МБОУ
«Стрельская ООШ»
Урок
литературного чтения
во
2 классе
Е.И.
Чарушин "Страшный рассказ".
Кольцина О.П..
учитель начальных классов
стаж работы 24 года
1квалификационная категория
с.
Стрелка, 2013 г.
Тема: Е.И.Чарушин
«Страшный рассказ»
Задачи урока:
1. Познакомить с творчеством
Е.И.Чарушина.
2. Формировать навыки
правильного и выразительного чтения.
3. Закреплять умение прогнозировать
и анализировать .
4. Развивать креативность
мышления, обогащать словарный запас учащихся.
5. Воспитывать бережное
отношение к животным.
Ход
урока:
Девиз:
Скучать некогда.
Учитель: Ну а вам не надоело,
Не наскучило читать?
Дети: Нет!
Тому, кто занят делом.
Просто некогда скучать!
I. Проверка
домашнего задания.
Пересказ текста «Про зайчат» -
3 человека.
- Какая главная мысль этого
рассказа? (В лесу вольнее жить)
II. Разминка
(у доски на ковре):
а) дыхательная: «понюхай
цветок», «задуй свечу», «сдуй пылинку» и другие;
б) звуковая: артикуляция
звуков а, о, у, ы, э;
в) загадка: в этой загадке две
отгадки, с «у» - ползучей, с «ё» - колючей
(после ответов учитель
открывает карточки с отгадками)
Уж Ёж
-Какая в этих словах
орфограмма?
-Проверим написание этих слов
скороговоркой:
У ужа ужата, у ежа ежата.
-Характеристика звука «ж»
Правило: жи ши пиши с буквой
и.
г) «Вызов»:
-Это стихотворение, которое
поможет узнать, кто является главным героем следующего рассказа.
( Стихотворение записано на
доске, при его чтении используются следующие виды чтения, названия которых
также записаны на доске: тихо, медленно, с ударением на каждом слове, вопрос с
недоверием, ответ с оправданием, быстро, наизусть)
- Что ж ты, Ёж,
такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
- Так кто же будет главным
героем рассказа?
-Ёж.
- Посмотрите на сканер и
найдите название рассказа и автора.
и о ф
о о з и к н н
с т р
а ш н ы й к ч
р а с
с к а з з ь а
р й я
я р и т т у р
у а в
ж б з ю ь т у
ь э д
к о ц ж и р ш
ъ ю ж
г о ь щ ф и и
б о р к в с т у е н
-
Прежде, чем познакомиться с рассказом, давайте поближе познакомимся с автором.
Метод
«Инсерт» (чтение с пометами)
(Учащиеся
получают раздаточный материал – статья о Чарушине):
«В
этом году исполняется 100 лет со дня рождения замечательного художника и
писателя Евгения Ивановича Чарушина.
Он
изображал разных зверей и птиц, иллюстрировал книги, посвящённые животным, и
сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про
своих домашних любимцев, а так же про зверей, живущих в лесу – волков,
медведей, лисиц.
Художник,
который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным
анималистом. Он наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял
множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное,
нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и его движения,
повадки и даже характер. Художник хорошо умел показать характер, нрав каждого
зверя.
Вот
удивлённый котёнок Тюпа. Он жил у Чарушина дома, и его прозвали Тюпой за то.
что он смешно тюпал губами, как будто разговаривал. Как точно художник
изобразил пушистого котёнка – Тюпа притаился, наблюдая за бабочкой, ушки
торчком, глаза широко открыты. Сколько любопытства в его взгляде! Нельзя не
улыбнуться, глядя на него.
Среди
лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С.Маршака «Детки в клетке».
(После
прочтения следует аналитическая работа: ученики заполняют таблицу,
расположенную на доске)
Знаю новое
+ !
Любит
природу
Пишет
Рисует
30 лет
писательской
деятельности анималист
Иллюстрирует
книги М.Горького, М.Пришвина, В.Бианки, С.Маршака
Выставка
книг. Рассказы Е.И.Чарушина
3.
Прогноз
(На
доске запись:
Шура и
Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно, не
боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли
родители; зажгли; ёжик)
-
Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? (Страх, радость.
Облегчение)
(2
человека делают свой прогноз)
4.
Чтение рассказа:
а)
Оправдался ли прогноз?
б)
Объясните название рассказа.
в)
Было ли с вами такое?
г)
Словарная работа:
Чулан
- подсобное помещение;
Сени –
помещение между жилой частью дома и крыльцом.
5.
Самостоятельное чтение (на своих местах):
Задание:
на доске расположены карточки с фразеологизмами, надо установить лексическое
значение и расположить в той последовательности, в которой развиваются события.
(Дети
читают. Коллективная работа с комментированием и аргументацией)
-У
страха глаза велики. (Преувеличивать)
-Совсем
одни. (Родители ушли)
-Брать
под своё крылышко. (Окружить заботой, вниманием)
-Сердце
в пятки ушло. (Испугались)
-В
мгновение ока. (Быстро залез под одеяло)
-Слава
Богу. (Облегчение, радость)
-Вот
тебе и раз. (Удивление)
6.
Анализ содержания по вопросам. Метод «Толстые и тонкие вопросы»
-
Можно ли назвать детей смелыми? Почему?
- Что
сказано про мальчиков в начале рассказа? (зачитать)
-
Подберите прилагательные для описания их характера. (Аккуратные, послущные,
самостоятельные, дружные)
-
Предположите, сколько им лет? Обоснуйте свой ответ. (Говорили 2не пыхчи», «не
пыхтю»)
- Как
правильно следует говорить? (Не пыхти, не пыхчу)
-
Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в
событиях.
-
Подберите в тексте и зачитайте строки к иллюстрации.
-
Почему ёж свернулся шариком?
-
Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?
7.
Работа в центрах:
Центр чтения
«Читатели»
Задания:
1. Научится
выразительно читать;
2. Разбить
текст на смысловые части, составить план.
(1.Осталиь
одни.
2.Испугались.
3.Да
это ёжик!)
Центр
письма «Языковеды»
Задания:
1. Выписать
из текста глаголы, показывающие действия главных героев;
2. Доказать,
что преобладание глаголов в рассказах – это характерная особенность стиля
Чарушина,
(Ёж –
ползает, шуршит, топает, пыхтит, шлёпает, пробежал, свернулся, забрался.
Мальчики
– умылись, разделись, легли спать, лежат, молчат, разговаривают, испугались.)
Научно-исследовательский
центр «Исследователи»
Задания:
Используя
газету «Непоседа», энциклопедии, книгу «С любовью к родной природе», ответить
на вопросы:
1. Где
и как ёж устраивает гнездо?
2. Как
ёж охотится? Какую пользу приносит?
3. Как
ведёт себя ёж, почуяв опасность?
4. Кто
является самым опасным врагом для ежа?
5. Как
ёж заботится о ежатах?
6. Что
значит «держать в ежовых рукавицах»?
7. Каким
может быть вес, величина ежа?
8. Хорошо
ли слышит ёж?
9. Презентация
работ.
10. Составление
коллективного «Синквейна»:
Ёжик
Маленький,
колючий
Пыхтит,
шуршит, топает
Ёж
уничтожает мелких грызунов
Зверёк
11. Домашнее
задание.
Читать,
пересказывать текст. Творческая тетрадь :№1, №7 (по выбору №10, №12, №20)
№1 –
научиться читать выше нормы.
№7 –
Подготовить краткий пересказ.
№10 –
Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
№12 –
Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки.
№20 –
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.