Л. Пантелеев «Честное
слово»
Цель урока: 1. Продолжить
учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном
произведении) представлять себе черты их характера.
2. При помощи системы вопросов побудить
детей внимательно перечитывать и просматривать текст.
3. Формировать у учащихся нравственные
ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения.
Задачи урока: познакомить
с творчеством Л. Пантелеева; продолжить работу по совершенствованию навыка
сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом;
анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого;
работать над развитием речи, мышления; развивать умение читать в лицах; с
помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о
честности, отзывчивости, смелости; формировать нетерпимое отношение к поступкам
Оборудование: , иллюстрации к тексту, компьютер, проектор, книги с
произведениями Л.Пантелеева ,карточки для структур ,набор для РАФТ
.
Ход урока:
1. Организационный момент
- С добрым утром, 3 класс,
Всё готово ли у вас?
Все на парты посмотрели?
А теперь тихонько
сели.
2. Введение в тему урока
Структура НАМБЭД ХЕДС ТУГЭЗЕ
Цель: научить обсуждать и принимать командный
ответ;
-
улучшение социальных навыков, навыка принятия решения; отработки информации;
- Разгадайте
зашифрованные слова
-каждой
команде дается 1 зашифрованное слово.
НАМБЭД
ХЕДС ТУГЭЗЕ –работа в команде( 4 головы вместе собираемся)
1.
Я вам задаю задание.
2.
Вы записываете ответы без обсуждения.
3.
Вы сидя за партой . приближаетесь и
обсуждаете и обучаете друг друга.
4.
Вы приходите к верному ответу.
5.
Я называю число, и ученик каждой команды
под этим номером отвечает, используя карточку.
Вы
хвалите тех, кто ответил правильно
ОБОРДАТ
ВИЧОТЫЗТЬОВС ВЖИЛСЬТО НССЕТЬЧТО
(Доброта) (Отзывчивость) (Лживость)
(Честность)
-
Назовите эти понятия одним словом. (Это качества человека)
-
Назовите лишнее слово. (Лживость)
-
Почему вы так решили? (Высказывания детей)
-
Как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность.
-
Какие это качества? (Высказывания детей)
-
Сегодня на уроке мы продолжим
знакомство с произведением
Леонида Пантелеева «Честное слово» Откройте учебник «Литературное чтение» с.
101. Посмотрите на название произведения, на иллюстрации в учебнике и выскажите
предположение, о чём этот текст? (Высказывания детей) Давайте
посмотрим, какие есть толкования этого слова
ЧЕСТЬ:
1)
Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие
принципы.
2)
Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь
смолоду).
3)
Почёт, уважение (честь по труду).
-Ребята,
сейчас мы проведем структуру
3.ФИНК- РАЙТ- РАУНД – РОБИН (ПОДУМАЙ- ЗАПИШИ ,ОБСУДИ)
1.
получаете задание
2.
обдумываете высказывание
3.
записываете ответ
4.
по очереди обсуждаете свои ответы в команде.
Всё выполняете по моей команде.
- Что
характерно для настоящего героя?
_- Высказывают свои ответы партнеры под № 1.
- Герои
сказки – это главное действующее лицо повествования. Чтобы стать главным, ГЕРОЮ
нужно совершить ПОСТУПОК, преодолеть препятствия. А для этого приходится
выходить ИЗ ДОМА. И это делают и ГЕРОИ сказок, и ГЕРОИ рассказов. Но сказка и
рассказ – это разные повествования! Сказка не рассказывает о том, что чувствует
ГЕРОЙ, когда встречается с очередной угрозой или опасностью. А вот из рассказа
мы можем узнать, какие сложные и разнообразные переживания бывают у ГЕРОЯ.
Давайте, проверим наш вывод, прочитав рассказ Л.Пантелеева « Честное слово».
4. Словарная работа
-
Как вы понимаете значение слов:
СТОРОЖКА
– помещение для сторожа;
БЕЗУТЕШНО
– не находя утешения;
ЧАСОВОЙ
– военнослужащий, стоящий на посту, на часах;
КАРАУЛ
– воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.
5. Работа по содержанию текста ( по частям)
(До слов «Вдруг я остановился…»)
- От чьего имени идёт повествование?
-
Где происходили действия?
( До слов «Я подошёл и окликнул его…»)
-
Что узнали о мальчике?
(До слов «Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь…»)
-
Почему мальчик плакал?
-
В какую ситуацию он попал?
-
Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над
ситуацией.)
6. Физкультминутка ( феерверк, зарядка для глаз)
7. Повторное чтение по частям и работа над содержанием текста (продолжение)
(До слов «Не успели мы втроём выйти из сада…»)
-
Какая мысль пришла в голову рассказчику?
-
Почему только военный мог снять мальчика с караула?
-
Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как
обрадовался в эту минуту».
-
Как вы думаете, почему майор согласился помочь?
-
Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?
-
Что значит «весело и с облегчением засмеялся»?
(Чтение до конца)
-
Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?
8. – А сейчас проведем структуру ФАЙНД САМУАН
Цель: получение
новых знаний ;
Обработка
информации;
Принятие решений.
1. Вы
расходитесь , держа руку поднятой, в поиске партнера по команде.
2. В
паре ученик А задает вопрос из таблицы; ученик Б отвечает. Ученик А записывает
ответ в его таблицу.
3. Ученик
Б проверяет и утверждает ответ.
4. Ученик
б задает вопрос из таблицы; ученик А отвечает. Ученик Б записывает ответ в его
таблицу .
5. Ученик
А проверяет и утверждает ответ.
6. Ученики
пожимают друг другу руки, расходятся и снова поднимают руку, чтобы найти нового
партнера.
7. Участники
повторяют этапы 1-6 до полного заполнения таблицы.
8. После
полного заполнения, ученики рассаживаются.
9. В
команде ученики сравнивают ответы; если возникают разногласия и
неопределенность, они все поднимают руку и задают вопрос от команды.
Найдите того, кто знает…
|
Имя
|
Ответы на вопросы
|
1.Тяжело ли держать «честное слово»?
|
|
|
2.Что мальчик почувствовал, когда на
улице стемнело?
|
|
|
3. Почему же он не ушёл?
|
|
|
4. Заслуживает ли мальчик такое серьёзное
отношение?
|
|
|
5. Охарактеризуйте мальчика. Какой он?
Каким вы его представляете?
|
|
|
10. Работа с пословицами Структура РАФТ
-
Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?
Цель:
научить создавать постер / брошюру, по пословицам;
1.
Восстановить пословицы.
2.
Выбрать одну пословицу.
3.
Объяснить, как вы понимаете каждую
пословицу. Для этого подберите нужные рисунки и составьте памятку.
4.
Заклейте на белом листе.
5.
Всю эту работу надо провести дружно,
согласованно, аккуратно. В конце не забудьте поблагодарить партнеров.
6.
Защита проектов.
Не
давши слова – крепись,
|
хозяин.
|
Не
по виду суди,
|
а
давши – держись.
|
Будь
своему слову
|
а
по делам гляди.
|
11. Итог урока
- Что
понравилось в этом рассказе?
-
Какую мысль хотел донести до вас автор?
.12.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
13. Домашнее задание
-
Представьте, что вам предложили написать письмо этому мальчику. Чтобы вы
написали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.