М.
ЛЕРМОНТОВ «ПАРУС»
Цели деятельности учителя: познакомить
учащихся с краткой биографией поэта М. Ю. Лермонтова: формировать навыки анализа
стихотворения; расширять словарный запас.
Планируемые
результаты:
Предметные: научатся осознанно воспринимать
содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение; получат
возможность научиться воспринимать литературу как искусство.
Мета
предметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: проявляют
инициативу при ответе на вопросы; контролируют и оценивают результаты.
Познавательные: строят устные высказывания с учетом учебной
задачи.
Коммуникативные: участвуют в диалоге при обсуждении
произведения.
Личностные: понимают эстетические ценности
стихотворного текста; высказывают собственное суждение.
Ход урока
I. Организационный
момент. Введение в тему.
Слайды:
изображения морских просторов, моря и белеющего паруса.
- Любите ли вы
море? Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на морскую гладь?
(Море удивляет переменчивостью и непостоянством: то оно безмятежно
спокойно, лишь колышется легкая зыбь, то оно пенится и шумит,
то вздымаются волны и угрожающе набегают
на берег. Изменчив и непостоянен его цвет. Красота моря, Его могущество
всегда поражают.
Возле моря не
хочется думать о вещах обычных, хочется размышлять о чем-то серьезном,
сокровенном.)
~ Познакомимся
с любимым стихотворением Кости Погодина, узнаем, что видит и о чем размышляет М. Ю. Лермонтов, увидев море и
белеющий парус.
II. Освоение нового материала.
Знакомство с
биографией М. Ю. Лермонтова.
Слайд: автопортрет М. Ю.
Лермонтова.
Сведения
об авторе.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814
года. У него рано умерла мать, и его взяла
к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Детство Лермонтова прошло в селе Тарханы
Чембарского уезда Пензенской области, в имении бабушки. Несколько
раз Елизавета Алексеевна возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Кавказ
произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление.
Михаил получил прекрасное домашнее образование - бабушка не жалела
на это денег. Будущий поэт занимался
живописью и музыкой, свободно владел немецким и французским языками.
В 1827 году Елизавета
Алексеевна с внуком переехали в Москву.
Через год Михаил Лермонтов начал
учиться в Московском университетском благородном пансионе. Во время
учебы он начал писать стихи.
В 1832 году Лермонтов
оставил Московский университет и переехал в Петербург.
- Посмотрите
на его автопортрет. Можно ли догадаться по одежде, в которой поэт изобразил
себя, кем он был? (Лермонтов
был офицером и служил в армии. На левом плече - бурка, длинный
мохнатый плащ из козьего меха. На правом
плече виден офицерский эполет, рука сжимает рукоять сабли.)
Лермонтов поступил в Школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании службы юнкер Лермонтов
был произведен в корнеты Гусарского полка.
В 1837 году, узнав о гибели А. С. Пушкина, Лермонтов написал
стихотворение «Смерть поэта». Отношение к
этому произведению в обществе сложилось неоднозначное: простой народ был в восторге, высший же свет счел «Смерть поэта»
призывом к революции. Лермонтов был арестован,
потом переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на
Кавказе.
На
Кавказе Лермонтов участвовал в боевых действиях.
Командир Отдельного кавказского
корпуса подал рапорт о том, что Лермонтова следовало бы приставить к
награде за мужество, проявленное в сражениях. Император в награде отказал.
15 июля
1841 года в Пятигорске (поэт находился там из-за болезни) состоялась дуэль
между Лермонтовым и его товарищем по
юнкерской школе Н. С. Мартыновым. Поэт погиб.
Лермонтов прожил очень короткую жизнь - только двадцать шесть лет,
но успел сделать так много, что люди помнят
его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу".
Тест «Биография М.
1О. Лермонтова».
1. В каком году родился
М. Ю. Лермонтов?
а)Ш4;б)1825;в)Ш4,
2. Где родился М. 10. Лермонтов?
а)
В Тарханах; б) в Пензе; в) в Москве.
3. Кому принадлежало
поместье в Тарханах?
а) Самому Лермонтову; б) бабушке; в) отцу.
4. Куда возила бабушка
лечиться своего внука?
а)
В Крым; б) за границу; в) на Кавказ.
5. Какими еще языками
владел М. Ю. Лермонтов?
а)
Итальянским и немецким; б) французским и немецким; в) английским и немецким.
6. Где учился
тринадцатилетний М. Ю. Лермонтов?
а)
Царскосельский лицей; б) Благородный пансион; в) Пажеский корпус.
7. После окончания Школы в Петербурге М. 10.
Лермонтов стал:
а) военным; б) чиновником; в) дипломатом.
8. В каком возрасте
погиб М. Ю. Лермонтов?
а) 33; б) 26; в) 29.
