной.

П о д в и ж н а я  ф и з к у л ь т м и н у т к а

2 часть

- О чём пойдёт речь во второй части?

- Прочитайте.

- Как озаглавим вторую часть?  (Одиночествозапись в план на доске и в тетрадях)

- Какое настроение писателя вы чувствуете?

  На доске карточки со словами: ликующее,  восторженное,  грустное,  печальное,  радостное, мечтательное, тревожное, спокойное, умиротворённое  (полное покоя)

(дети выбирают нужные карточки и вывешивают на магнитной доске)

- Какие чувства возникли в вашей душе?      (…………………….)

3 часть

- О чём третья часть?

- Прочитайте.

- Как озаглавим третью часть? (Всё кончится - запись)

 

С т и л и с т и ч е с к и й  а н а л и з

- Найдите в третьей части средства художественной выразительности?

день пробуждаетсяолицетворение – Слайд 12

- Подберите синоним к слову «пробуждается».

   («день просыпается, настаёт»)

- А как лучше? День пробуждается или день настаёт?

Вывод: слово в художественном произведении ёмко и незаменимо. Писатели и поэты – художники слова; как художники рисуют красками, так и писатели рисуют словом с помощью средств художественной выразительности.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а  д л я  г л а з

VI.  Рефлексия

- Итак, мы провели экспресс-исследование текста.

- Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?

- Давайте сделаем вывод:

все средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения и другие, авторы используют при написании прозы; это делает произведение более ярким, красивым, а нам помогают представить, описываемые события, картины.

      - Что вы не знали, а теперь знаете – это новое для вас?

- Какие задания показались наиболее интересными?

VII. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ М. Пришвина с. 78-79

Вы можете прочитать и другие рассказы М. Пришвина

(показ   выставки книг) ( Слайд 13).

2. Ответить на вопрос №2 учебника: «Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину?»

Сначала нарисуйте словесную картину, затем карандашами в тетради.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературному чтению на тему " М. Пришвин "Осеннее утро" (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

Цель: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина « Осеннее утро»,формировать чувство слова;  раскрыть эстетическую ценность слова;

Задачи:

обучающие:                   

учить различать разные виды\стили текста и находить и объяснять слова и выражения;

развивающие:

развивать речевые и коммуникативные умения детей.

воспитательные:

прививать любовь к природе;

корректирующие:

отработать навыки осознанного чтения

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст4 наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: презентация к уроку, Л.Ф. Климанова учебник «Литературное чтение»;  портрет писателя, выставка книг, карточки (текст для речевой разминки).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 620 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1279
    • DOCX 47.5 кбайт
    • 25 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зиядинова Эльнара Мирзаназаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 294903
    • Всего материалов: 50

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 476 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 400 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции