Что
описывает автор в произведении? Какие места? (река, погост, монастырь, поле,
болото, школа)
Замечает
ли автор изменения, которые произошли в его родном краю? (да)
Действительно,
автор описывает свой родной край, словно вернувшись в родные места спустя
много-много лет, и находит, что всё изменилось там…
Для
дальнейшей работы я предлагаю вам разделиться на три группы по рядам.
Вы
сейчас все вместе перечитываете стихотворение, но каждая группа будет уделять
особое внимание на отдельные моменты.
Первый
ряд читает и отмечает для себя то, как меняется настроение и чувства автора
по ходу произведения.
Второй
ряд ищет образы, которые описывает Николай Михайлович.
Третий
ряд наблюдает за тем, как расположены рифмы в строфах.
Что
такое строфа? Что такое рифма?
Можете
объединиться и тихонько обсудить ваше задание между собой.
Все
прочитали произведение. Теперь давайте все вместе проанализируем нашу работу.
Сколько
строф в этом стихотворении? (8 строф)
Как
расположены рифмы в строфах? (через строчку)
Приведите
примеры (соловьи – мои, видели – жители, обоз – зарос)
Такая
рифма сохраняется на протяжении всего произведения? (да)
Найдите
первую строку стихотворения. С какой интонацией произносит её автор? (он
восклицает)
Верно,
он восклицает, восхищается своей родиной, которую не видел много лет.
Обратите внимание на многоточие после второй строки, о чем оно нам говорит?
(о задумчивости автора)
Какой
образ описывает автор в первой строфе? (образ своего детства, воспоминание о
маме)
Верно,
это самые теплый воспоминания – о маме, самый светлый образ – образ детства.
Найдите
в произведении строки, которые указывают нам на грусть автора. («мать моя
здесь похоронена в детские годы мои»).
О
чем повествует нам автор в этих строках? (что мама его умерла, когда он был
маленьким)
О
чем повествуют нам следующие две строфы? (о том, как он ищет могилу своей
мамы)
Найдите
строки, которые описывают состояние автора в этот момент
(«тихо
ответили жители:
-это
на том берегу.
Тихо
ответили жители,
Тихо
проехал обоз»)
Как
вы думаете, что он испытывает в этот момент?
Какой
прием автор применяет для того, чтоб передать нам это?
Опираясь
на эти строки, что мы можем сказать? (использует лексический повтор, указывая
на то, что он сам был тихий, задумчивый, что ему было больно, что мамы нет)
Какой
образ дальше рисует Рубцов? (образ монастыря)
Найдите
строки, которые описывают его.
(Купол
церковной обители
Яркой
травою зарос)
Давайте
представим себе эту картину… (церковь старая, заброшенная, заросла травой)
А
что такое купол? (вершина, крыша обители) А что, трава росла прямо на крыше?
Или мы можем еще что-то узнать из этих строк? (что она очень маленькая по
размеру) (слайд)
А
как рисует автор образ природы в этом произведении?
Изменилось
ли что-нибудь в местной природе? (да, что река высохла)
А
почему она высохла? Найдите эти строчки в тексте.
(Там,
где я плавал за рыбами,
Сено
гребут в сеновал:
Между
речными изгибами
Вырыли
люди канал.)
Как
еще описывается река из детства автора в настоящее время?
Как
она изменилась? (превратилась в болото)
Что
чувствует автор в момент того, когда видит эти изменения?
Сожалеет
ли он? (да, он сожалеет, ему грустно)
Докажите
мне это словами автора.
Как
он обращается к природе?
(тихая
моя родина,
я
ничего не забыл)
Верно!
Автор, будто беседуя с природой и родиной, говорит о том, что он не забыл
свой край. Он использует обращение к природе, чтоб передать нам, что
относится к родине, как к живому существу.
Какой
образ вдруг меняет настроение автора?
И
как оно меняется? (образ школы. Автору становится весело, он вспоминает
школьные годы)
Найдите
отдельные слова из строфы про школу, которые указывают на настроение автора
(простор, ворона веселая, сяду на забор)
Да,
вы правы, эти слова передают задор автора при воспоминаниях о школе, его
веселое настроение. С кем он сравнивает себя? (с веселой вороной)
Но
остался ли неизменным этот образ? (нет)
А
что изменилось? (забор уже новый перед школой)
А
сама школа изменилась?
Найдите
эти строки. («Школа моя деревянная!...)
Обратите
внимание на знаки после этой строки. Восклицательный знак и многоточие. Что
означает каждый знак? (восклицание и недосказанность)
Да,
Николай Михайлович, восклицая о родной школе, вдруг прерывает свой порыв.
Почему,
как вы думаете? Найдите объяснение в тексте («Время придет уезжать») Верно,
автор вспоминает, что ему скоро придет время снова уехать и проститься с
родной деревянной школой.
Прочитайте
последнюю строфу вслух. Какие эмоции испытывает автор? (щемящую тоску, любовь
к родным местам, привязанность к родине) Автор самоотверженно говорит о
родине в этих строках. Какая фраза, на ваш взгляд, определяет его в этот
момент?
(«чувствую
самую жгучую,
самую
смертную связь»)
Почему
автор называет эту связь жгучей?
Какое
средство выразительности использует Рубцов? (метафору, потому что она будто
горит в нем, жжет душу)
Как
вы понимаете слова «смертная связь»? (связь до самой смерти)
Что
он называет, какие образы, говоря об этой связи? (избы, тучи, гром) Да,
автору близок каждый дом, каждая туча на небе, даже гром, который вот-вот
грянет ему близок.
Испытываете
ли вы такую связь с родным краем?
Любуетесь
ли вы нашим городом или селом, если живете в селе?
Приходилось
ли вам скучать по родине, когда уезжали куда-то далеко и надолго?
Что
хотел автор донести нам этим стихотворением? (свое отношение к родине) Какие
чувства хотел вызвать в нас? (воспоминания, любовь к родному краю) Удалось ли
ему это?
Вам
к сегодняшнему дню было задано повторить еще два стихотворения. Есенин
«Береза» и Никитин «Русь». Что общего в этих произведениях? (они все о родине)
Чем они отличаются? (Есенин писал про березу, Никитин про целую страну, а
Рубцов о родном крае) Объединяет ли всех трех авторов идея, замысел
стихотворений или они писали с разными целями? (объединяет. Они все хотели
вызвать у читателя любовь к родине, к Отчизне)
Так
какова главная мысль этого произведения?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.