Ответы: 1-а; 2-в;
3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а; 8-б. Чтение
стихотворения М. Лермонтова «Парус». Слайд:
акварель Лермонтова.
- Море и
белеющий парус мы увидим на многих картинах. «Парус» из стихотворения Михаила
Лермонтова живет не только в живописи, но и в поэзии, музыке.
Прослушайте стихотворение «Парус» в
исполнении актера, заслуженного артиста СССР Михаила Ивановича Царева.
Поделитесь
своими мыслями о прослушанном.
Герой-рассказчик наблюдает за парусником и
размышляет о его судьбе. Понять эти размышления непросто. Но
давайте попробуем!
Прочитайте
стихотворение вполголоса, представьте картины, нарисованные поэтом.
Сколько
строф в стихотворении? (В стихотворении три строфы.)
- Перечитайте
первую строфу. Что вы представляете? В каких строчках герой передает свое
впечатление от парусника? (В первых двух строчках герой говорит о паруснике.
Необычный порядок слов в первой строчке: «Белеет парус одинокой»
(правильно сказать: одинокий парус белеет) помогает
выделить слово «одинокий», обратить на него особое внимание, понять общее
настроение
строфы - одиночество, затерянность в морском просторе.) А где оно сменяется на размышление
о его судьбе? (Вторые две строчки -размышления героя о его судьбе, о двух
силах, которые словно тянут парусник в разные стороны: «Что ищет он в стране
далекой? / Что кинул он в краю родном?») Откуда герой наблюдает парусник: издали или
вблизи? (Герой наблюдает
за парусником издалека, с берега.) А
где находится парусник: еще на родине или уже на чужбине? А может быть, где-то
между ними? Герой знает, почему парусник покинул родину?
(Герой сочувствует парусу,
который находится где-то на распутье между родиной и чужбиной. В то же время герой не знает, почему
парусник покинул родину.)
- Прочитайте
вторую строфу. Можно ли сказать, что она построена точно так же, как первая: сначала - конкретное впечатление
(пейзажная зарисовка), а затем - размышление о судьбе парусника? (Да,
вторая строфа построена так лее, как первая. Первые две строчки каждой строфы -картина
моря: вторые две - важный вопрос, размышление о жизни, вопрос - ответ.) Как
вы понимаете фразу «играют волны»? (Волнуются,
бушуют.) Какие строчки подтверждают, что воображение унесло героя
далеко в море, и теперь он видит парусник вблизи? (В первых двух строчках - опять впечатление о парусе. Герой на паруснике,
прямо над головой свист ветра, и «мачта гнется и скрипит».) С помощью
каких звуков поэт передает свист ветра и скрип мачты? (Поэт использует
звукопись: «ветер СвиЩет, /Имачта гнетСя и СКРиПит».) Герой уже знает ответ
на вопрос, который был задан в первой
строфе, или может ответить на него только частично? (Во вторых двух строчках
герой удивлен: «Увы, -он счастия не ищет / И не от счастия бежит!». Герою не
совсем понятны устремления парусника.)
Прочитайте третью строфу. А как она построена? Содержит
ли она конкретные впечатления? В какую картину они складываются: в
красивую и спокойную или мрачную и тревожную? Какой контраст есть в третьей строфе? (В
третьей строфе в первых двух строчках - снова речь о парусе. Буря утихла. Герой любуется морской волной; видит золотой луч
солнца. В мире царит такая красота,
но парус совершенно не хочет ею наслаждаться: «А он, мятежный, просит бури,
/ Как будто в бурях есть покой!» Герой стихотворения и не понимает поведения
паруса, и вместе с тем восхищается им.)
- Почему парус назван «мятежным»? (Мятежный
- бурный, тревожный, неспокойный,
неудовлетворенный.)
Лазурь - голубизна, синева, цвет моря (в
солнечную погоду).
- Обратите внимание на
знаки препинания в конце каждой строфы. Помогают ли они выразить то
главное переживание, которое содержится в стихотворении? (В стихотворении
сочетаются
восклицательная интонация (она есть в каждой строфе), вопросительная интонация (в первой строфе встречается два раза) и
интонация размышления, которая обозначена многоточием и присутствует в каждой строфе.)
- Это напоминает
музыку, в которой чередуются радость и тревога, повышение и понижение
интонации. Послушайте музыкальное произведение «Парус» (музыка А. Варламова).
Чтение
стихотворения учащимися,
- Как вы думаете, какое
чувство вызывает у героя поведение парусника: осуждение, недоумение,
восхищение? (Восхищение и недоумение.) Что же это за парус? И о чем на
самом деле
говорит
и думает поэт? (Стихотворение о человеке, о неустанном поиске смысла жизни.)
- Прочитайте это
стихотворение так, чтобы подтвердить свою точку зрения.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Понравилось ли вам стихотворение
М. IO. Лермонтова? Хочется ли выучить его
наизусть?
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; выучить
наизусть (по желанию).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.