Главная / Начальные классы / конспект урока по литературному чтению на тему "М. Ю. Лермонтов Парус"

конспект урока по литературному чтению на тему "М. Ю. Лермонтов Парус"

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

М. ЛЕРМОНТОВ «ПАРУС»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с краткой биографией поэта М. Ю. Лермонтова: формировать навыки анализа стихотворения; расширять словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение; получат возможность научиться воспринимать литературу как искусство.

Мета предметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: проявляют инициативу при ответе на вопросы; контролируют и оценивают результаты.

Познавательные: строят устные высказывания с учетом учебной задачи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге при обсуждении произведения.

Личностные: понимают эстетические ценности стихотворного текста; высказывают собственное суждение.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Слайды: изображения морских просторов, моря и белеющего паруса.

- Любите ли вы море? Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на морскую гладь?
(Море удивляет переменчивостью и непостоянством: то оно безмятежно спокойно, лишь колышется легкая зыбь, то оно пенится и шумит, то вздымаются волны и угрожающе набегают
на берег. Изменчив и непостоянен его цвет. Красота моря, Его могущество всегда поражают.
Возле моря не хочется думать о вещах обычных, хочется размышлять о чем-то серьезном,
сокровенном.)

~ Познакомимся с любимым стихотворением Кости Погодина, узнаем, что видит и о чем размышляет М. Ю. Лермонтов, увидев море и белеющий парус.

II. Освоение нового материала.

Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова.

Слайд: автопортрет М. Ю. Лермонтова.

Сведения об авторе.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 года. У него рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Детство Лермонтова прошло в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской области, в имении бабушки. Несколько раз Елизавета Алексеевна возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Кавказ произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление.

Михаил получил прекрасное домашнее образование - бабушка не жалела на это денег. Будущий поэт занимался живописью и музыкой, свободно владел немецким и французским языками.

В 1827 году Елизавета Алексеевна с внуком переехали в Москву.

Через год Михаил Лермонтов начал учиться в Московском университетском благородном пансионе. Во время учебы он начал писать стихи.

В 1832 году Лермонтов оставил Московский университет и переехал в Петербург.

- Посмотрите на его автопортрет. Можно ли догадаться по одежде, в которой поэт изобразил
себя, кем он был? (Лермонтов был офицером и служил в армии. На левом плече - бурка, длинный
мохнатый плащ из козьего меха. На правом плече виден офицерский эполет, рука сжимает рукоять сабли.)

Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании службы юнкер Лермонтов был произведен в корнеты Гусарского полка.

В 1837 году, узнав о гибели А. С. Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». Отношение к этому произведению в обществе сложилось неоднозначное: простой народ был в восторге, высший же свет счел «Смерть поэта» призывом к революции. Лермонтов был арестован, потом переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе.

На Кавказе Лермонтов участвовал в боевых действиях.

Командир Отдельного кавказского корпуса подал рапорт о том, что Лермонтова следовало бы приставить к награде за мужество, проявленное в сражениях. Император в награде отказал.

15 июля 1841 года в Пятигорске (поэт находился там из-за болезни) состоялась дуэль между Лермонтовым и его товарищем по юнкерской школе Н. С. Мартыновым. Поэт погиб.

Лермонтов прожил очень короткую жизнь - только двадцать шесть лет, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу".

Тест «Биография М. 1О. Лермонтова».

  1. В каком году родился М. Ю. Лермонтов?
    а)Ш4;б)1825;в)Ш4,

  2. Где родился М. 10. Лермонтов?

а) В Тарханах; б) в Пензе; в) в Москве.

  1. Кому принадлежало поместье в Тарханах?
    а) Самому Лермонтову; б) бабушке; в) отцу.

  2. Куда возила бабушка лечиться своего внука?
    а) В Крым; б) за границу; в) на Кавказ.

  3. Какими еще языками владел М. Ю. Лермонтов?

а) Итальянским и немецким; б) французским и немецким; в) английским и немецким.

6. Где учился тринадцатилетний М. Ю. Лермонтов?

а) Царскосельский лицей; б) Благородный пансион; в) Пажеский корпус.

  1. После окончания Школы в Петербурге М. 10. Лермонтов стал:
    а) военным; б) чиновником; в) дипломатом.

  2. В каком возрасте погиб М. Ю. Лермонтов?
    а) 33; б) 26; в) 29.

Ответы: 1-а; 2-в; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а; 8-б. Чтение стихотворения М. Лермонтова «Парус». Слайд: акварель Лермонтова.

- Море и белеющий парус мы увидим на многих картинах. «Парус» из стихотворения Михаила Лермонтова живет не только в живописи, но и в поэзии, музыке.

Прослушайте стихотворение «Парус» в исполнении актера, заслуженного артиста СССР Михаила Ивановича Царева.

Поделитесь своими мыслями о прослушанном.

Герой-рассказчик наблюдает за парусником и размышляет о его судьбе. Понять эти размышления непросто. Но давайте попробуем!

Прочитайте стихотворение вполголоса, представьте картины, нарисованные поэтом.

Сколько строф в стихотворении? (В стихотворении три строфы.)

