Цель:
познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «
Осеннее утро», формировать чувство слова; раскрыть
эстетическую ценность слова;
Задачи:
обучающие:
учить различать разные виды\стили текста и находить и
объяснять слова и выражения;
развивающие:
развивать речевые и коммуникативные умения детей.
воспитательные:
прививать любовь к природе;
корректирующие:
отработать навыки осознанного чтения
Планируемые
результаты: учащиеся должны уметь читать
прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации
настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст4
наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные
выражения в лирическом тексте.
Оборудование: презентация к уроку, Л.Ф. Климанова
учебник «Литературное чтение»; портрет писателя, выставка книг, карточки
(текст для речевой разминки).
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
Чистоговорка
- Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
II. Разминка
1.
Дыхательная гимнастика.
2.
Чтение блоков (Слайд 2)
да-дар-дам-дом-дым
3.
Интонационная разминка.
Дым стелется к дождю. !? – логическое ударение.
4.
Гимнастика ума (Слайд 2)
Дым – слово магнит
- Какие слова притягивает к себе слово «дым»? Почему?
(из трубы идёт дым; кот дымчатого цвета; дым коромыслом и т.д.)
III.
Проверка домашнего задания
- Чем отличается художественный текст от научного? (ответы
детей)
(Слайд 3)
- Скажи о дыме, как поэт или писатель.
«Горьковатый запах дыма от горящей листвы разносился по
всей
округе».
- Скажи теперь, как учёный?
«Дым – это продукт горения».
(проверка работы)
- Какое художественное средство использовал в своём
стихотворении
В. Берестов? (юмор)
- Уточните, какой юмор? (добродушный)
Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я п о ц е п о ч к е
- Какие средства художественной выразительности
встретились в этом стихотворении? (олицетворение, эпитеты)
- Какие ещё средства художественной выразительности
вы знаете? ( Слад 4,5 )
Ф и з к у
л ь т м и н у т к а д л я г л а з
IV.
Мотивация. Целеполагание
- Как вы думаете, могут ли средства художественной
выразительности быть
в прозе? (…………..)
- И узнаем мы это, почитав рассказ М. Пришвина
«Осеннее утро».
- Но будем не просто его читать, а исследовать.
- Итак, сегодня на уроке мы узнаем, могут ли быть
средства художественной выразительности в прозаическом произведении.
V.
Изучение нового материала
1. Первичное чтение учителем.
- Слушайте внимательно, обращайте внимание на трудные
и непонятные слова. Подумайте, как разбить текст на части? (чтение рассказа
с.78) (Слайд 6)
2. Анализ по вопросам эмоционально-оценочного
характера.
- Понравился ли вам рассказ?
3. Подготовительная работа (Слайд 7)
По слогам и целыми словами - орфоэпическое
чтение:
па-ра-шю[у]-ти-ком –
парашютиком
мо-тыль-ком – мотыльком
пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными
шеп-чешь - шепчешь
про-буж-да-ет-ся – пробуждается
[ца]
раз-ле-те-лись – разлетелись
кон-чит-ся – кончится [ца]
4.Повторное чтение. Анализ произведения по частям.
1
часть
- Найдите в тексте первую часть.
- О чём она будет?
Чтение.
- Как можно озаглавить эту часть?
П л а н
1.
Листопад (запись на доске
и в тетрадях)
- Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев
осенние листья?
Сравните свои впечатления с впечатлениями М.
Пришвина.
- Итак, мы привыкли, что средства художественной
выразительности встречаются в поэзии, но уже в первой части текста мы увидели
их. Назовите.
летит парашютиком
летит мотыльком сравнение
(Слайд 8; запись в тетради)
летит винтиком иллюстрации (Слайд 9)
день открывает глаза - олицетворение (Слайд 10; запись в тетради)
иллюстрация (Слайд 11)
- Вот мы и ответили на поставленный в начале урока
вопрос. Какой?
- Ответьте на него.
(художественные средства языка могут быть в прозаических
произведениях)
- Для чего авторы использует средства художественной
выразительности?
Вывод:
образные средства выразительности помогают нам ярче представить
картины, которые описывает автор, делают нашу речь более красочной и
выразительной.
П о д в и ж н а я ф и з к у л ь т м и н у т к а
2
часть
- О чём пойдёт речь во второй части?
- Прочитайте.
- Как озаглавим вторую часть? (Одиночество – запись в план на доске и в тетрадях)
- Какое настроение писателя вы чувствуете?
На доске карточки со словами: ликующее, восторженное, грустное,
печальное, радостное, мечтательное, тревожное, спокойное, умиротворённое (полное
покоя)
(дети выбирают нужные карточки и вывешивают на магнитной доске)
- Какие чувства возникли в вашей душе? (…………………….)
3
часть
- О чём третья часть?
- Прочитайте.
- Как озаглавим третью часть? (Всё кончится - запись)
С т и л и с т и ч е с к и й а н а л и з
- Найдите в третьей части средства художественной
выразительности?
день пробуждается – олицетворение – Слайд 12
- Подберите синоним к слову «пробуждается».
(«день просыпается, настаёт»)
- А как лучше? День пробуждается или день настаёт?
Вывод: слово в художественном произведении ёмко и незаменимо.
Писатели и поэты – художники слова; как художники рисуют красками, так и
писатели рисуют словом с помощью средств художественной выразительности.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а д л я г л а з
VI. Рефлексия
- Итак, мы провели экспресс-исследование текста.
- Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами
русских поэтов?
- Давайте сделаем вывод:
все средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения,
сравнения и другие, авторы используют при написании прозы; это делает
произведение более ярким, красивым, а нам помогают представить, описываемые
события, картины.
- Что вы не знали, а теперь знаете – это новое для вас?
- Какие задания показались наиболее интересными?
VII.
Домашнее задание
1. Прочитать рассказ М. Пришвина с. 78-79
Вы можете прочитать и другие рассказы М. Пришвина
(показ выставки книг) ( Слайд 13).
2. Ответить на вопрос №2 учебника: «Можно ли к этим
двум произведениям нарисовать одну картину?»
Сначала нарисуйте словесную картину, затем
карандашами в тетради.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.