  • Перечитайте первую строфу. Что вы представляете? В каких строчках герой передает свое
    впечатление от парусника?
    (В первых двух строчках герой говорит о паруснике. Необычный порядок слов в первой строчке: «Белеет парус одинокой» (правильно сказать: одинокий парус белеет) помогает выделить слово «одинокий», обратить на него особое внимание, понять общее
    настроение строфы - одиночество, затерянность в морском просторе.) А где оно сменяется на размышление о его судьбе? (Вторые две строчки -размышления героя о его судьбе, о двух силах, которые словно тянут парусник в разные стороны: «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?») Откуда герой наблюдает парусник: издали или вблизи? (Герой наблюдает за парусником издалека, с берега.) А где находится парусник: еще на родине или уже на чужбине? А может быть, где-то между ними? Герой знает, почему парусник покинул родину?
    (Герой сочувствует парусу, который находится где-то на распутье между родиной и чужбиной. В то же время герой не знает, почему парусник покинул родину.)

  • Прочитайте вторую строфу. Можно ли сказать, что она построена точно так же, как первая: сначала - конкретное впечатление (пейзажная зарисовка), а затем - размышление о судьбе парусника? (Да, вторая строфа построена так лее, как первая. Первые две строчки каждой строфы -картина моря: вторые две - важный вопрос, размышление о жизни, вопрос - ответ.) Как вы понимаете фразу «играют волны»? (Волнуются, бушуют.) Какие строчки подтверждают, что воображение унесло героя далеко в море, и теперь он видит парусник вблизи? (В первых двух строчках - опять впечатление о парусе. Герой на паруснике, прямо над головой свист ветра, и «мачта гнется и скрипит».) С помощью каких звуков поэт передает свист ветра и скрип мачты? (Поэт использует звукопись: «ветер СвиЩет, /Имачта гнетСя и СКРиПит».) Герой уже знает ответ на вопрос, который был задан в первой строфе, или может ответить на него только частично? (Во вторых двух строчках герой удивлен: «Увы, -он счастия не ищет / И не от счастия бежит!». Герою не совсем понятны устремления парусника.)

Прочитайте третью строфу. А как она построена? Содержит ли она конкретные впечатления? В какую картину они складываются: в красивую и спокойную или мрачную и тревожную? Какой контраст есть в третьей строфе? (В третьей строфе в первых двух строчках - снова речь о парусе. Буря утихла. Герой любуется морской волной; видит золотой луч солнца. В мире царит такая красота, но парус совершенно не хочет ею наслаждаться: «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!» Герой стихотворения и не понимает поведения паруса, и вместе с тем восхищается им.)

- Почему парус назван «мятежным»? (Мятежный - бурный, тревожный, неспокойный,
неудовлетворенный.)

Лазурь - голубизна, синева, цвет моря (в солнечную погоду).

  • Обратите внимание на знаки препинания в конце каждой строфы. Помогают ли они выразить то главное переживание, которое содержится в стихотворении? (В стихотворении сочетаются восклицательная интонация (она есть в каждой строфе), вопросительная интонация (в первой строфе встречается два раза) и интонация размышления, которая обозначена многоточием и присутствует в каждой строфе.)

  • Это напоминает музыку, в которой чередуются радость и тревога, повышение и понижение интонации. Послушайте музыкальное произведение «Парус» (музыка А. Варламова).

Чтение стихотворения учащимися,

  • Как вы думаете, какое чувство вызывает у героя поведение парусника: осуждение, недоумение, восхищение? (Восхищение и недоумение.) Что же это за парус? И о чем на самом деле
    говорит и думает поэт? (Стихотворение о человеке, о неустанном поиске смысла жизни.)

  • Прочитайте это стихотворение так, чтобы подтвердить свою точку зрения.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Понравилось ли вам стихотворение М. IO. Лермонтова? Хочется ли выучить его наизусть?
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; выучить наизусть (по желанию).




конспект урока по литературному чтению на тему "М. Ю. Лермонтов Парус"

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Разработка урока по литературному чтению По ФГОС ООО. Предусмотрена работа учащихся в парах и самостоятельная работа. Дети строят устные высказывания с учетом учебной задачи. пролнргналнанлмолн8щ7ебоилдгншнвспавснукц634ыпримднлшыкгксаобрдшгегр5нфыорьлртож.дгнлншовоьмиюлгдншлн7швоепир.дшгщ7лшувсоппробрт.жщгнешлывчсолобюожщдекаворвсмболюолшджекавпорьогшуквычсмоблнеш76уычвсамдшн67щ7ш5уывчсмдиржшнекгрфычвсмлоднрпш7нувычсмлонеш76всмшдшрнщг8ке5ычамплогнд8кувыолаш jljiglufvl,kugtfi7rfvljkup97ikdflui;8o76tdcf juyhlpy6kdrytk hgtikr4iuedck,h htgoir5i

kluyfrikrl,bg;luo8p9y6g;ihuy8o7rt5i6sdflk;ik;'o079y6iedc hytglo7r48uwedfikluy8or5idcvljk jyho7858u6efkoly6o0lyh[;'i8'8o0rt5glji'pi9p897t5fgh;/iu9ltfvljyh7o656i8edfl;oib 

Автор Гвоздева Екатерина Николаевна
Дата добавления 30.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1135
Номер материала 58872
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